ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 февраля 2022 года N 43-ПП


Об утверждении государственной программы города Севастополя "Развитие земельных и имущественных отношений в городе Севастополе"

(с изменениями на 29 декабря 2023 года)

(в ред. Постановлений Правительства Севастополя от 23.06.2022 N 272-ПП, от 16.12.2022 N 672-ПП, от 02.03.2023 N 109-ПП, от 27.04.2023 N 207-ПП, от 29.12.2023 N 705-ПП)




В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2021 N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации", Уставом города Севастополя, законами города Севастополя от 29.09.2015 N 185-ЗС "О правовых актах города Севастополя", от 30.12.2022 N 737-ЗС "О Правительстве Севастополя", постановлениями Правительства Севастополя от 20.09.2021 N 453-ПП "Об утверждении Перечня государственных программ города Севастополя, реализация которых планируется с 2022 года", от 11.09.2023 N 435-ПП "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ города Севастополя" Правительство Севастополя постановляет:


(преамбула в ред. Постановления Правительства Севастополя от 29.12.2023 N 705-ПП)


1. Утвердить прилагаемую государственную программу города Севастополя "Развитие земельных и имущественных отношений в городе Севастополе".


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2022.


3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора города Севастополя, осуществляющего координацию и контроль деятельности Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.


(в ред. Постановления Правительства Севастополя от 29.12.2023 N 705-ПП)



Губернатор города Севастополя
М.В.РАЗВОЖАЕВ



Утверждена
постановлением
Правительства Севастополя
от 11.02.2022 N 43-ПП



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ "РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЕ"

(в ред. Постановления Правительства Севастополя от 29.12.2023 N 705-ПП)




I. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы города Севастополя "Развитие земельных и имущественных отношений в городе Севастополе" (далее - Программа)



1. Оценка текущего состояния в сфере реализации Программы


Эффективное управление государственной собственностью города Севастополя предполагает формирование перечня эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий в интересах социально-экономического развития региона.


Управление государственной собственностью носит целенаправленный характер, его следует осуществлять лучшим образом в сравнении с другими объектами, субъектами, методами, достигаемыми результатами.


Под эффективностью управления государственной собственностью понимают экономически обоснованное достижение управляемым объектом государственной собственности, ресурсами недвижимости, имущественным комплексом определенных свойств (характеристик), обеспечивающих требуемый уровень предоставляемых услуг, запланированное развитие инфраструктуры, достижение приоритетных целей государственного управления.


С учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474), постановлений Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", от 01.12.2021 N 2148 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных", Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года, утвержденной Законом города Севастополя от 21.07.2017 N 357-ЗС (далее - Стратегия), искомые показатели эффективности управления будут находить свое выражение:


- в мере использования объектов государственной собственности (целевого и нецелевого, различной степени интенсивности использования);


- объеме приватизации государственного имущества;


- результате разграничения прав собственности на земельную и иную недвижимость между федеральными, региональными и муниципальными структурами;


- объеме государственной регистрации прав на недвижимое имущество государственного собственника и сделок с ним;


- объеме услуг, оказываемых населению государством, и др.


Учет и актуализация сведений об объектах учета, находящихся в государственной собственности города Севастополя, и ведение Реестра собственности города Севастополя осуществляются в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 19.07.2018 N 469-ПП "Об учете имущества, находящегося в государственной собственности города Севастополя, и ведении Реестра собственности города Севастополя".


По состоянию на 30.09.2023 передано:


- на праве хозяйственного ведения 24 предприятиям: 12675 зданий, сооружений (в том числе линейные объекты); 336 нежилых помещений; 75 воздушных и морских судов, 301 жилое помещение;


- на праве оперативного управления 257 учреждениям: 6829 зданий, сооружений (в том числе линейные объекты, плоскостные сооружения); 436 нежилых помещений; 21 воздушное (морское) судно, 905 жилых помещений;


- по договорам безвозмездного пользования из имущественной казны города Севастополя передано 392 объекта недвижимого имущества общей площадью 71992,03 кв. м, в том числе:


- федеральным органам исполнительной власти и федеральным учреждениям - 303 объекта общей площадью 43703,03 кв. м;


- религиозным организациям - семь объектов недвижимого имущества общей площадью 3917,1 кв. м;


- для организации строительства объектов театрально-образовательного и музейного комплекса в городе Севастополе - территория военного городка N 35 общей площадью 24830,5 кв. м.


От эффективности управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами в значительной степени зависят объемы поступлений в бюджет города Севастополя.


Анализ результатов проведенной в 2020 - 2023 годах работы дает возможность выявить следующие проблемы:


- отсутствие полной технической инвентаризации и паспортизации объектов имущества на территории города Севастополя;


- недостаточная ответственность и мотивация всех участников процесса по отношению к управлению государственной собственностью города Севастополя;


- отсутствие полных сведений об объектах капитального строительства и земельных участках, расположенных на территории города Севастополя;


- неудовлетворительное техническое состояние имущества, находящегося в казне города Севастополя;


- частичное отсутствие правоустанавливающих документов и технической документации на имущество, находящееся в казне города Севастополя.


В не меньшей степени от эффективности управления зависят результаты финансово-экономической деятельности государственных предприятий и хозяйственных обществ с участием города Севастополя, количество и качество оказываемых государственными учреждениями услуг, а также степень вовлечения в коммерческий оборот объектов нежилого фонда и земельных ресурсов. По всем этим направлениям из года в год остаются вышеуказанные проблемы, которые не удается окончательно решить, действуя традиционными методами государственного управления.


Часть поступлений в бюджет по неналоговым доходам от управления государственной собственностью составляют доходы от использования земельных участков. Учитывая системное сокращение физического объема государственной собственности и переход ее в разряд частного капитала, на первый план выходит задача обеспечения эффективного использования имеющегося имущества, его сохранности и целевого использования.


Одним из элементов решения поставленной задачи в указанном направлении является реализация государственной политики в сфере управления и распоряжения государственной собственностью города Севастополя.


С целью повышения финансовых поступлений в бюджет города Севастополя актуальным на сегодняшний день является изыскание резервов увеличения доходных статей с ориентацией на недвижимое имущество как на источник дохода, в частности земель города, не задействованных в экономическом обороте либо используемых неэффективно.


Следует отметить, что для современной практики управления земельным фондом города Севастополя характерны:


- неиспользование рыночных подходов к управлению землями города, а также формирование земельно-имущественных отношений без учета требований рынка ввиду отсутствия стабильной практики реализации прав на земельные участки посредством проведения торгов (конкурсов, аукционов);


- неэффективное управление земельными участками в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на землю, определяющих права и обязанности субъектов земельных правоотношений;


- отсутствие установленных границ придомовых территорий многоквартирных жилых домов, что на сегодняшний день затрудняет правоотношения, которые возникают между собственниками недвижимого имущества многоквартирного жилого дома, а также оставляет большое количество неразрешенных вопросов, касающихся пользования землями придомовых территорий, в том числе обязательств управляющих компаний по обслуживанию придомовых территорий.


В конечном итоге все это приводит к снижению поступлений в доходную часть бюджета города Севастополя, неэффективному использованию земель, снижению привлекательности города Севастополя как объекта инвестиций.


Эффективное управление землями города Севастополя предполагает формирование категорий эффективных собственников и пользователей земельных участков, ориентированных на долгосрочное развитие.


В свою очередь под эффективностью управления землями государственной собственности следует понимать экономически эффективное достижение управляемым объектом определенных свойств (характеристик), обеспечивающих требуемый уровень предоставляемых услуг, запланированное развитие инфраструктуры, достижение приоритетных целей государственного управления.


Искомые показатели эффективности управления будут находить свое выражение в следующих показателях:


- мерах использования объектов государственной собственности (целевого и нецелевого, различной степени интенсивности использования);


- государственной регистрации прав на недвижимое имущество государственных предприятий и организаций;


- эффективности работы базы данных государственного собственника по результатам ее формирования и обновления;


- объеме услуг, оказываемых населению государством, и др.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»