____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Сахалинской области от 29.06.2023 N 331.
____________________________________________________________________
Правительство Сахалинской области постановляет:
1. Утвердить изменения, вносимые в государственную программу Сахалинской области "Развитие рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области", утвержденную постановлением Правительства Сахалинской области от 26.06.2013 N 325, с учетом изменений, внесенных постановлениями Правительства Сахалинской области от 31.01.2014 N 45, от 30.06.2014 N 287, от 27.10.2014 N 517, от 26.10.2015 N 437, от 27.01.2016 N 25, от 29.12.2016 N 680, от 03.05.2017 N 184, от 07.11.2017 N 518, от 26.12.2017 N 632, от 17.04.2018 N 160, от 09.07.2018 N 326, от 26.12.2018 N 641, от 28.12.2018 N 659, от 29.03.2019 N 136, от 03.06.2019 N 236, от 24.12.2019 N 621, от 16.04.2020 N 189, от 25.09.2020 N 453, от 29.03.2021 N 107, от 25.08.2021 N 343, от 01.12.2021 N 524 (далее - Государственная программа), согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
2. Внести изменения в приложение N 5а к Государственной программе, изложив его в новой редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
3. Внести изменения в приложение N 6а к Государственной программе, изложив его в новой редакции согласно приложению N 3 к настоящему постановлению.
4. Приостановить действие подпункта 3.1.1 пункта 3.1, подпунктов 3.2.1 и 3.2.2 пункта 3.2 приложения N 1а к Государственной программе на срок до 31 декабря 2023 года.
5. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости", на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области, на "Официальном интернет-портале правовой информации".
Председатель Правительства
Сахалинской области
А.В.Белик
ИЗМЕНЕНИЯ, В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 26.06.2013 N 325 (ДАЛЕЕ - ГОСПРОГРАММА)
1. Внести в Госпрограмму следующие изменения:
1.1. В паспорте Госпрограммы:
1.1.1. в части "Цели государственной программы" после слов: "повышение эффективности реализации установленных/переданных полномочий по управлению рыболовством и сохранению водных биоресурсов" дополнить словами: ", в том числе за счет внедрения цифровых технологий,";
1.1.2. в части "Задачи государственной программы" абзац 1 изложить в следующей редакции:
"- повышение эффективности реализации установленных и переданных субъекту федерации полномочий по государственному управлению рыболовством и сохранение водных биологических ресурсов, в том числе за счет внедрения цифровых технологий, расширения возможностей предприятий в части совершенствования производственных процессов и снижения издержек, системы контроля качества рыбной продукции, развитие рекреационного потенциала, осуществление социального партнерства между органами государственной власти и предприятиями рыбохозяйственного комплекса, содействие формированию региональных брендов рыбной продукции;";
1.1.3. часть "Объемы и источники финансирования государственной программы" изложить в следующей редакции:
"Объемы и источники финансирования государственной программы | Общий объем средств на реализацию мероприятий, предусмотренных государственной программой, составляет 7008592,6 тыс. рублей, из них: 2014 год - 314399,0 тыс. рублей; 2015 год - 531528,6 тыс. рублей; 2016 год - 849251,0 тыс. рублей; 2017 год - 516575,0 тыс. рублей; 2018 год - 416749,3 тыс. рублей; 2019 год - 423451,8 тыс. рублей; 2020 год - 517161,1 тыс. рублей; 2021 год - 584026,8 тыс. рублей; 2022 год - 628907,3 тыс. рублей; 2023 год - 630565,4 тыс. рублей; 2024 год - 758365,4 тыс. рублей; 2025 год - 837611,9 тыс. рублей. В том числе: - из средств областного бюджета, всего - 1174314,1 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 131258,0 тыс. рублей; 2015 год - 314904,0 тыс. рублей; 2016 год - 515548,0 тыс. рублей; 2017 год - 162843,1 тыс. рублей; 2018 год - 8820,0 тыс. рублей; 2019 год - 12156,9 тыс. рублей; 2020 год - 13794,0 тыс. рублей; 2021 год - 2989,5 тыс. рублей; 2022 год - 0,0 тыс. рублей; 2023 год - 0,0 тыс. рублей; 2024 год - 0,0 тыс. рублей; 2025 год - 12000,0 тыс. рублей; - из средств федерального бюджета, всего - 3008,5 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 141,0 тыс. рублей; 2015 год - 124,6 тыс. рублей; 2016 год - 122,4 тыс. рублей; 2017 год - 131,9 тыс. рублей; 2018 год - 129,3 тыс. рублей; 2019 год - 394,9 тыс. рублей; 2020 год - 367,1 тыс. рублей; 2021 год - 367,3 тыс. рублей; 2022 год - 367,3 тыс. рублей; 2023 год - 365,4 тыс. рублей; 2024 год - 365,4 тыс. рублей; 2025 год - 131,9 тыс. рублей; - из внебюджетных источников, всего - 5831270,0 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 183000,0 тыс. рублей; 2015 год - 216500,0 тыс. рублей; 2016 год - 333580,0 тыс. рублей; 2017 год - 353600,0 тыс. рублей; 2018 год - 407800,0 тыс. рублей; 2019 год - 410900,0 тыс. рублей; 2020 год - 503000,0 тыс. рублей; 2021 год - 580670,0 тыс. рублей; 2022 год - 628540,0 тыс. рублей; 2023 год - 630200,0 тыс. рублей; 2024 год - 758000,0 тыс. рублей; 2025 год - 825480,0 тыс. рублей" |
1.2. Раздел 1 изложить в следующей редакции:
"1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года рыбохозяйственный комплекс страны рассматривается как компонент стратегического значения, обеспечивающий продовольственную безопасность, заселенность отдельных прибрежных регионов и их социально-экономическое развитие.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" и другими указами установлены показатели (индикаторы) социального и экономического состояния Российской Федерации на долгосрочный период. Организация работы и фактическое достижение (в том числе в динамике) этих показателей возложены на органы государственного и муниципального управления по сферам компетенций.
В части рыбохозяйственной деятельности поставлены задачи создания высокопроизводительных рабочих мест и развития прибрежных территорий приморских субъектов федерации. Особо выделен приоритет в развитии Дальнего Востока.
В этой связи практически во всех приморских субъектах федерации проводится протекционистская политика по отношению к отрасли и созданию такого правового поля, которое бы позволяло региональным рыбохозяйственным комплексам эффективно функционировать в условиях обостряющейся международной (вступление в ВТО) и межрегиональной конкуренции.
Рыбохозяйственный комплекс Сахалинской области включает широкий спектр видов экономической деятельности - от прогнозирования сырьевой базы до организации торговли рыбной продукцией в России и за рубежом. Рыбохозяйственный комплекс имеет сложный состав и многоотраслевую структуру. Кроме рыбопромышленных подотраслей и производств (рыбодобыча, рыбопереработка, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов) он включает целый ряд вспомогательных и обслуживающих отраслей и производств, а также элементы производственной и социальной инфраструктуры.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 3971-р утверждено "Стратегическое направление в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года".
В ходе реализации планируется внедрение следующих технологий в рыболовстве и рыбоводстве: моделирование и прогнозирование, искусственный интеллект, в том числе машинное обучение, компьютерное зрение, интернет вещей, беспилотные летательные аппараты, спутниковые системы связи и позиционирования, обработка больших данных, сенсоры и маяки со спутниковым каналом передачи данных, технологии учета промысловой деятельности (для оснащения судов рыбопромыслового флота). Кроме того, предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе хранение данных серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования, систем видеонаблюдения) российского происхождения.
Реализация Стратегического направления предусматривает достижение: показателей национальных целей развития Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"), повышение эффективности государственного управления и цифровой трансформации рыбохозяйственного комплекса, увеличение финансовых вложений предприятий в сферу информационных технологий.
Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 24.12.2019 N 618, определены стратегические направления развития отрасли:
- создание условий для повышения эффективности используемых водно-биологических ресурсов на основе модернизации имеющихся производственных мощностей и флота с привлечением инновационных технологий и инвестиций;
- переработка рыбы для внутреннего рынка при условии снижения логистических издержек и привлечения рабочей силы в отрасль;
- рост инвестиций в добычу и первичную переработку рыбных ресурсов.
Реализация стратегических направлений увязана с совершенствованием методологии управления отраслью, созданием замкнутых технологических производств (хозяйство аквакультуры - добыча - переработка), ориентацией на круглогодичную обработку, развитием аквакультуры, изучением и вовлечением в хозяйственный оборот недоиспользуемых водных биологических ресурсов.
На протяжении последних лет рыбная отрасль развивается достаточно динамично. Уникальное островное расположение Сахалинской области позволяет вести рыбохозяйственную деятельность в морских акваториях со значительным потенциалом, в части развития морской и товарной аквакультуры.
Устанавливаемый объем добычи водных биологических ресурсов рыбопромышленного комплекса Сахалинской области составляет около одного миллиона тонн водных биологических ресурсов ежегодно. Среднегодовая добыча водных биологических ресурсов в Сахалинской области стабилизировалась в 2018 - 2020 годах около 700 тысяч тонн. Это 22% промысла рыбы и морепродуктов в Дальневосточном федеральном округе и 15% общероссийских уловов. В Дальневосточном федеральном округе по объему добычи водных биоресурсов и выпуску товарно-пищевой продукции область занимает стабильное третье место. Основной вид экономической деятельности по кодам экономической деятельности: рыболовство и рыбоводство (03) - 668 хозяйствующих субъекта, переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов (10.20) - 196 хозяйствующих субъектов. Из зарегистрированных в территориальном органе статистики более 1000 организаций и предприятий различных форм собственности, имеющих виды экономической деятельности, относящиеся к рыболовству и переработке водных биоресурсов, ежегодно получают разрешение на добычу водных биоресурсов около 400 хозяйствующих субъектов.
Среднесписочная численность работников рыбохозяйственных предприятий в Сахалинской области на 1 января 2020 года составила 9,4 тыс. человек (в 2013 году - 10,4 тыс. человек), из них: рыболовство и рыбоводство - 6695 человек. Средняя заработная плата выросла по сравнению с 2013 годом в 2,4 раза - до 108 тыс. руб. Переработка и консервирование - 2686 человек. Средняя заработная плата выросла по сравнению с 2013 годом в 2,6 раза - более 81 тыс. руб. Во многих прибрежных муниципалитетах рыбная отрасль является градообразующей и основным источником формирования доходов местного бюджета. В период лососевой путины, с учетом сезонной занятости, численность достигает более 11 тыс. человек. В области на 1 января 2020 года действует 56 лососевых рыбоводных заводов, обеспечивающих 14% от выпуска молоди лососевых государствами Северной части Тихого океана и более 80% - российского.
Общее количество рыбодобывающих и транспортных судов, имеющих приписку к портам Сахалинской области, составляет 2841 единицы, из них крупнотоннажный флот - 24 единицы, среднетоннажный флот - 285 единиц, малотоннажный - 2532 единицы (с учетом перерегистрации маломерных судов из ГИМС в Администрации морских портов с 2020 года). Средний возраст судов в рыбной промышленности Сахалинской области составляет более 40 лет. Приобретение новых судов (в лизинг) обеспечен деятельностью АО "Сахалинлизингфлот".
Рыбоперерабатывающие мощности, расположенные на территориях области, позволяют производить широкую номенклатуру рыбной продукции: мороженую, консервную, пресервную, копченую, вяленую, кулинарную и т.д. Производственный потенциал береговой переработки располагает: 11,3 тыс. тонн/сутки морозильных емкостей, холодильниками на 145,3 тыс. тонн единовременного хранения, 1,1 муб/сутки производства консервов. За единичными исключениями, производственные комплексы созданы и используются для переработки крупных ежедневных поставок моновидового сырья, накопления и хранения продукции в период лососевой путины. Возможность сохранения рентабельности при суточной переработке менее 10 т сохранилась у отдельных предприятий сектора.
В целом продукция сахалинских производителей рыботоваров пользуется устойчивым спросом. Объем реализованной продукции собственного производства составил 69634 млн. рублей, в 2013 году - 26170,1 млн. руб. По сравнению с предыдущими годами изменилась структура экспортных поставок. Увеличились поставки продукции с высокой добавленной стоимостью: рыбы охлажденной, филе рыбного и субпродуктов. Средняя стоимость 1 кг экспортной рыбопродукции выросла и составила 2,4 долл. США против 1,6 в 2013 году.
Целенаправленная государственная политика в области рыболовства и переработки водных биоресурсов направлена на закрепление за хозяйствующими субъектами долгосрочного права на доступ к промыслу водных биологических ресурсов, строительство флота и береговых перерабатывающих мощностей, портовой и холодильной инфраструктуры в целях предоставления квот под инвестиционные цели для развития отрасли, ликвидацию избыточных административных барьеров, финансовую государственную поддержку предприятий отрасли в виде субсидий на возмещение части затрат на реализацию инвестиционных проектов, а также налоговых льгот.
Однако потенциал роста (структуризация отрасли, создание условий для работы в легальной экономике, налоговые льготы), сформированный в 2013 - 2016 годах, в значительной мере исчерпан.
Несмотря на достигнутые за последние годы положительные результаты деятельности в рыбохозяйственном комплексе Сахалинской области, в отрасли проявляются негативные тенденции, которые являются общими как для рыбохозяйственного комплекса страны, так и обусловлены региональными особенностями.
В связи с тем, что возможности экстенсивного развития отрасли в значительной мере реализованы, к примеру, динамика уловов традиционных объектов рыболовства в долгосрочной перспективе будет определяться природными факторами с существенным снижением роли технологических усовершенствований и государственного администрирования.
Базисом рыбохозяйственной деятельности является улов водных биологических ресурсов. Переделы уловов в процессе производства и доставки конечному потребителю рыботоваров формируют экономические показатели отрасли. Фактический объем добычи водных биологических ресурсов в области в последние три года стабилизировался около 700 тысяч тонн (ежегодные колебания 10% в обе стороны). При том, что реальный введенный в промысел ресурс в объеме 300 - 350 тысяч тонн систематически не используется. Недолов является следствием отсутствия рынков сбыта на отдельные массовые виды биоресурсов (пример: сардины иваси, ламинария).
При формировании направлений развития отрасли необходимо учитывать, что рыночные процессы в стране развиваются на фоне мировой аквакультурной революции, которая в корне изменила структуру и способы образования добавленной стоимости в рыбохозяйственной деятельности. Формирование добавленной стоимости затратным (производственным) способом: глубиной и количеством переделов предмета труда и его перевалок (перегрузов), удорожанием за счет тарных наполнителей и т.д. интенсивно замещается производственными затратами на сохранение природного качества и полезных свойств продукта. Существенно возрастает доля непроизводственных затрат в стоимости рыботоваров. Экологически позитивное происхождение, сохраненная максимальная пищевая полезность, удобство и эстетичность продукта конечного потребления, узнаваемость бренда - эти и другие общественно значимые свойства рыботоваров формируют на современном рынке добавленную стоимость, сопоставимую с создаваемой в процессе производства.