Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 3 июня 2021 года N 1614-р

Об утверждении Порядка и условий осуществления выплат компенсационного характера работникам государственных учреждений социальной защиты населения Санкт-Петербурга и государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга



В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 N 1679 "О системе оплаты труда работников государственных учреждений социальной защиты населения Санкт-Петербурга и государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга":

1. Утвердить Порядок и условия осуществления выплат компенсационного характера работникам государственных учреждений социальной защиты населения Санкт-Петербурга и государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - Порядок), согласно приложению.

2. Руководителям государственных учреждений социальной защиты населения Санкт-Петербурга и государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - учреждения социальной защиты населения), при заключении трудового договора ("эффективного контракта") или дополнительного соглашения к трудовому договору, а также при утверждении локальных нормативных актов в сфере оплаты труда учитывать Порядок.

3. Планово-экономическому управлению Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - Комитет), Отделу по вопросам государственной службы и кадров Комитета оказывать консультационную и методическую помощь учреждениям социальной защиты населения по вопросам, связанным с применением Порядка.

4. Распоряжение не распространяется на Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Городской информационно-расчетный центр" (далее - Центр).

В отношении работников Центра действует распоряжение Комитета, принятое в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга, регулирующим оплату труда работников Центра.

5. Признать утратившими силу:

распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 30.03.2017 N 133-р "Об утверждении Порядка и условий осуществления выплат компенсационного характера работникам государственных учреждений социальной защиты Санкт-Петербурга";

распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 11.05.2017 N 246-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 30.03.2017 N 133-р".

6. Распоряжение вступает в силу через 10 дней после его подписания.

7. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета Буйневича Д.В.

Председатель Комитета
по социальной политике
Санкт-Петербурга
А.Н.Ржаненков



Приложение
к распоряжению Комитета
по социальной политике
Санкт-Петербурга
от 3 июня 2021 года N 1614-р



Порядок и условия осуществления выплат компенсационного характера работникам государственных учреждений социальной защиты населения Санкт-Петербурга и государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга



1. Общие положения

     

1.1. Порядок и условия осуществления выплат компенсационного характера работникам государственных учреждений социальной защиты населения Санкт-Петербурга и государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - Порядок), разработан в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 N 1679 "О системе оплаты труда работников государственных учреждений социальной защиты населения Санкт-Петербурга и государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга" и устанавливает правила осуществления выплат компенсационного характера к должностным окладам, тарифным ставкам (окладам), ставкам заработной платы работников государственных учреждений социальной защиты населения Санкт-Петербурга и государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - выплаты компенсационного характера, выплаты).

1.2. Порядок распространяется на:

работников государственных учреждений социальной защиты населения Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга и администраций районов Санкт-Петербурга, за исключением работников Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Городской информационно-расчетный центр";

работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга.

Порядок применяется как в отношении основных работников государственных учреждений социальной защиты населения Санкт-Петербурга и государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - учреждения социальной защиты населения), так и работников, занятых на условиях совместительства в указанных учреждениях.

1.3. Для целей Порядка используются следующие термины и определения:

1.3.1. Доплата - выплата к должностным окладам, тарифным ставкам (окладам), ставкам заработной платы, носящая компенсационный характер, за дополнительные трудозатраты работника, которые связаны с особенностями трудовой деятельности и характером отдельных видов труда;

1.3.2. Работодатель - учреждение социальной защиты населения;

1.3.3. Работник - работник учреждения социальной защиты населения;

1.3.4. Должностной оклад (оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат;

1.3.5. Условия осуществления выплат компенсационного характера - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, действие которых на работника предусматривает осуществление ему выплат компенсационного характера;

1.3.6. Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

1.4. При заключении трудового договора с лицом, принимающимся на работу в учреждение социальной защиты населения, в трудовой договор включаются выплаты компенсационного характера и (или) компенсации с указанием размера указанных выплат и (или) компенсаций, а также срока, на который они устанавливаются.

Если выплаты компенсационного характера устанавливаются работнику учреждения социальной защиты населения после заключения трудового договора, то с ним в установленном порядке заключается дополнительное соглашение в письменной форме.

2. Виды выплат компенсационного характера

     

2.1. Согласно подпункту "г" пункта 32 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29.12.2020, протокол N 13 органам государственной власти субъектов Российской Федерации при разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников государственных учреждений, находящихся в ведении указанных органов, рекомендуется применять перечень видов выплат компенсационного характера, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда для федеральных государственных учреждений.

Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях установлен приложением N 1 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 N 822 (далее - Перечень).

2.2. В учреждениях социальной защиты населения могут применяться следующие виды выплат компенсационного характера, предусмотренные Перечнем:

_______________

Перечень приводится в редакции, учитывающей действия федерального законодательства на дату утверждения Порядка. При этом Порядок содержит только те выплаты, которые применяются в учреждениях социальной защиты населения.

2.2.1. Выплаты работникам учреждений социальной защиты населения (далее - работники), занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

2.2.2. Выплаты работникам при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, а также при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) - статья 149 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).

2.3. Выплаты, предусмотренные пунктом 2.2.1 Порядка, устанавливаются в виде повышения должностного оклада, тарифной ставки (оклада) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - повышение).

Выплаты, предусмотренные пунктом 2.2.2 Порядка, устанавливаются в виде доплат, выраженных в процентах или абсолютных размерах, к должностным окладам, тарифным ставкам (окладам), ставкам заработной платы работников при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (далее - доплаты).

Выплаты компенсационного характера (повышение и доплаты), предусмотренные пунктами 2.2.1 и 2.2.2 Порядка, в силу статьи 129 ТК РФ включаются в заработную плату (оплату труда) работника и не призваны возместить ему конкретные материальные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2006 N 106).

3. Порядок, условия и размеры установления выплат компенсационного характера

     

3.1. Порядок, условия и размеры установления выплат компенсационного характера определяются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга, а также Порядком.

3.1.1. Повышение, устанавливаемое работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включается в состав коэффициента специфики работы в качестве коэффициента условий труда.

3.1.2. Размер коэффициента условий труда определяется на основании результатов специальной оценки условий труда, проведенной в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При этом рекомендуемые размеры коэффициента условий труда содержатся в соответствующем распоряжении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга.

_______________

На дату утверждения Порядка действуют рекомендуемые размеры коэффициента условий труда, установленные в таблице 4 приложения к распоряжению Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 16.01.2019 N 7-р "Об утверждении Порядка определения коэффициента специфики работы в государственных учреждениях социальной защиты населения Санкт-Петербурга и государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга".

3.1.3. Конкретные размеры повышения устанавливаются работодателем в коллективном договоре, локальном нормативном акте, учитывающими соответствующее распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга и принятыми в установленном порядке, а также в трудовом договоре работника.

3.2. Совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, согласно статье 149 ТК РФ относятся к случаям выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных.

3.2.1. Порядок и условия реализации режима совмещения профессий (должностей), расширения зоны обслуживания, увеличения объема работы либо исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором (далее - режим совмещения профессий (должностей), а также правила оформления совмещения профессий (должностей) в учреждениях социальной защиты населения предусматриваются Рекомендациями по применению режимов совмещения профессий (должностей), расширения зон обслуживания, увеличения объема работ либо исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, в государственных учреждениях, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, в государственных учреждениях социального обслуживания, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, утвержденными распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 12.05.2016 N 124-р (далее - Рекомендации).

Примерный перечень профессий рабочих и должностей медицинских, социальных и фармацевтических работников государственных учреждений социальной защиты населения Санкт-Петербурга и государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, которым может устанавливаться совмещение профессий (должностей), содержится в приложении N 1 к Порядку (далее - Примерный перечень N 1).

Примерный перечень общеотраслевых должностей руководителей, специалистов, служащих и рабочих государственных учреждений социальной защиты населения Санкт-Петербурга и государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, которым может устанавливаться совмещение профессий (должностей), содержится в Приложении N 2 к Порядку (далее - Примерный перечень N 2).

Учреждения социальной защиты населения на основании Примерных перечней N 1, N 2 формируют аналогичные перечни, которые являются приложениями к коллективному договору или локальному нормативному акту.

3.2.2. В связи с тем, что в силу статьи 60 ТК РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, работодатель при необходимости с письменного согласия работника может поручить ему выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительную работу по другой или той же профессии (должности) за дополнительную оплату.

_______________

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.11.2019 N 37-П разъяснено, что одностороннее принудительное возложение на работника должностных обязанностей, не обусловленных трудовым договором, недопустимо. Трудовая функция может быть изменена только с согласия работника и на согласованных условиях. Возложение на работника дополнительной работы предусматривает доплату.

3.2.3. Во всех случаях режима совмещения профессий (должностей) размер доплаты конкретному работнику устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 151 ТК РФ).

При этом размер доплаты может быть определен одним из следующих способов:

а) в процентах от должностного оклада, тарифной ставки (оклада), ставки заработной платы по основной профессии (должности);

б) в процентах от должностного оклада, тарифной ставки (оклада), ставки заработной платы по совмещаемой профессии (должности);

в) в абсолютном (фиксированном) размере.

Конкретный способ определения размера доплаты устанавливается коллективным договором, соглашением и (или) локальным нормативным актом, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации учреждения социальной защиты населения (далее - профсоюзы) или по согласованию с ним.

3.2.4. ТК РФ не содержит как минимальные, так и максимальные размеры доплаты.

Вместе с тем по решению сторон социального партнерства, предусмотренных статьей 25 ТК РФ, коллективный договор (соглашение либо локальный нормативный акт) могут содержать условие о минимальном и (или) максимальном значениях доплаты.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»