(с изменениями на 29 декабря 2023 года)
(в ред. Постановлений Правительства Севастополя от 26.12.2022 N 696-ПП, от 11.09.2023 N 432-ПП, от 03.11.2023 N 510-ПП, от 29.12.2023 N 695-ПП)
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом города Севастополя, законами города Севастополя от 29.09.2015 N 185-ЗС "О правовых актах города Севастополя", от 20.12.2022 N 728-ЗС "О бюджете города Севастополя на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов", от 30.12.2022 N 737-ЗС "О Правительстве Севастополя", постановлением Правительства Севастополя от 06.04.2017 N 284-ПП "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ города Севастополя" с целью своевременного выполнения программных мероприятий Правительство Севастополя постановляет:
(преамбула в ред. Постановления Правительства Севастополя от 11.09.2023 N 432-ПП)
1. Утвердить государственную программу города Севастополя "Развитие межрегионального сотрудничества, международных и внешнеэкономических связей в городе Севастополе" (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2022.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора города Севастополя, координирующего вопросы экономической политики города Севастополя.
(в ред. Постановления Правительства Севастополя от 11.09.2023 N 432-ПП)
Губернатор города Севастополя
М.В.РАЗВОЖАЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ "РАЗВИТИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА, МЕЖДУНАРОДНЫХ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ В ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЕ"
(в ред. Постановления Правительства Севастополя от 29.12.2023 N 695-ПП)
Одним из важнейших направлений региональной политики государства является вопрос развития межрегионального сотрудничества, международных и внешнеэкономических связей.
Российская региональная политика в области международных и внешнеэкономических связей региона направлена на обеспечение внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Российской Федерации на международной арене.
В свою очередь вопрос межрегионального сотрудничества (взаимодействия) основан на принципах взаимной выгоды и достижения максимально возможного социально-экономического эффекта для каждого субъекта отношений. Оптимизация и диверсификация межсубъектовых отношений ориентированы на качественный рост благосостояния населения, укрепление целостности территорий и их экономической безопасности.
Так, по состоянию на 01.01.2023 в рамках межрегионального сотрудничества городом Севастополем заключено 44 соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с субъектами Российской Федерации (далее - Соглашение о сотрудничестве), из них 35 субъектовых и девять городских:
- среди субъектовых Соглашений о сотрудничестве заключено: три - с Камчатским, Ставропольским, Пермским краем; 21 - с Владимирской, Ивановской, Иркутской, Кемеровской, Кировской, Костромской, Курганской, Курской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Ростовской, Саратовской, Свердловской, Тверской, Тульской, Тюменской, Челябинской, Ярославской, Волгоградской областями; семь - с республиками (Ингушетия, Крым, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия - Алания, Татарстан, Чувашская); два - с автономными округами (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий); два - с городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург);
- среди городских Соглашений о сотрудничестве заключено девять со следующими городами Российской Федерации: Архангельск, Белгород, Бологое, Владивосток, Волгоград, Вологда, Новосибирск, Северодвинск, Якутск.
В целях реализации вышеуказанных Соглашений о сотрудничестве заключены планы по их осуществлению, поданы декларации о намерениях, составлены протоколы совещаний и программы сотрудничества со следующими субъектами: Кемеровская область, Чувашская Республика, Ярославская область.
В том числе внутригородскими муниципальными образованиями города Севастополя заключено порядка 14 Соглашений о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и культурной сферах.
Кроме этого, межрегиональное взаимодействие осуществляется точечно по определенным направлениям развития учреждениями, организациями, предприятиями, высшими учебными заведениями, деловыми ассоциациями города Севастополя.
Так, в сфере образования и науки заключено 53 Соглашения о сотрудничестве, сфере библиотечного дела - 13, здравоохранения - два, сельского хозяйства - два, туризма - 23, реализации инвестиционных и приоритетных проектов - 14, создания благоприятных условий ведения бизнеса - 29.
Следовательно, город Севастополь в большей части осуществляет межрегиональное взаимодействие со следующими регионами России: Республика Крым, Приморский край, Республика Татарстан, Ленинградская область, Санкт-Петербург, Томская область, Свердловская область, Москва, Тульская область, Ярославская область, Краснодарский край, Ростовская область.
Укрепление межрегиональных связей является важным фактором развития экономики региона и служит инструментом привлечения на свою территорию инвестиционных, финансовых и трудовых ресурсов для обеспечения роста экономики и, как следствие, доходов от работы всего хозяйственного комплекса. Соответственно, большего эффекта можно достичь через объединение конкурентных преимуществ соседних регионов посредством развития межрегионального сотрудничества и стимулирования межрегиональной интеграции.
Межрегиональная интеграция создает условия для развития бизнеса, предоставляя возможности для межотраслевой кооперации и построения более эффективных схем организации технологического процесса, сбыта и логистики.
Межрегиональная отраслевая кооперация приобретает особую значимость для развития региональной экономики, так как связана с реализацией одного из перспективных направлений регионального развития экономики - кластеров. Меры по развитию кластеров предполагают укрепление сетей взаимодействия между экономическими субъектами - участниками кластера с целью обеспечения доступа к новым технологиям, облегчения выхода на внешний рынок, централизации знаний и активов, а также распределения рисков и привлечения инвестиций.
Таким образом, в рамках развития межрегиональных связей стоит рассмотреть вопрос взаимодействия города Севастополя с субъектами Российской Федерации, имеющими схожие приоритетные направления развития, географические характеристики и выходы на внешний рынок. Так, можно выделить следующие федеральные округа: Южный, Северо-Западный и Дальневосточный.
Вместе с тем, развитие международного сотрудничества для города Севастополя становится все более важной составляющей межгосударственных отношений и соответственно оказывает влияние на решение внутрирегиональных проблем и развитие всей Российской Федерации.
В последнее время в городе Севастополе существенно возросла динамика международных и внешнеэкономических связей с дружественными странами и странами СНГ, что, безусловно, положительно сказывается на развитии субъекта.
В рамках международного сотрудничества Правительством Севастополя заключены:
- Соглашение об осуществлении международных и внешнеэкономических связей с провинцией Тартус (Сирийская Арабская Республика);
- Протокол о создании Совместной рабочей группы по вопросу организации и функционирования "торгового коридора" со странами Ближнего Востока;
- Протокол о намерениях с городом Массауа (Государство Эритрея);
- Меморандум о сотрудничестве с городом Коринфа (Греческая Республика);
- Соглашение о сотрудничестве между Правительством Севастополя и Администрацией Старобельского района Луганской Народной Республики;
- Соглашение о сотрудничестве с Луганской Народной Республикой;
- Соглашение о сотрудничестве между Правительством Севастополя и Военно-гражданской администрацией Мелитопольского района Запорожской области;
- Соглашение о сотрудничестве между Правительством Севастополя и Военно-гражданской администрацией города Мелитополя;
- Соглашение о сотрудничестве с Минским городским исполнительным комитетом (Республика Беларусь).
Международное взаимодействие ведется в том числе высшими образовательными учреждениями и деловыми ассоциациями города Севастополя. Так, университетами региона заключено порядка 21 Соглашения о сотрудничестве в сфере науки и образования, сообществами заключено три Соглашения о сотрудничестве.
Согласно действующему сотрудничеству со странами зарубежья, в том числе в сфере науки и образования, можно выделить следующих иностранных партнеров: Республика Беларусь, Республика Таджикистан, Сирийская Арабская Республика, Китайская Народная Республика, Греческая Республика, Иорданское Хашимитское Королевство, Социалистическая Республика Вьетнам, Монголия, Объединенные Арабские Эмираты, Республика Казахстан, Республика Армения, Республика Узбекистан, Республика Абхазия.
Развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества является одним из приоритетных направлений города Севастополя и в целях расширения географии внешнеэкономических связей региона в первую очередь необходимо предусмотреть укрепление связей с дружественными странами и государствами-участниками СНГ, ЕАЭС, БРИКС.
Также, при рассмотрении вопроса международного взаимодействия стоит обратить внимание на осуществление приграничного сотрудничества на условиях равноправия. В рамках действия приграничного сотрудничества в Российской Федерации реализуются проекты, направленные на стимулирование малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), поддержку местных культур и обычаев, повышение уровня жизни населения приграничных регионов, обустройство государственной границы, улучшение экологии, развитие транспортной инфраструктуры и др.
В связи с этим стоит выделить следующие иностранные государства, с которыми город Севастополь развивает взаимовыгодное сотрудничество: Республика Казахстан, Сирийская Арабская Республика, Республика Беларусь, Кыргызская Республика.
В реализации экономической политики особая роль отводится внешнеэкономической деятельности, в частности развитию экспортного потенциала.
В настоящее время развитие экспортного потенциала города Севастополя затруднено в силу политических факторов, оказывающих влияние на международную торговлю региона. Из-за санкционных ограничений по отношению к городу Севастополю и Республике Крым наблюдается динамика снижения объемов международного товарооборота и сужения географии присутствия субъектов предпринимательской деятельности на внешних рынках.
Основными барьерами развития экспортной деятельности являются:
- потеря внешних рынков. Организации региона вынуждены осуществлять экспортную деятельность через посредников из других регионов Российской Федерации либо самим регистрировать свою деятельность в соответствующих регионах с менее жестким санкционным режимом. Следствие - увеличение затрат, а также отсутствие возможности прямого маркетинга;
- отсутствие в регионе крупных системных банков, обеспечивающих ведение внешнеэкономической деятельности. Отсутствует возможность сопровождения международных торговых контрактов, получения банковских гарантий для участия в международных тендерах, а также прямых расчетов с партнером. Следствием недостатка предложений банковского кредитования является высокие ставки по кредитам для производителей;