Не вступил в силу
Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 октября 2021 года N 1814

О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 377 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 15, ст.1750; 2020, N 15, ст.2258; 2021, N 16, ст.2765; N 39, ст.6710).

2. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением пункта 2, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 октября 2021 года N 1814



Изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"



Изложить государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" в следующей редакции:

"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 марта 2019 года N 377
(в редакции постановления
Правительства Российской
Федерации
от 22 октября 2021 года N 1814)



Государственная программа Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"



I. Приоритеты и цели государственной политики в сфере государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"


Государственная программа Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике".

Стратегические документы государственной политики Российской Федерации определяют ключевую роль науки и технологий в парировании больших вызовов, долгосрочном позиционировании страны в группе мировых лидеров, в решении отраслевых, национальных и глобальных проблем, прогнозировании происходящих в мире трансформаций, своевременном распознавании новых угроз, перспектив, "окон возможностей".

1. Оценка текущего уровня научно-технологического развития


Текущее состояние национального научно-технологического комплекса характеризуется как наличием значительных заделов, так и набором неразрешенных проблем, препятствующих долгосрочному устойчивому развитию страны, обеспечению ее присутствия в числе ведущих стран - глобальных научно-технологических лидеров.

В настоящее время Российская Федерация удерживает 6-ю позицию в рейтинге по численности исследователей в эквиваленте полной занятости, уступая Китайской Народной Республике, Соединенным Штатам Америки, Японии, Федеративной Республики Германия и Республике Корея. При этом позиции Российской Федерации по показателю насыщенности экономики высококвалифицированными кадрами довольно скромны - только 30-е место (по численности исследователей в эквиваленте полной занятости в расчете на 10 тыс. занятых в экономике). Кроме того, за последние годы так и не удалось добиться изменения деформации возрастной структуры научных кадров - возобновилась тенденция к снижению численности исследователей в возрасте до 29 лет в общей численности исследователей (до 16,8 процента в 2019 году), остается устойчивой численность ученых старших возрастных групп в возрасте 60 лет и более в общей численности ученых (около 25 процентов).

Концентрация усилий государства и скоординированная поддержка фундаментальных научных исследований привели к тому, что начиная с 2013 года наблюдается существенный рост числа публикаций российских авторов, индексируемых в одной из наиболее авторитетных международных баз научного цитирования Web of Science Core Collection (далее - база научного цитирования). При этом учитываются 3 типа документов, индексируемых в базе научного цитирования, -научные статьи, обзоры и доклады на конференциях. Расчеты приведены по данным электронного аналитического ресурса InCites на основе материалов базы научного цитирования, проиндексированных по состоянию на 31 мая 2021 г. В 2012 году число таких документов составило 40,8 тыс. единиц, а в 2020 году достигло 76,8 тыс. единиц. В результате удельный вес Российской Федерации в общемировом числе публикаций, индексируемых в базе научного цитирования, увеличился с 2,05 процента в 2012 году до 2,9 процента в 2020 году. В 2012-2020 годах Российская Федерация занимала незначительные позиции в рейтинге стран по числу публикаций, индексируемых в базе научного цитирования. Российская Федерация переместилась в указанном рейтинге с 12-го места в 2017-2019 годах на 14-е место в 2020 году. У находящейся на 10-м месте Австралии в 2020 году было 100,6 тыс. публикаций (3,8 процента всех публикаций мира), а у Китайской Народной Республики и Соединенных Штатов Америки - 590,7 тыс. единиц и 578,2 тыс. единиц соответственно (22,3 процента и 21,8 процента всех публикаций мира соответственно).

Позитивной тенденцией последних лет является неуклонный рост технической вооруженности сектора исследований и разработок. В 2019 году стоимость машин и оборудования в расчете на 1 исследователя достигла 3,4 млн. рублей, увеличившись за 2017-2019 годы на 31,9 процента (в постоянных ценах). Такой показатель рассчитан по дефлятору валового накопления основного капитала. Рост был обусловлен в том числе принятием федерального проекта "Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации" и реализацией мероприятий по обновлению материально-технического оснащения (приборной базы).

Российская Федерация, входящая в группу мировых лидеров по общему объему внутренних затрат на исследования и разработки, резко отстает по доле внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте (Российская Федерация - 1,04 процента в 2019 году и 1,1 процента в 2020 году, Республика Корея - 4,64 процента, Соединенные Штаты Америки - 3,07 процента, Китайская Народная Республика - 2,23 процента, Япония - 3,24 процента, Федеративная Республика Германия - 3,18 процента). Более половины внутренних затрат на исследования и разработки в Российской Федерации финансируется за счет средств федерального бюджета (53,1 процента в 2019 году), и менее трети внутренних затрат на исследования и разработки в Российской Федерации финансируется за счет средств предпринимательского сектора (30,2 процента в 2019 году). С учетом негативных для экономики эффектов распространения новой коронавирусной инфекции дальнейшее снижение доли средств бизнеса в финансировании отечественной науки представляется сегодня наиболее вероятным развитием событий. Важной задачей в этих условиях является ориентация сектора исследований и разработок на потребности инновационного бизнеса. Это предполагает последовательное расширение применения модели "квалифицированного заказчика", предусмотренной Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" (далее - Стратегия научно-технологического развития). Приведенные показатели затрат на исследования и разработки в Российской Федерации указывают на низкую востребованность отечественного сектора исследования и разработок со стороны других секторов экономики при разработке новых (отечественных) технологий (продуктов, систем и материалов), с одной стороны, и недостаточную эффективность усилий государства по трансформации отечественного сектора исследования и разработок путем оказания административной и финансовой поддержки соответствующих видов деятельности, совершенствования управления правами на результаты интеллектуальной деятельности, с другой стороны.

Нормативная размытость процесса проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, отсутствие нормативно закрепленных этапов их проведения с описанием типов возможных результатов исходя из уровня готовности технологии приводят к низкому уровню использования права на получение налоговых льгот в отношении расходов на исследования и разработки. Общий объем предоставленных налоговых льгот в отношении исследований и разработок по налогу на прибыль составляет 1,2 процента величины внутренних затрат на исследования и разработки субъектов хозяйствования, осуществляющих проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, по налогу на добавленную стоимость - 14,3 процента величины внутренних затрат на исследования и разработки субъектов хозяйствования, осуществляющих проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Существующая разница техники учета и отражения затрат в бухгалтерском, налоговом и статистическом учете и отчетности, а также размытость нормативных определений научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ приводят к необходимости нести значительные финансовые и административные издержки для правильного отражения затрат на исследования и разработки в организациях реального сектора экономики. Также необходимо совершенствование порядка администрирования налоговых преференций, предоставляемых в отношении расходов на исследования и разработки.

Стимулирование инновационной деятельности субъектов хозяйствования реального сектора экономики (в том числе его инвестиций в исследования и разработки) при доминировании государства в финансировании науки не привело к значимым результатам. Разрозненность мер государственной поддержки прикладных научных исследований и разработок (в том числе между отдельными ведомствами), распределенных по 32 государственным программам, неопределенность эффектов и взаимного влияния этих мер являются одной из причин наблюдаемого снижения патентной активности российских заявителей в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации. Решение задачи повышения патентной активности носило затруднительный характер в связи с наличием требования к повышению публикационной активности научных и образовательных организаций. Для преодоления указанных трудностей в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, состоявшегося 8 февраля 2021 г., меры по поддержке всех научных исследований и разработок гражданского назначения и их финансовое обеспечение будут консолидированы в рамках Программы.

При высоком уровне фундаментальных исследований, значительном числе научных школ, ведущих научных центров сохраняются невосприимчивость экономики и общества к инновациям, несоответствие предложения результатов исследований и разработок спросу на них со стороны реального сектора экономики и недопустимо низкий уровень этого спроса.

Странами - лидерами по объемам экспорта продукции высокотехнологичных отраслей промышленности на мировом рынке являются Китайская Народная Республика, Федеративная Республика Германия, Республика Корея, Соединенные Штаты Америки, Республика Сингапур и Французская Республика. Российская Федерация в рейтинге по объемам экспорта продукции высокотехнологичных отраслей промышленности по состоянию на 2018 год располагалась на 29 месте с объемом экспорта высокотехнологичной продукции в 10 млрд. долларов США. Для повышения места Российской Федерации в рейтинге стран - экспортеров продукции высокотехнологичных отраслей промышленности необходимо повысить восприимчивость экономики и общества к инновациям, создать условия для развития наукоемкого бизнеса. Инструментом укрепления позиций страны в инновационной сфере станут меры по обеспечению эффективного перехода результатов исследований и разработок на более высокий уровень технологической готовности, в том числе посредством разработки и организации производства инновационной продукции.

К позитивным сдвигам последних лет в результативности исследований и разработок в Российской Федерации можно отнести:

внутренние затраты на исследования и разработки в области медицинских наук, которые в 2019 году составили 45,5 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2018 годом на 6,3 процента (в постоянных ценах). Число публикаций российских авторов по медицинским наукам в научных изданиях, индексируемых в базе научного цитирования, в 2020 году достигло 7577 единиц, что составило 0,94 процента общемирового массива публикаций. В части научной инфраструктуры была создана сеть национальных медицинских исследовательских центров (в 2019 году действовали 24 центра). Национальными медицинскими исследовательскими центрами получены 352 патента на инновационные методы и средства профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. Подведомственные Министерству здравоохранения Российской Федерации научные и образовательные организации в 2019 году в рамках государственного задания на научные исследования и разработки разработали 15 новых диагностических тест-систем, 6 лекарственных средств, доведенных до стадии клинических исследований, и получили 624 патента. Доля модернизированных лабораторий, соответствующих требованиям надлежащей лабораторной практики, в общей численности лабораторий составила 21,8 процента (нарастающим итогом с 2013 года);

объем внутренних затрат на исследования и разработки в сфере сельскохозяйственных наук, который в 2019 году вырос на 6,5 процента (в постоянных ценах) по сравнению с предыдущим годом и составил 19 млрд. рублей. Численность исследователей, наоборот, сократилась на 1,2 процента до 9459 человек. Число публикаций российских авторов по сельскохозяйственным наукам в научных изданиях, индексируемых в базе научного цитирования, в 2020 году достигло 1924 публикаций, что составило 1,65 процента общемирового массива публикаций.

Тем не менее, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, поддержка этих социально-ориентированных областей исследований и разработок, прямо связанных с потребностями и интересами общества, остается неудовлетворительной, а ее масштабы заметно ниже, чем во многих развитых и быстро развивающихся экономиках.

Индикатором позитивных сдвигов в технологическом развитии промышленности может служить превышение целевого значения внутренних затрат на исследования и разработки государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", за счет внебюджетных источников. В 2020 году фактическое соотношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе внутренних затрат на исследования и разработки в рамках указанной государственной программы составило 49,2 процента при плановом значении 47,9 процента. В результате реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в гражданских отраслях промышленности было создано 729 высокопроизводительных рабочих мест при плановом значении 686 высокопроизводительных рабочих мест, а объем продаж высокотехнологичной продукции составил 73,1 млрд. рублей (плановое значение - 65,3 млрд. рублей).

В авиационной промышленности объем внутренних затрат на исследования и разработки в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 303 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности", в 2019 году превысил плановое значение на 42,5 процента и составил 10,4 млрд. рублей. Число патентов (свидетельств) на объекты интеллектуальной собственности, полученных научными организациями отрасли, в расчете на 1 исследователя превысил плановое значение в 1,5 раза.

В рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 304 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений", количество патентов и других документов, удостоверяющих новизну технологических решений отрасли, в 2020 году достигло плановых значений. Фондовооруженность работников научных и проектных организаций судостроения по сравнению с 2013 годом выросла в 1,8 раза, а производительность их труда - в 1,5 раза.

В электронной и радиоэлектронной промышленности объем внутренних затрат на исследования и разработки на производство электронного оборудования, его компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи, офисного оборудования составил 34,1 млрд. рублей (рост на 3 процента по сравнению с 2018 годом). Число публикаций российских авторов в научных изданиях, индексируемых в базе научного цитирования, по тематикам "Электроника", "Электронная техника", "Информационные технологии" в 2020 году составило 3125, а их удельный вес в общемировом числе публикаций составил 1,69 процента.

Объем внутренних затрат на исследования и разработки по научным тематикам "Энергоэффективность", "Энергосбережение", "Ядерная энергетика" составил в 2019 году 110,37 млрд. рублей.

Проблема низкой эффективности научно-технологического сектора должна решаться в том числе за счет усиления внимания к передовым направлениям исследований (при планировании, приоритизации, поддержке исследований и разработок, практическом использовании полученных научных результатов), снижения административных барьеров и создания благоприятных условий для осуществления субъектами хозяйствования реального сектора экономики инвестиционных вложений в научные исследования и разработки.

В целях повышения эффективности научных исследований и экспериментальных разработок формируется единая государственная система управления научной, научно-технической и инновационной деятельностью, обеспечивающая замкнутый цикл принятия решений в сфере развития науки, технологий и инноваций, ключевыми этапами которого являются планирование, реализация, оценка эффективности и принятие решений о начале (продолжении) проведения научных исследований и (или) экспериментальных разработок.

Формирование единой государственной системы управления научной, научно-технической и инновационной деятельностью позволит создать механизм для осуществления прорывного научно-технологического развития Российской Федерации, формирования единого подхода к управлению научными исследованиями и экспериментальными разработками по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, кооперации государства, науки и высокотехнологичного бизнеса и обеспечения реализации полного инновационного цикла - от получения новых знаний до создания высокотехнологичной продукции.

Для преодоления ограничений, обусловливающих сложность администрирования расходов на исследования и разработки в реальном секторе экономики, необходима работа по синхронизации методологии и порядков ведения бухгалтерского, налогового и статистического учета и его упрощению. Это потребует изменения положений по бухгалтерскому учету, форм статистического наблюдения, донастройки классификаторов статистической информации, а также создания рубрикатора результатов научно-технологической деятельности, характеризующего этапы исследований и разработок исходя из достигнутого уровня готовности технологии.

2. Описание приоритетов и целей государственной научно-технологической политики


Цели, задачи, приоритеты и основные меры государственной политики в сфере реализации Программы определены Стратегией научно-технологического развития. Основной целью научно-технологического развития Российской Федерации является обеспечение независимости и конкурентоспособности страны за счет создания эффективной системы укрепления и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации. Эти же постановки подтверждены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" (далее - Стратегия национальной безопасности), в которой научно-технологическое развитие обозначено в качестве одного из 9 стратегических национальных приоритетов и ключевого фактора повышения конкурентоспособности и обеспечения национальной безопасности.

Программа является важнейшим инструментом реализации Стратегии научно-технологического развития, достижения национальных целей развития страны, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и других стратегических документах государственной политики, а также противодействия угрозам, определенным в Стратегии национальной безопасности, за счет концентрации усилий и ресурсов на национальном приоритете - научно-технологическом развитии.

В рамках Программы обеспечивается комплексная реализация государственной политики в сфере высшего образования, ориентированной на его развитие в регионах Российской Федерации, рост вклада в научно-технологическое развитие страны и эффективное воспроизводство кадров для науки и социальной сферы, отраслей экономики и регионов.

Система приоритетов Программы определяется магистральными направлениями развития мировой научно-технологической и инновационной сферы и необходимостью ответа на связанные с ними большие вызовы, определенные Стратегией научно-технологического развития. К их числу относятся:

"сквозные" направления развития информационно-коммуникационных технологий, выступающие драйвером технологических изменений различных секторов экономики (искусственный интеллект, квантовые вычисления, квантовые коммуникации, интернет вещей, технологии распределенных реестров);

технологии электронной компонентной базы, в том числе принципиально новой, квантовые сенсоры, новые поколения микроэлектроники, мобильные сети связи 5-го поколения;

энергетические технологии - распределенные интеллектуальные энергосистемы, новые технологии генерации, включая технологии природоподобной атомной энергетики и технологии термоядерной энергетики, инновационные способы передачи электроэнергии, новые и портативные источники энергии, в том числе возобновляемые;

технологии живых систем, в том числе генетические;

инновационные решения для повышения связанности и уровня освоения стратегически важных территорий, перспективные космические системы;