(с изменениями на 12 мая 2023 года)
(в ред. Постановлений Правительства Забайкальского края от 30.03.2022 N 111, от 20.09.2022 N 413, от 12.05.2023 N 230)
В соответствии с Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N 600, Перечнем государственных программ Забайкальского края, утвержденным распоряжением Правительства Забайкальского края от 15 мая 2012 года N 223-р, в целях создания благоприятных дорожных условий для инновационного развития экономики и социальной сферы Забайкальского края Правительство Забайкальского края постановляет:
1. Утвердить государственную программу Забайкальского края "Развитие дорожного хозяйства Забайкальского края" (прилагается).
2. Признать утратившими силу некоторые постановления Правительства Забайкальского края согласно прилагаемому перечню.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 года.
Губернатор Забайкальского края
А.М.ОСИПОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ"
(в ред. Постановлений Правительства Забайкальского края от 30.03.2022 N 111, от 20.09.2022 N 413, от 12.05.2023 N 230)
Ответственный исполнитель программы | Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края (далее - Министерство). |
Подпрограммы программы | Подпрограмма "Модернизация автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения"; подпрограмма "Межбюджетные трансферты, предоставляемые из дорожного фонда Забайкальского края бюджетам муниципальных образований Забайкальского края"; подпрограмма "Реализация национального проекта "Безопасные качественные дороги"; подпрограмма "Содержание подведомственных учреждений". |
(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 30.03.2022 N 111) | |
Цели программы | Развитие дорожного хозяйства Забайкальского края. Повышение безопасности дорожного движения на территории Забайкальского края. |
Задачи программы | 1. Улучшение состояния сети автомобильных дорог Забайкальского края, в том числе местного значения, а также обеспечение подъездными дорогами требуемой технической категории крупных населенных пунктов. 2. Снижение уровня аварийности, количества дорожно-транспортных происшествий на дорогах Забайкальского края и обеспечение прав граждан на безопасность дорожного движения. |
Этапы и сроки реализации программы | 2022 - 2026 годы, государственная программа реализуется в 1 этап. |
Объемы бюджетных ассигнований программы | Объем финансирования из средств бюджета Забайкальского края на реализацию государственной программы составляет 38 088 595,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2022 год - 8 091 969,1 тыс. рублей; 2023 год - 6 913 602,6 тыс. рублей; 2024 год - 7 117 787,7 тыс. рублей; 2025 год - 7 385 714,4 тыс. рублей; 2026 год - 8 579 521,1 тыс. рублей. Финансирование государственной программы осуществляется по принципу софинансирования за счет консолидации средств бюджетов различных уровней. Прогнозная сумма составляет 18 540 810,8 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 18 223 072,4 тыс. рублей; бюджетов муниципальных образований - 317 738,4 тыс. рублей. |
(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 12.05.2023 N 230) | |
Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации программы | 1. К 2026 году протяженность автомобильных дорог регионального (межмуниципального) и местного значения, на которых осуществлены работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту, составит 1 414,500 км. 2. К 2026 году доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, составит 47%. |
(в ред. Постановлений Правительства Забайкальского края от 30.03.2022 N 111, от 20.09.2022 N 413, от 12.05.2023 N 230) |
Дорожное хозяйство Забайкальского края - единый производственно-хозяйственный комплекс, который включает в себя автомобильные дороги общего пользования регионального, межмуниципального, местного значения и искусственные сооружения на них, а также организации, осуществляющие деятельность, связанную с обеспечением функционирования и развития автомобильных дорог Забайкальского края.
По состоянию на 1 января 2020 года протяженность автомобильных дорог Забайкальского края общего пользования регионального, межмуниципального значения и искусственных сооружений на них (далее - краевые дороги) составляет 7 621,227 км, из которых 197,899 км - с грунтовым типом покрытия, 7 423,328 км - с твердым типом покрытия. Автомобильные дороги с переходным типом покрытия составляют 70,3% (5 218,763 км) от краевых дорог с грунтовым типом покрытия. Соответствует нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям 27,9% (2 126,322 км) краевых дорог.
По состоянию на 1 января 2020 года протяженность автомобильных дорог Забайкальского края общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них (далее - местные дороги) составляет 12 155,527 км, из которых согласно данным, представленным администрациями муниципальных образований Забайкальского края, 28,8% (3 505,777 км) соответствует нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям. Однако данный показатель носит субъективный характер, так как ввиду отсутствия достаточного количества специалистов с профильным образованием в подавляющем большинстве администраций муниципальных образований Забайкальского края и отсутствия необходимого оборудования нет возможности достоверно и в полном объеме оценить состояние местных автомобильных дорог.
Основными проблемами дорожного хозяйства Забайкальского края на текущий момент являются:
1) в условиях непрерывного развития автомобилизации и возросшей интенсивности движения рост аварийности на автомобильных дорогах Забайкальского края;
2) неудовлетворительное состояние краевых дорог, а также местных дорог, особенно в границах населенных пунктов;
3) значительное количество аварийных мостов, большая часть из которых с деревянными опорами;
4) высокая потребность в строительстве дорогостоящих путепроводов через железнодорожные пути;
5) разрушение автомобильных дорог тяжеловесными транспортными средствами, осуществляющими незаконные перевозки делимых грузов.
Реализация мероприятий государственной программы Забайкальского края "Развитие дорожного хозяйства Забайкальского края" (далее - государственная программа) позволит значительно увеличить долю автомобильных дорог как краевого, так и местного значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, что, в свою очередь, приведет к снижению аварийности и развитию транспортно-логистического потенциала Забайкальского края.
Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью транспортной системы страны. От уровня транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог общего пользования, обеспечивающих связи между населенными пунктами Забайкальского края, во многом зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста, улучшения условий предпринимательской деятельности и повышения качества жизни населения.
В настоящее время социально-экономическое развитие Забайкальского края во многом сдерживается из-за состояния и уровня развития автомобильных дорог. Значительная часть краевых дорог имеет высокую степень износа и исчерпала свою пропускную способность. Заторы на отдельных участках как краевых, так и местных дорог на территории муниципальных районов "Читинский район", "Карымский район" Забайкальского края, а также городского округа "Город Чита" значительно снижают скорость движения, что резко увеличивает транспортные издержки. Автомобильные дороги высокой интенсивности движения в указанных муниципальных образованиях включены в Читинскую городскую агломерацию в целях приведения их в нормативное состояние в рамках регионального проекта "Региональная и местная дорожная сеть" национального проекта "Безопасные качественные дороги". Кроме того, в рамках указанного национального проекта планируется реализация регионального проекта "Мосты и путепроводы", целью которого является ликвидация одноуровневых пересечений автомобильных дорог и железных дорог, а также приведение в нормативное состояние мостов на автомобильных дорогах.
В целях недопущения разрушения автомобильных дорог тяжеловесными транспортными средствами, осуществляющими незаконные перевозки делимых грузов на территории Забайкальского края, реализуется региональный проект "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" национального проекта "Безопасные качественные дороги", в рамках которого планируется установка стационарных пунктов автоматического весового контроля, кроме того, планируется закупка передвижных пунктов весового контроля за счет средств краевого бюджета.
В целях уточнения приоритетов развития транспортной системы и задач государства в области развития транспорта в новых социально-экономических условиях разработана Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года N 3363-р) (далее - Транспортная стратегия). Транспортная стратегия ориентирована на новые цели и задачи. Среди основных сформулированы следующие направления и ориентиры развития транспортной системы:
(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 20.09.2022 N 413)
развитие единой опорной сети в целях выделения приоритетных элементов транспортной сети Российской Федерации и ее единого транспортного пространства, их развития и поддержания в нормативном состоянии;
(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 20.09.2022 N 413)
обеспечение качества, доступности, объема и конкурентоспособности транспортных услуг на уровне потребностей инновационного развития экономики. Для эффективной работы транспорта недостаточно физической инфраструктуры. Нужны современные технологии, организация, управление, взаимодействие и т.д.
Среди документов, согласованных с Транспортной стратегией, можно выделить государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 года N 1596 (далее - Государственная программа Российской Федерации). Ее целями в том числе являются:
1) доведение доли автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, до 50,9% к 2024 году;
2) обеспечение доли дорожной сети в городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85%.
Учитывая, что большинство автомобильных дорог края строилось во времена СССР хозяйственным способом, без составления соответствующих проектных документаций и, как следствие, без проведения изысканий, доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, отвечающих нормативным требованиям по состоянию на 2012 год (год создания дорожных фондов в Российской Федерации), составляла 20%, что значительно ниже, чем в среднем по Российской Федерации (36,5%). Учитывая изложенное, достижение цели Государственной программы Российской Федерации в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Забайкальского края возможно только с помощью привлечения средств федерального бюджета. В соответствии с соглашением, заключенным между Минтрансом России и Правительством Забайкальского края о реализации регионального проекта "Региональная и местная дорожная сеть", показатель "Доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям" к 2024 году достигнет 45,12%, показатель "Доля дорожной сети городских агломераций, находящаяся в нормативном состоянии" к 2024 году достигнет 85%. В целях достижения Забайкальским краем цели Государственной программы Российской Федерации к 2024 году ведутся переговоры с Федеральным дорожным агентством об увеличении суммы межбюджетных трансфертов бюджету Забайкальского края в 2022 - 2024 годах.
Кроме того, приоритеты государственной политики отражены в Национальной программе социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 года N 2464-р, Комплексной программе ускоренного социально-экономического развития Забайкальского края до 2025 года и на перспективу до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2021 года N 2282-р.
Указанными программами в части дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального (межмуниципального) и местного значения предусмотрено:
1) ликвидация одноуровневых пересечений автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального и местного значения и железных дорог;
2) приведение в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) значения в целях реализации инвестиционных проектов на территории Забайкальского края;
3) развитие существующих объектов дорожной инфраструктуры Забайкальского края (в части автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения).
Целями государственной программы являются развитие и обеспечение сохранности краевых и местных автомобильных дорог для обеспечения внутрикраевых перевозок в интересах экономики и населения Забайкальского края и для развития роли г. Читы и пгт Забайкальска как транспортно-логистического узла азиатской части России.
Задачи государственной программы:
1) развитие, модернизация и обеспечение сохранности краевых и местных дорог;
2) улучшение состояния сети краевых и местных дорог, а также обеспечение подъездными дорогами требуемой технической категории крупных населенных пунктов;