ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 апреля 2021 года N 11-рп
1. Утвердить План мероприятий ("дорожную карту") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Санкт-Петербурге на 2021-2025 годы (далее - "дорожная карта") согласно приложению.
2. Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга:
2.1. Координировать деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, являющихся исполнителями "дорожной карты", в части, касающейся выполнения "дорожной карты".
2.2. В месячный срок утвердить формы отчетов о достижении запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, о выполнении мероприятий в соответствии с "дорожной картой".
2.3. Ежегодно до 1 мая начиная с 2021 года информировать Правительство Санкт-Петербурга о ходе выполнения исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга "дорожной карты".
3. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, являющимся соисполнителями "дорожной карты", до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, являющиеся исполнителями "дорожной карты", отчеты о достижении запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, о выполнении мероприятий в соответствии с "дорожной картой".
4. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, являющимся исполнителями "дорожной карты", до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга отчеты о достижении запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, о выполнении мероприятий в соответствии с "дорожной картой".
5. Контроль за выполнением распоряжения возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Эргашева О.Н.
Губернатор Санкт-Петербурга
А.Д.Беглов
План мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Санкт-Петербурге на 2021-2025 годы
План мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Санкт-Петербурге на 2021-2025 годы (далее - "дорожная карта") разработан в целях реализации:
Конституции Российской Федерации;
Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Заключительных замечаний Комитета по правам инвалидов Организации Объединенных Наций по первоначальному докладу Российской Федерации о ходе выполнения Конвенции о правах инвалидов.
Основными целями "дорожной карты" с учетом потребностей отдельных категорий инвалидов (инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями слуха, зрения, умственного развития) являются:
поэтапное повышение уровня доступности для инвалидов объектов государственных учреждений, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, и предоставляемых указанными учреждениями услуг в соответствующих сферах деятельности: здравоохранения, образования, молодежной политики, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, туризма, труда и занятости, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи и информации;
повышение информированности и ответственности собственников (пользователей) объектов негосударственных организаций Санкт-Петербурга по вопросам обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг негосударственных организаций Санкт-Петербурга.
"Дорожная карта" содержит:
1. Таблицу повышения значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Санкт-Петербурге на 2021-2025 годы согласно приложению N 1 к "дорожной карте".
2. Перечень мероприятий "дорожной карты" по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Санкт-Петербурге на 2021-2025 годы согласно приложению N 2 к "дорожной карте".
По данным автоматизированной информационной системы "Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга" численность инвалидов в Санкт-Петербурге по состоянию на 01.01.2020 - 582320 чел., что составляет более 10 процентов от общей численности населения Санкт-Петербурга, в том числе по проблемам здоровья:
инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках, - 18121 чел.;
инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, за исключением инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, - 103270 чел.;
инвалиды с нарушением слуха - 19860 чел., в том числе инвалиды I группы - 720 чел.;
инвалиды с нарушением зрения - 8741 чел., в том числе инвалиды I группы - 2969 чел.
Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием "Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр" ежегодно проводятся опросы среди различных категорий инвалидов по оценке уровня доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и отношения населения к проблемам инвалидов в Санкт-Петербурге.
По итогам опроса, проведенного в 2019 году, доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, составила 62,3 процента (в 2015 году - 58,2 процента); доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Санкт-Петербурге составила 65,5 процента (в 2015 году - 55,5 процента).
Опыт организации работы в Санкт-Петербурге по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для инвалидов формировался поэтапно.
В период с 2001 по 2005 год была реализована целевая социальная программа Санкт-Петербурга "Доступная среда жизнедеятельности для инвалидов" на 2001-2005 годы, утвержденная Законом Санкт-Петербурга от 17.10.2001 N 726-93.
В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.10.2008 N 1269 "О мерах по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и беспрепятственного пользования транспортом" в 2008-2010 годах реализовывался план мероприятий по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к государственным объектам социальной инфраструктуры.
В 2013-2015 годах была реализована Программа "Создание доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Санкт-Петербурге" на 2013-2015 годы, утвержденная распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2013 N 52-рп.
В 2016-2020 годах работа исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по повышению уровня доступности для инвалидов объектов социальной и транспортной инфраструктур Санкт-Петербурга осуществлялась в рамках Плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Санкт-Петербурге на 2016-2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2015 N 84-рп.
В соответствии с федеральным законодательством с 01.01.2016 работа по обеспечению условий доступности для инвалидов осуществляется собственниками (пользователями) объектов по отраслевому принципу в соответствии с установленными федеральными органами исполнительной власти порядками по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи в соответствующих сферах деятельности по двум направлениям: обеспечение доступности объектов и обеспечение доступности предоставляемых услуг с учетом проведения собственниками (пользователями) объектов их паспортизации.
По новым объектам (строящимся либо реконструированным) - через организацию должного контроля на этапе проектирования, строительства и сдачи в эксплуатацию.
Обеспечение условий доступности для инвалидов объектов социальной и транспортной инфраструктур обязательно с 01.07.2016 в отношении вновь вводимых в эксплуатацию объектов, а также объектов, прошедших капитальный ремонт и реконструкцию.
При этом обеспечение условий доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры осуществляется с учетом действующих на момент проведения работ требований строительных норм и правил:
до 01.07.2015 обязательных к исполнению при проектировании требований СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 N 73 (в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р);
с 01.07.2015 обязательных к исполнению при проектировании требований СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 605 (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений");
с 01.07.2016 обязательных к исполнению при вводе новых объектов требований СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 605 (в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов");
с 01.08.2020 обязательных к исполнению при проектировании СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.11.2016 N 798/пр (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 N 985 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации").
Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга на этапе проектирования до выдачи разрешения на строительство (реконструкцию) проводится государственная экспертиза проектной документации на соответствие требованиям действующих стандартов и правил, в том числе в части обеспечения доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Контроль за вводом с 01.07.2016 объектов нового строительства, соответствующих обязательным требованиям доступности, обеспечивается Комитетом по строительству и Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга.
По действующим объектам - в соответствии с отраслевыми федеральными порядками обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденными соответствующими министерствами, путем проведения паспортизации (обследования) объектов, проведения мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов предоставляемых на объектах услуг, обеспечения доступности объектов при проведении текущего или капитального ремонта.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с 01.01.2016 невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники (пользователи) этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Если организации, предоставляющие услуги, располагаются в арендуемых помещениях, которые невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, руководители организаций должны принимать меры по заключению дополнительных соглашений с арендодателем либо по включению в проекты договоров их аренды условий о выполнении собственником объекта требований по обеспечению условий доступности для инвалидов данного объекта.
Кроме того, Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2004 N 387-58 "О методике определения арендной платы за объекты нежилого фонда, арендодателем которых является Санкт-Петербург" предусмотрена возможность возмещения арендатору стоимости работ, связанных с обустройством объектов социальной инфраструктуры средствами доступа к ним для инвалидов, в рамках заключенных Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга договоров аренды.
С 2018 года продолжают формироваться правовые механизмы обеспечения контроля (надзора) за созданием условий доступности для инвалидов объектов и услуг различных сфер деятельности.
В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в соответствующих сферах деятельности: здравоохранение, образование, социальное обслуживание, труд и занятость, транспортные услуги, услуги связи, жилищная и строительная сфера, охрана объектов культурного значения.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрена административная ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
С 29.07.2019 вступили в силу нормы Федерального закона от 18.07.2019 N 180-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" наделяющие функцией по рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг и по составлению соответствующих протоколов федеральные и региональные контрольно-надзорные органы, к сфере полномочий которых отнесено осуществление контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствующих сферах деятельности (на федеральные органы государственного контроля (надзора) в сферах транспорта, услуг связи, здравоохранения, образования, и на региональные органы контроля (надзора) в сфере жилищного надзора, социального обслуживания).
С 29.03.2020 вступили в силу нормы статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие ответственность за отказ потребителю в доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, обусловленным ограничением жизнедеятельности, состоянием его здоровья, возрастом, на равных с другими гражданами условиях. Полномочия по федеральному государственному надзору за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Реализация исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга мероприятий по формированию безбарьерной среды для инвалидов осуществляется с привлечением общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов.
Для организации взаимодействия с общественными объединениями инвалидов в Санкт-Петербурге действуют:
на уровне Санкт-Петербурга - Координационный совет по делам инвалидов при Губернаторе Санкт-Петербурга, созданный распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 14.08.1997 N 867-р, в состав которого входят 11 представителей девяти наиболее крупных общественных организаций инвалидов Санкт-Петербурга, депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, представители исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, федеральных структур, предоставляющих государственные услуги для инвалидов;
на уровне районов Санкт-Петербурга - Комиссии по координации деятельности и контролю в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения и Координационные советы по делам инвалидов при 18 администрациях районов Санкт-Петербурга, в состав которых входят 85 представителей 35 общественных объединений инвалидов.
В Санкт-Петербурге реализация "дорожной карты" осуществляется на 4668 объектах 2545 государственных учреждений, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, на которых предоставляются услуги населению, в том числе:
на 734 объектах 284 государственных учреждений здравоохранения;
на 2487 объектах 1847 государственных учреждений образования;