ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 24 декабря 2021 года N 725-рп


О Концепции развития физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2030 года

(с изменениями на 27 августа 2024 года)

(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 27.08.2024 N 426-рп)



В соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 года N 2245-р, от 24 ноября 2020 года N 3081-р, от 28 декабря 2020 года N 3615-р, Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 октября 2005 года N 73-оз "О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", учитывая решения Общественного совета при Департаменте физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 15 ноября 2021 года):


Утвердить:


1. Концепцию развития физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2030 года (далее - Концепция) (приложение 1).


2. План мероприятий ("дорожную карту") по реализации Концепции (приложение 2).



Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА



Приложение 1
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 24 декабря 2021 года N 725-рп



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 27.08.2024 N 426-рп)



Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Концепция развития физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2030 года (далее - Концепция) определяет цели, задачи, приоритетные направления развития физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - автономный округ), целевые показатели реализации Концепции с учетом национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации, определенных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".


(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 27.08.2024 N 426-рп)


Концепция разработана в соответствии с федеральными законами от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"), от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Концепцией подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 года N 2245-р (далее - Концепция подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года), Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года N 3081-р (далее - Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года), Законом автономного округа от 27 февраля 2020 года N 1-оз "О регулировании отдельных вопросов в сфере физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", Стратегией социально-экономического развития автономного округа до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 3 ноября 2022 года N 679-рп.


(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 27.08.2024 N 426-рп)


Основные понятия, используемые в Концепции, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года.


Концепция устанавливает направления реализации на региональном и муниципальном уровнях скоординированной государственной политики в сфере физической культуры и спорта на основе межотраслевого и межведомственного взаимодействия, координации и консолидации деятельности заинтересованных исполнительных органов, органов местного самоуправления, физкультурно-спортивных, общественных, научных и образовательных организаций, гражданского общества и экспертного сообщества, а также обеспечения единства нормативного правового регулирования в сфере физической культуры и спорта и иных социальных сферах в автономном округе.


(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 27.08.2024 N 426-рп)



Раздел II. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ


Физическая культура и спорт являются эффективным средством всестороннего развития личностных качеств человека и здоровьесберегающих систем организма, решающим коррекционные и оздоровительные задачи физического развития, рекреационного удовлетворения, социализации личности, укрепления положения человека в социальной среде.


В настоящее время достигнуты основные значения целевых ориентиров, определенных Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года N 1101-р, Государственной программой автономного округа "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 5 октября 2018 года N 342-п.


Предыдущее десятилетие показывает устойчивый рост по всем направлениям развития физической культуры и спорта в автономном округе.



Физическая культура и массовый спорт


С 2010 по 2020 год доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, увеличилась более чем в 2 раза - с 19,8% до 44,6%.


В соответствии с используемыми источниками статистических данных структура занятий спортом по различным возрастным группам является неоднородной. За 2020 год доля детей и молодежи (возраст 3 - 29 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, составила 82,9% населения, доля граждан среднего возраста (женщины: 30 - 54 года, мужчины: 30 - 59 лет) - 27,1%, доля граждан старшего возраста (женщины: 55 - 79 лет, мужчины: 60 - 79 лет) - 10,8%. Таким образом, рост доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, будет в основном обусловлен вовлечением в занятия спортом населения старше 30 лет.


В 22 муниципальных образованиях автономного округа ведется работа по популяризации здорового образа жизни среди граждан старшего поколения. Сформирован реестр из 85 физкультурно-спортивных организаций, оказывающих физкультурно-оздоровительные услуги для граждан старшего возраста.


В автономном округе реализуется 55 физкультурно-оздоровительных программ и проектов, направленных на увеличение продолжительности жизни граждан старшего поколения.


Граждане старшего поколения активно принимают участие в физкультурном движении "Скандинавская ходьба". В 2020 году численность систематически занимающихся данным видом активности составила 7 080 человек, из них 5 682 женщины.


Отмечается недостаток качественной и оперативной статистики в подсчете количества граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.


Во всех 22 муниципальных образованиях автономного округа созданы центры тестирования ГТО, в Белоярском и Октябрьском муниципальных районах их по 2, 1 региональный центр; итого 25 центров тестирования ГТО. Прием нормативов ГТО организован в 455 местах тестирования.


Ежегодно проводятся обучающие семинары по повышению квалификации спортивных судей и специалистов центров тестирования.


По итогам 2020 года во всероссийском рейтинге ГТО автономный округ вошел в 20 лучших регионов страны.


По данным 2020 года, на официальном портале gto.ru зарегистрировано 240 тыс. югорчан.



Спортивная инфраструктура


За период с 2010 года по 2020 год в автономном округе создано 1 325 объектов спортивной инфраструктуры, рост их числа составил с 2 251 единицы до 3 576 единиц соответственно. Количество городских и рекреационных объектов, приспособленных для занятий спортом, в 2020 году составило 204 единицы.


На основании формы федерального статистического наблюдения 1-ФК общая обеспеченность населения автономного округа спортивной инфраструктурой в 2020 году составила 46,1% (в соответствии с нормативами, рекомендованными Министерством спорта Российской Федерации). Федеральная статистическая информация свидетельствует о существующем дисбалансе обеспеченности населения объектами спортивной инфраструктуры в муниципальных образованиях автономного округа. Так, в Белоярском муниципальном районе показатель обеспеченности составляет 94%, Октябрьском муниципальном районе - 87%, в городских округах Нижневартовск и Нефтеюганск показатели обеспеченности составляют по 25% и находятся ниже общего показателя обеспеченности в автономном округе на 21,1%.


Дисбаланс обеспеченности населения автономного округа объектами спортивной инфраструктуры в ряде муниципальных районов и городских округов автономного округа определяет потребность в строительстве новых объектов спортивной инфраструктуры по приоритетному принципу.


По результатам на 2020 год, в среднем износ объектов спорта в автономном округе составляет 36%, в капитальном ремонте нуждаются 135 спортивных объектов. Отмечается разница в значениях показателя износа спортивных объектов в муниципальных образованиях автономного округа с низкой и высокой плотностью населения. Например, в Березовском и Белоярском муниципальных районах уровень износа спортивных объектов составляет 19% и 17% соответственно. Население этих муниципальных образований получает физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги в более комфортных условиях на базе современных спортивных сооружений, нежели жители таких муниципальных образований автономного округа как городские округа Мегион, с показателем износа спортивных объектов в 59%, Нягань - 59% и Югорск - 53%.


Наблюдается положительная динамика загрузки спортивной инфраструктуры (в среднем с 67% в 2010 году до 73% в 2020 году). При этом средняя загрузка поддерживается на высоком уровне (80% - плоскостные сооружения, 70% - залы, 75% - бассейны, 70% - крытые ледовые площадки).


В некоторых муниципальных образованиях автономного округа загрузка объектов более чем в 2 раза ниже среднего регионального уровня. Соответственно, стратегические инициативы, направленные на увеличение уровня обеспеченности инфраструктурой, должны будут приниматься с учетом загрузки объектов спортивной инфраструктуры по каждому муниципальному образованию автономного округа.


Тем не менее, исходя из текущей статистической информации невозможно оценить фактический спрос населения на объекты спортивной инфраструктуры. В связи с этим необходима разработка инструментов обратной связи с населением для достоверного измерения качества предоставляемых услуг, повышения загрузки используемых объектов и экономической эффективности расходов на строительство новых объектов спортивной инфраструктуры.



Подготовка спортивного резерва


В системе подготовки спортивного резерва действует 61 организация (из них 6 государственных, 53 муниципальных, 2 частные организации).


По итогам 2020 года достигнуты показатели Государственной программы:


доля организаций, оказывающих услуги по спортивной подготовке в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в общем количестве организаций в сфере физической культуры и спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, - 100%;


доля занимающихся на этапе высшего спортивного мастерства в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, в общем количестве занимающихся на этапе спортивного совершенствования в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, - 25%.


Важными задачами в развитии системы подготовки спортивного резерва является приведение в соответствие законодательства автономного округа с законодательством Российской Федерации о физической культуре и спорте, об образовании, формирование сети физкультурно-спортивных организаций автономного округа, основанной на территориальных (межмуниципальных) кластерах.



Спорт высших достижений и профессиональный спорт


Спортсмены автономного округа традиционно сохраняют высокую конкурентоспособность на всероссийском и международном уровнях.


Численность спортсменов автономного округа, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации, в 2010 году составила 199 человек, в 2020 году - 340 человек.


Имена спортсменов автономного округа, их награды тесно связаны с историей Олимпийских игр: 50 спортсменов автономного округа приняли участие в 17 Олимпийских играх, из них 10 зимних и 7 летних. Завоевано 24 медали: 9 золотых, 7 серебряных, 8 бронзовых.


В 2021 году в Токио состоялись XXXII летние Олимпийские игры. В составе сборной команды России приняли участие 11 спортсменов автономного округа по 7 видам спорта. По итогам выступлений завоевано 3 золотых, 1 серебряная и 1 бронзовая медали.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»