ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 декабря 2021 года N 482


Об утверждении государственной программы Забайкальского края "Развитие дорожного хозяйства Забайкальского края"

(с изменениями на 12 мая 2023 года)

(в ред. Постановлений Правительства Забайкальского края от 30.03.2022 N 111, от 20.09.2022 N 413, от 12.05.2023 N 230)




В соответствии с Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N 600, Перечнем государственных программ Забайкальского края, утвержденным распоряжением Правительства Забайкальского края от 15 мая 2012 года N 223-р, в целях создания благоприятных дорожных условий для инновационного развития экономики и социальной сферы Забайкальского края Правительство Забайкальского края постановляет:


1. Утвердить государственную программу Забайкальского края "Развитие дорожного хозяйства Забайкальского края" (прилагается).


2. Признать утратившими силу некоторые постановления Правительства Забайкальского края согласно прилагаемому перечню.


3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 года.



Губернатор Забайкальского края
А.М.ОСИПОВ



Утверждена
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 9 декабря 2021 г. N 482



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ"

(в ред. Постановлений Правительства Забайкальского края от 30.03.2022 N 111, от 20.09.2022 N 413, от 12.05.2023 N 230)




ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ"

Ответственный исполнитель программы

Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края (далее - Министерство).

Подпрограммы программы

Подпрограмма "Модернизация автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения";

подпрограмма "Межбюджетные трансферты, предоставляемые из дорожного фонда Забайкальского края бюджетам муниципальных образований Забайкальского края";

подпрограмма "Реализация национального проекта "Безопасные качественные дороги";

подпрограмма "Содержание подведомственных учреждений".

(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 30.03.2022 N 111)

Цели программы

Развитие дорожного хозяйства Забайкальского края. Повышение безопасности дорожного движения на территории Забайкальского края.

Задачи программы

1. Улучшение состояния сети автомобильных дорог Забайкальского края, в том числе местного значения, а также обеспечение подъездными дорогами требуемой технической категории крупных населенных пунктов.

2. Снижение уровня аварийности, количества дорожно-транспортных происшествий на дорогах Забайкальского края и обеспечение прав граждан на безопасность дорожного движения.

Этапы и сроки реализации программы

2022 - 2026 годы, государственная программа реализуется в 1 этап.

Объемы бюджетных ассигнований программы

Объем финансирования из средств бюджета Забайкальского края на реализацию государственной программы составляет 38 088 595,1 тыс. рублей, в том числе по годам:

2022 год - 8 091 969,1 тыс. рублей;

2023 год - 6 913 602,6 тыс. рублей;

2024 год - 7 117 787,7 тыс. рублей;

2025 год - 7 385 714,4 тыс. рублей;

2026 год - 8 579 521,1 тыс. рублей.

Финансирование государственной программы осуществляется по принципу софинансирования за счет консолидации средств бюджетов различных уровней. Прогнозная сумма составляет 18 540 810,8 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 18 223 072,4 тыс. рублей; бюджетов муниципальных образований - 317 738,4 тыс. рублей.

(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 12.05.2023 N 230)

Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации программы

1. К 2026 году протяженность автомобильных дорог регионального (межмуниципального) и местного значения, на которых осуществлены работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту, составит 1 414,500 км.

2. К 2026 году доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, составит 47%.

(в ред. Постановлений Правительства Забайкальского края от 30.03.2022 N 111, от 20.09.2022 N 413, от 12.05.2023 N 230)



1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ


Дорожное хозяйство Забайкальского края - единый производственно-хозяйственный комплекс, который включает в себя автомобильные дороги общего пользования регионального, межмуниципального, местного значения и искусственные сооружения на них, а также организации, осуществляющие деятельность, связанную с обеспечением функционирования и развития автомобильных дорог Забайкальского края.


По состоянию на 1 января 2020 года протяженность автомобильных дорог Забайкальского края общего пользования регионального, межмуниципального значения и искусственных сооружений на них (далее - краевые дороги) составляет 7 621,227 км, из которых 197,899 км - с грунтовым типом покрытия, 7 423,328 км - с твердым типом покрытия. Автомобильные дороги с переходным типом покрытия составляют 70,3% (5 218,763 км) от краевых дорог с грунтовым типом покрытия. Соответствует нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям 27,9% (2 126,322 км) краевых дорог.


По состоянию на 1 января 2020 года протяженность автомобильных дорог Забайкальского края общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них (далее - местные дороги) составляет 12 155,527 км, из которых согласно данным, представленным администрациями муниципальных образований Забайкальского края, 28,8% (3 505,777 км) соответствует нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям. Однако данный показатель носит субъективный характер, так как ввиду отсутствия достаточного количества специалистов с профильным образованием в подавляющем большинстве администраций муниципальных образований Забайкальского края и отсутствия необходимого оборудования нет возможности достоверно и в полном объеме оценить состояние местных автомобильных дорог.


Основными проблемами дорожного хозяйства Забайкальского края на текущий момент являются:


1) в условиях непрерывного развития автомобилизации и возросшей интенсивности движения рост аварийности на автомобильных дорогах Забайкальского края;


2) неудовлетворительное состояние краевых дорог, а также местных дорог, особенно в границах населенных пунктов;


3) значительное количество аварийных мостов, большая часть из которых с деревянными опорами;


4) высокая потребность в строительстве дорогостоящих путепроводов через железнодорожные пути;


5) разрушение автомобильных дорог тяжеловесными транспортными средствами, осуществляющими незаконные перевозки делимых грузов.


Реализация мероприятий государственной программы Забайкальского края "Развитие дорожного хозяйства Забайкальского края" (далее - государственная программа) позволит значительно увеличить долю автомобильных дорог как краевого, так и местного значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, что, в свою очередь, приведет к снижению аварийности и развитию транспортно-логистического потенциала Забайкальского края.



2. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИОРИТЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ


Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью транспортной системы страны. От уровня транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог общего пользования, обеспечивающих связи между населенными пунктами Забайкальского края, во многом зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста, улучшения условий предпринимательской деятельности и повышения качества жизни населения.


В настоящее время социально-экономическое развитие Забайкальского края во многом сдерживается из-за состояния и уровня развития автомобильных дорог. Значительная часть краевых дорог имеет высокую степень износа и исчерпала свою пропускную способность. Заторы на отдельных участках как краевых, так и местных дорог на территории муниципальных районов "Читинский район", "Карымский район" Забайкальского края, а также городского округа "Город Чита" значительно снижают скорость движения, что резко увеличивает транспортные издержки. Автомобильные дороги высокой интенсивности движения в указанных муниципальных образованиях включены в Читинскую городскую агломерацию в целях приведения их в нормативное состояние в рамках регионального проекта "Региональная и местная дорожная сеть" национального проекта "Безопасные качественные дороги". Кроме того, в рамках указанного национального проекта планируется реализация регионального проекта "Мосты и путепроводы", целью которого является ликвидация одноуровневых пересечений автомобильных дорог и железных дорог, а также приведение в нормативное состояние мостов на автомобильных дорогах.


В целях недопущения разрушения автомобильных дорог тяжеловесными транспортными средствами, осуществляющими незаконные перевозки делимых грузов на территории Забайкальского края, реализуется региональный проект "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" национального проекта "Безопасные качественные дороги", в рамках которого планируется установка стационарных пунктов автоматического весового контроля, кроме того, планируется закупка передвижных пунктов весового контроля за счет средств краевого бюджета.


В целях уточнения приоритетов развития транспортной системы и задач государства в области развития транспорта в новых социально-экономических условиях разработана Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года N 3363-р) (далее - Транспортная стратегия). Транспортная стратегия ориентирована на новые цели и задачи. Среди основных сформулированы следующие направления и ориентиры развития транспортной системы:


(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 20.09.2022 N 413)


развитие единой опорной сети в целях выделения приоритетных элементов транспортной сети Российской Федерации и ее единого транспортного пространства, их развития и поддержания в нормативном состоянии;


(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 20.09.2022 N 413)


обеспечение качества, доступности, объема и конкурентоспособности транспортных услуг на уровне потребностей инновационного развития экономики. Для эффективной работы транспорта недостаточно физической инфраструктуры. Нужны современные технологии, организация, управление, взаимодействие и т.д.


Среди документов, согласованных с Транспортной стратегией, можно выделить государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 года N 1596 (далее - Государственная программа Российской Федерации). Ее целями в том числе являются:


1) доведение доли автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, до 50,9% к 2024 году;


2) обеспечение доли дорожной сети в городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85%.


Учитывая, что большинство автомобильных дорог края строилось во времена СССР хозяйственным способом, без составления соответствующих проектных документаций и, как следствие, без проведения изысканий, доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, отвечающих нормативным требованиям по состоянию на 2012 год (год создания дорожных фондов в Российской Федерации), составляла 20%, что значительно ниже, чем в среднем по Российской Федерации (36,5%). Учитывая изложенное, достижение цели Государственной программы Российской Федерации в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Забайкальского края возможно только с помощью привлечения средств федерального бюджета. В соответствии с соглашением, заключенным между Минтрансом России и Правительством Забайкальского края о реализации регионального проекта "Региональная и местная дорожная сеть", показатель "Доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям" к 2024 году достигнет 45,12%, показатель "Доля дорожной сети городских агломераций, находящаяся в нормативном состоянии" к 2024 году достигнет 85%. В целях достижения Забайкальским краем цели Государственной программы Российской Федерации к 2024 году ведутся переговоры с Федеральным дорожным агентством об увеличении суммы межбюджетных трансфертов бюджету Забайкальского края в 2022 - 2024 годах.


Кроме того, приоритеты государственной политики отражены в Национальной программе социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 года N 2464-р, Комплексной программе ускоренного социально-экономического развития Забайкальского края до 2025 года и на перспективу до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2021 года N 2282-р.


Указанными программами в части дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального (межмуниципального) и местного значения предусмотрено:


1) ликвидация одноуровневых пересечений автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального и местного значения и железных дорог;


2) приведение в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) значения в целях реализации инвестиционных проектов на территории Забайкальского края;


3) развитие существующих объектов дорожной инфраструктуры Забайкальского края (в части автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения).



3. ОПИСАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


Целями государственной программы являются развитие и обеспечение сохранности краевых и местных автомобильных дорог для обеспечения внутрикраевых перевозок в интересах экономики и населения Забайкальского края и для развития роли г. Читы и пгт Забайкальска как транспортно-логистического узла азиатской части России.


Задачи государственной программы:


1) развитие, модернизация и обеспечение сохранности краевых и местных дорог;


2) улучшение состояния сети краевых и местных дорог, а также обеспечение подъездными дорогами требуемой технической категории крупных населенных пунктов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»