____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2023 на основании Распоряжения Правительства Иркутской области от 28.10.2022 N 592-рп.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 16 мая 2022 года)
(в ред. Распоряжения Правительства Иркутской области от 16.05.2022 N 236-рп)
В целях обеспечения эффективного управления государственным долгом Иркутской области, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 2196 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации", руководствуясь частью 4 статьи 66, статьей 67 Устава Иркутской области:
1. Утвердить основные направления государственной долговой политики Иркутской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (прилагаются).
2. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Иркутской области от 27 октября 2020 года N 909-рп "Об основных направлениях государственной долговой политики Иркутской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов".
3. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию в сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (ogirk.ru).
4. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2022 года.
Первый заместитель Губернатора
Иркутской области - Председатель
Правительства Иркутской области
К.Б.ЗАЙЦЕВ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2022 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023 И 2024 ГОДОВ
(в ред. Распоряжения Правительства Иркутской области от 16.05.2022 N 236-рп)
1. Реализация долговой политики субъектами Российской Федерации в 2020 году осуществлялась в сложных экономических условиях в связи с распространением коронавирусной инфекции.
Снижение поступлений доходов в региональные бюджеты, а также необходимость финансового обеспечения мероприятий по профилактике и устранению последствий распространения коронавирусной инфекции привели в прошлом году к росту государственного долга субъектов Российской Федерации на 18%.
Произошедшее в 2020 году падение цен на нефть нанесло значительный урон доходной части областного бюджета, в результате чего государственный долг Иркутской области возрос большими темпами - на 75% (в 2 раза - по коммерческим кредитам) и составил на 1 января 2021 года 21,3% от объема доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений.
Избежать по итогам 2020 года нарушений установленного условиями дополнительного соглашения о реструктуризации обязательств (задолженности) Иркутской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, заключенного уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области с Министерством финансов Российской Федерации (далее - дополнительное соглашение), ограничения по уровню государственного долга (20%) удалось благодаря принятому федеральным центром решению о возможности превышения предельных значений основных показателей дефицита бюджета и государственного долга на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, а также на сумму снижения налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации по сравнению с 2019 годом.
В текущем финансовом году благодаря стабилизации ситуации с наполняемостью областного бюджета доходами, мерам по сдерживанию и приоритизации расходов удалось сдержать дальнейший рост и обеспечить устойчивость траектории долговой нагрузки и на протяжении последних шести месяцев.
На фоне ускорения инфляции в текущем году ключевая ставка увеличивалась Банком России пять раз, что ограничило возможность осуществления Иркутской областью коммерческих заимствований.
Нестабильность основного инструмента кредитно-денежной политики и ожидания кредитных учреждений дальнейшего роста ключевой ставки обуславливают низкую конкурентность или же полное отсутствие участников в кредитных аукционах, проводимых муниципальными образованиями или субъектами Российской Федерации. В первую очередь, данная ситуация оказывает негативное влияние на регионы, участвующие в реструктуризации бюджетных кредитов из федерального бюджета, одним из основных условий которой является обеспечение привлечения кредитов от кредитных организаций, исключительно по ставкам не более ключевой ставки, увеличенной на один процентный пункт.
Так, по данным независимой консалтинговой компании из запланированных на август 2021 года 281 кредитного аукциона по результатам только 171 (60,9%) были заключены государственные или муниципальные контракты. В Иркутской области из объявленных в 2021 году 22 аукционов на привлечение кредитных ресурсов для финансирования дефицита бюджета государственные контракты заключены лишь по результатам 10.
Дестабилизация инфляционных ожиданий сказалась также на сроках предоставления кредитных ресурсов банками, которые сократились с 12 месяцев в среднем в докризисном 2019 году до 9 месяцев в 2020 - 2021 годах.
Несмотря на объективные сложности, одной из основных задач в 2020 - 2021 годах являлось использование долговых инструментов, отвечающих требованиям оптимизации структуры государственного долга Иркутской области, в целях минимизации стоимости его обслуживания.
2. Основные итоги реализации основных направлений государственной долговой политики Иркутской области в 2020 - 2021 годах.
2.1. Поддержание высокого уровня долговой устойчивости Иркутской области за счет обеспечения показателей долговой устойчивости на уровне, не превышающем значения, в том числе установленные статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации для субъектов Российской Федерации, отнесенных к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
Значения целевых показателей уровня долговой устойчивости Иркутской области в 2020 - 2021 годах, установленные дополнительным соглашением, а также статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, представлены в таблице:
N п/п | Наименование показателя | В соответствии с Соглашениями | |||
На 1 января 2021 года | Плановое значение на 1 января 2022 года | Фактическое значение на 1 октября 2021 года | |||
Плановое значение | Фактическое значение | ||||
1 | Отношение объема государственного долга Иркутской области к годовому объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, % | <= 20 | 21,3 | <= 20 | 18,2 |
2 | Отношение объема долговых обязательств Иркутской области по ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, к годовому объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, % | <= 15 | 10,5 | <= 16 | 1,7 |
3 | Отношение расходов на обслуживание государственного долга Иркутской области к расходам областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, % | <= 5 | 0,3 | <= 5 | 0,4 |
4 | Отношение дефицита областного бюджета к годовому объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, % | <= 10 | 11,5 | <= 10 | - <*> |
________________
* по итогам 9 месяцев 2021 года областной бюджет исполнен с профицитом.
Превышение фактических значений показателей над плановыми обусловлено необходимостью осуществления заимствований с целью финансового обеспечения мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, компенсацией снижения налоговых и неналоговых доходов областного бюджета по сравнению с 2019 годом.
Объем превышения соответствует допустимым объемам, установленным Федеральным законом от 12 ноября 2019 года N 367-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году".
В соответствии с оценкой долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, проведенной Министерством финансов Российской Федерации с использованием показателей, предусмотренных статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2020 года N 227, в 2021 году Иркутская область отнесена к субъектам Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости, что свидетельствует о низком уровне рисков. Регион удостаивается высокой оценки долговой устойчивости третий год подряд - с момента ее осуществления федеральным финансовым органом.
2.2. Осуществление систематического отбора форм заимствований, максимально соответствующих потребностям областного бюджета и способствующих снижению стоимости заимствований.
В 2020 - 2021 годах отбор форм заимствований осуществлялся на постоянной основе в зависимости от потребности областного бюджета. Основным критерием, учитываемым при выборе форм заимствований, являлась минимизация стоимости обслуживания возникающих долговых обязательств.
В первую очередь, для покрытия кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета, в течение 2020 - 2021 года неоднократно использовались остатки средств автономных и бюджетных учреждений, что позволило перенести привлечение коммерческих заимствований на более поздний срок и достичь экономии расходов на обслуживание долга в объеме 0,4 млрд. рублей и 0,2 млрд. рублей соответственно.
В течение 2020 года в целях поддержания ликвидности областного бюджета трижды в объеме 6,5 млрд. рублей и по 8,0 млрд. рублей привлекались бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации по ставке 0,1% годовых, что позволило исключить возникновение кассовых разрывов при исполнении областного бюджета и снизить расходы на обслуживание государственного долга более чем на 0,2 млрд. рублей.
Привлеченный в декабре 2020 года для обеспечения возврата Федеральному казначейству кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета и замещения "дорогих" коммерческих заимствований бюджетный кредит в объеме 8,0 млрд. рублей в соответствии с задачами, обозначенными Президентом России В.В.Путиным в послании Федеральному Собранию Российской Федерации, реструктурирован с продлением срока погашения до 2029 года и направлением высвобождаемых в 2021 году средств бюджета в объеме 7,6 млрд. рублей на цели, предусмотренные Правилами проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 года N 1029.
(в ред. Распоряжения Правительства Иркутской области от 16.05.2022 N 236-рп)
В 2021 году кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации привлечен в объеме 9,0 млрд. рублей, что позволило на 1 октября 2021 года сэкономить 0,2 млрд. рублей расходов на обслуживание государственного долга Иркутской области.
В результате, начиная с 1 мая 2021 года в объеме государственного долга Иркутской области полностью отсутствуют "дорогие" коммерческие заимствования, а его структура положительно выделяется на фоне других субъектов Российской Федерации*.
________________
* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
В 2020 году было проведено 35 аукционов на оказание финансовых услуг по предоставлению кредитных ресурсов для финансирования дефицита областного бюджета, а также для погашения долговых обязательств Иркутской области по минимально возможным ставкам, не превышающим ключевую ставку Центрального банка Российской Федерации, увеличенную на 1%, в соответствии с условиями реструктуризации бюджетных кредитов. Использование конкурсных процедур при привлечении кредитов коммерческих банков позволило снизить цены заключенных контактов по сравнению с начальными максимальными ценами контрактов на 0,5 млн. рублей. В 2021 году по итогам 10 состоявшихся аукционов цены заключенных контактов снижены на 0,8 млн. рублей.
В целях покрытия дефицита областного бюджета, образование которого в первую очередь обусловлено снижением поступления налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет, а также с необходимостью выделения за счет средств областного бюджета значительных финансовых ресурсов на профилактику и борьбу с коронавирусной инфекцией в 2020 году привлечены кредиты коммерческих банков в объеме 12,2 млрд. рублей по минимально возможным ставкам с учетом ограничений, установленных условиями реструктуризации бюджетных кредитов (7,14% и 7,25%). По состоянию на 1 октября 2021 года задолженность областного бюджета перед коммерческими банками погашена в полном объеме, привлечение коммерческих кредитов планируется осуществить в декабре 2021 года в целях покрытия дефицита областного бюджета.
В целях минимизации расходов на обслуживание государственного долга Иркутской области коммерческие кредиты привлекались в виде возобновляемых кредитных линий, что обеспечивает гибкость реализуемой в регионе долговой политики и позволяет кредитоваться непосредственно под фактическую потребность, своевременно погашая коммерческую задолженность при появлении свободных средств в бюджете.
Анализ первичного размещения субфедеральных ценных бумаг в 2020 - 2021 годах (см. диаграмму) показал, что размещение облигаций на рынке осуществляется по более высоким ставкам, чем возможно привлечение Иркутской областью коммерческих кредитов с учетом соблюдения условий реструктуризации бюджетных кредитов.
Размещение ценных бумаг по высоким ставкам могло привести к росту расходов на обслуживание государственного долга, в связи с чем размещение государственных ценных бумаг Иркутской области в 2020 - 2021 году не осуществлялось.
________________
* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.