Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 сентября 2020 года N 453


О внесении изменений в государственную программу "Развитие рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области", утвержденную постановлением Правительства Сахалинской области от 26.06.2013 N 325

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Сахалинской области от 29.06.2023 N 331.
____________________________________________________________________



Правительство Сахалинской области постановляет:


1. Утвердить изменения, вносимые в государственную программу "Развитие рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области", утвержденную постановлением Правительства Сахалинской области от 26.06.2013 N 325, с учетом изменений, внесенных постановлениями Правительства Сахалинской области от 31.01.2014 N 45, от 30.06.2014 N 287, от 27.10.2014 N 517, от 26.10.2015 N 437, от 27.01.2016 N 25, от 29.12.2016 N 680, от 03.05.2017 N 184, от 07.11.2017 N 518, от 26.12.2017 N 632, от 17.04.2018 N 160, от 09.07.2018 N 326, от 26.12.2018 N 641, от 28.12.2018 N 659, от 29.03.2019 N 136, от 03.06.2019 N 236, от 24.12.2019 N 621, от 16.04.2020 N 189 (далее - Государственная программа), согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.


2. Внести изменения в приложение N 4 к Государственной программе, изложив его в новой редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.


3. Внести изменения в приложение N 5 к Государственной программе, изложив его в новой редакции согласно приложению N 3 к настоящему постановлению.


4. Внести изменения в приложение N 6 к Государственной программе, изложив его в новой редакции согласно приложению N 4 к настоящему постановлению.


5. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости", на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области, на "Официальном интернет-портале правовой информации".



Председатель Правительства
Сахалинской области
А.В.Белик



Приложение N 1
к постановлению
Правительства Сахалинской области
от 25.09.2020 N 453



ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ "РАЗВИТИЕ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 26.06.2013 N 325 (ДАЛЕЕ - ГОСПРОГРАММА)


1. В паспорте Госпрограммы в части "Объемы и источники финансирования государственной программы" заменить:


- в абзаце 1 цифры "7060941,7" цифрами "7031735,7";


- в абзаце 8 цифры "546367,1" цифрами "517161,1";


- в абзаце 11 цифры "1227130,6" цифрами "1197924,6";


- в абзаце 18 цифры "43000,0" цифрами "13794,0".


2. Раздел 1 Госпрограммы изложить в следующей редакции:


"1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы и прогноз развития рыбохозяйственного комплекса



Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года рыбохозяйственный комплекс страны рассматривается как компонент стратегического значения, обеспечивающий продовольственную безопасность, заселенность отдельных прибрежных регионов и их социально-экономическое развитие.


Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" и другими указами установлены показатели (индикаторы) социального и экономического состояния Российской Федерации на долгосрочный период. Организация работы и фактическое достижение (в том числе в динамике) этих показателей возложена на органы государственного и муниципального управления по сферам компетенций.


В части рыбохозяйственной деятельности поставлены задачи создания высокопроизводительных рабочих мест и развития прибрежных территорий приморских субъектов федерации. Особо выделен приоритет в развитии Дальнего Востока.


В этой связи, практически во всех приморских субъектах федерации проводится протекционистская политика по отношению к отрасли и созданию такого правового поля, которое бы позволяло региональным рыбохозяйственным комплексам эффективно функционировать в условиях обостряющейся международной (вступление в ВТО) и межрегиональной конкуренции.


Рыбохозяйственный комплекс Сахалинской области включает широкий спектр видов экономической деятельности - от прогнозирования сырьевой базы до организации торговли рыбной продукцией в России и за рубежом. Рыбохозяйственный комплекс имеет сложный состав и многоотраслевую структуру. Кроме рыбопромышленных подотраслей и производств (рыбодобыча, рыбопереработка, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов) он включает целый ряд вспомогательных и обслуживающих отраслей и производств, а также элементы производственной и социальной инфраструктуры.


Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 24.12.2019 N 618, определены стратегические направления развития отрасли:


- создание условий для повышения эффективности используемых водно-биологических ресурсов на основе модернизации имеющихся производственных мощностей и флота с привлечением инновационных технологий и инвестиций;


- переработка рыбы для внутреннего рынка при условии снижения логистических издержек и привлечения рабочей силы в отрасль;


- рост инвестиций в добычу и первичную переработку рыбных ресурсов.


Реализация стратегических направлений увязана с совершенствованием методологии управления отраслью, созданием замкнутых технологических производств (хозяйство аквакультуры - добыча - переработка), ориентацией на круглогодичную обработку, развитием аквакультуры, изучением и вовлечением в хозяйственный оборот недоиспользуемых водных биологических ресурсов.


На протяжении последних лет для рыбной отрасли Сахалинской области характерны положительные тенденции роста натуральных и финансовых показателей по основным видам экономической деятельности: рыболовство, рыбоводство, переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов. Отрасль развивается достаточно динамично. Уникальное островное расположение Сахалинской области позволяет вести рыбохозяйственную деятельность в морских акваториях со значительным потенциалом их неистощительного использования.


Устанавливаемый объем добычи водных биологических ресурсов рыбопромышленного комплекса Сахалинской области составляет около одного миллиона тонн водных биологических ресурсов ежегодно. Среднегодовая добыча водных биологических ресурсов в Сахалинской области стабилизировалась в 2013 - 2018 годах около 700 тысяч тонн. Это 22% промысла рыбы и морепродуктов в Дальневосточном федеральном округе и 15% общероссийских уловов. В Дальневосточном федеральном округе по объему добычи водных биоресурсов и выпуску товарно-пищевой продукции область занимает стабильное третье место. Основной вид экономической деятельности по кодам экономической деятельности: рыболовство и рыбоводство (03) - 722 хозяйствующих субъекта, переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов (10.20) - 206 хозяйствующих субъектов. Из зарегистрированных в территориальном органе статистики более 1000 организаций и предприятий различных форм собственности, имеющих виды экономической деятельности, относящиеся к рыболовству и переработке водных биоресурсов, ежегодно получают разрешение на добычу водных биоресурсов около 400 хозяйствующих субъектов.


Среднесписочная численность работников рыбохозяйственных предприятий в Сахалинской области на 1 января 2019 года составила 9,6 тыс. человек (в 2013 году - 10,4 тыс. человек), из них: рыболовство и рыбоводство - 7140 человек. Средняя заработная плата выросла по сравнению с 2013 годом на 94,3% - до 84,7 тыс. руб. Переработка и консервирование - 2450 человек. Средняя заработная плата выросла по сравнению с 2013 годом на 17,4% - до 79 тыс. руб. Во многих прибрежных муниципалитетах рыбная отрасль является градообразующей и основным источником формирования доходов местного бюджета. В период лососевой путины, с учетом сезонной занятости, численность достигает более 11 тыс. человек. В области на 1 января 2019 года действует 50 лососевых рыбоводных заводов, обеспечивающих 14% от выпуска молоди лососевых государствами Северной части Тихого океана, более 80% - российского. Мощности рыбоводных заводов используются на 70%.


Общее количество рыбодобывающих и транспортных судов, имеющих приписку к портам Сахалинской области, составляет 723 единицы. За последние три года флот сократился на 33 судна. Средний возраст судна в рыбной промышленности Сахалинской области составляет более 25 лет. Доля новых судов возрастом менее 10 лет не превышает 3,4% (новострой обеспечен деятельностью областного предприятия "Сахалинлизингфлот"). 378 судов (маломерные и малотоннажные) имеют существенные ограничения по срокам навигации и удалению от портов базирования. Промысловые и производственные возможности крупнотоннажного флота используются не более 70%, среднетоннажного - 55%, малотоннажного - не более 45%.


Рыбоперерабатывающие мощности, расположенные на территориях области, позволяют производить широкую номенклатуру рыбной продукции: мороженую, консервную, пресервную, копченую, вяленую, кулинарную и т.д. Производственный потенциал береговой переработки располагает: 11,3 тыс. тонн/сутки морозильных емкостей, холодильниками на 149,7 тыс. тонн единовременного хранения, 1,3 муб/сутки производства консервов. За единичными исключениями, производственные комплексы созданы и используются для переработки крупных ежедневных поставок моновидового сырья, накопления и хранения продукции в период лососевой путины. Возможность сохранения рентабельности при суточной переработке менее 10 т сохранилась у отдельных предприятий сектора.


В целом, продукция сахалинских производителей рыботоваров пользуется устойчивым спросом. Объем реализованной продукции собственного производства составил 63381,5 млн. рублей. В 2013 году - 26170,1 млн. руб. По сравнению с предыдущими годами изменилась структура экспортных поставок. Увеличились поставки продукции с высокой добавленной стоимостью: рыбы охлажденной, филе рыбного и субпродуктов. Средняя стоимость 1 кг экспортной рыбопродукции выросла и составила 2,4 долл. США, против 1,6 в 2013 году.


Целенаправленная государственная политика в области рыболовства, направленная на закрепление за хозяйствующими субъектами долгосрочного права на доступ к промыслу водных биологических ресурсов, ликвидацию избыточных административных барьеров, финансовую поддержку предприятий отрасли (в том числе налоговыми льготами), обусловила рост натуральных и финансовых показателей рыбохозяйственной деятельности.


Однако потенциал роста (структуризация отрасли, создание условий для работы в легальной экономике, налоговые льготы), сформированный в 2013 - 2016 годах, в значительной мере исчерпан.


Несмотря на достигнутые за последние годы положительные результаты деятельности в рыбохозяйственном комплексе Сахалинской области, в отрасли проявляются негативные тенденции, которые являются общими как для рыбохозяйственного комплекса страны, так и обусловлены региональными особенностями.


В связи с тем, что возможности экстенсивного развития отрасли в значительной мере реализованы, к примеру, динамика уловов традиционных объектов рыболовства в долгосрочной перспективе будет определяться природными факторами с существенным снижением роли технологических усовершенствований и государственного администрирования.


Базисом рыбохозяйственной деятельности является улов водных биологических ресурсов. Переделы уловов в процессе производства и доставки конечному потребителю рыботоваров формируют экономические показатели отрасли. Фактический объем добычи водных биологических ресурсов в области в последние три года стабилизировался около 700 тысяч тонн (ежегодные колебания 10% в обе стороны). При том, что реальный введенный в промысел ресурс в объеме 300 - 350 тысяч тонн систематически не используется. Недолов является следствием отсутствия рынков сбыта на отдельные массовые виды биоресурсов (пример: сардины иваси, ламинария).


При формировании направлений развития отрасли необходимо учитывать, что рыночные процессы в стране развиваются на фоне мировой аквакультурной революции, которая в корне изменила структуру и способы образования добавленной стоимости в рыбохозяйственной деятельности. Формирование добавленной стоимости затратным (производственным) способом: глубиной и количеством переделов предмета труда и его перевалок (перегрузов), удорожанием за счет тарных наполнителей и т.д. интенсивно замещается производственными затратами на сохранение природного качества и полезных свойств продукта. Существенно возрастает доля непроизводственных затрат в стоимости рыботоваров. Экологически позитивное происхождение, сохраненная максимальная пищевая полезность, удобство и эстетичность продукта конечного потребления, узнаваемость бренда - эти и другие общественно значимые свойства рыботоваров формируют на современном рынке добавленную стоимость, сопоставимую с создаваемой в процессе производства.


На мировом рынке доля глубокой переработки водных биоресурсов не растет. Ведущие торговые компании увеличивают объемы продажи рыбной продукции в живом виде. Экспорт живой рыбы не попадает под ценовые ограничения ВТО. Технологии ее сохранения и доведения до потребителя являются одним из факторов, обуславливающим рост конкурентоспособности областного РХК, в том числе за счет привлечения туристов.


Долгосрочные перспективы развития отрасли в Сахалинской области напрямую увязаны с формированием доли добавленной стоимости, обеспечивающей развитие промысла и рыбопереработки, образуемой областными производителями рыботоваров, в конечной стоимости продукции. В рыночной экономике доля участия зависит от степени интеграции в рынок и производственно-сбытовой мобильности производителя. Что обуславливает необходимость устранения дискриминации отдельных рынков и видов рыболовства, упрощения бюрократических процедур при перемещении рыботоваров. Эта структура позволит максимально использовать естественные преимущества региона и особенности развития экономики области.


Экспертная оценка оптимальных пропорций отраслевой добавленной стоимости в структуре областного валового регионального продукта к 2025 году с учетом прогноза динамики традиционных промысловых объектов и принятия комфортного для региона Закона "Об аквакультуре" и подзаконных нормативных актов:


- 80% рыбопромысловых мощностей преимущественно ориентировано на региональный, российский и международные рынки промежуточного потребления, они же обеспечивают половину добавленной стоимости рыболовства;


- примерно 17 - 18% мощностей ориентируются на рынок массовой продукции, используют стандартные технологии рыбопереработки - они обеспечивают 40% добавленной стоимости;


- 1,5 - 2% мощностей работает на рынок технической и высокотехнологичной продукции (например, для производства кормов для аквакультуры, фармакологии) и обеспечивают 10% добавленной стоимости.


В Сахалинской области сложилась обратная пропорция, количество предприятий береговой переработки на треть превышает количество промысловых предприятий их обеспечивающих. Производство технической продукции: имеются специализированные производства на берегу, изготавливается туковая мука при ведении океанического промысла минтая, на стадии экспериментальных производств береговая переработка (агар, нерпичий жир, шкуры, туковая мука берегового производства).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»