Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 28 октября 2022 года N 592-рп


Об основных направлениях государственной долговой политики Иркутской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Распоряжения Правительства Иркутской области от 19.10.2023 N 700-рп.
____________________________________________________________________



В целях обеспечения эффективного управления государственным долгом Иркутской области, в соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь частью 4 статьи 66, статьей 67 Устава Иркутской области:


1. Утвердить основные направления государственной долговой политики Иркутской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов (прилагаются).


2. Признать утратившим силу:


1) распоряжение Правительства Иркутской области от 21 октября 2021 года N 632-рп "Об основных направлениях государственной долговой политики Иркутской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов";


2) распоряжение Правительства Иркутской области от 16 мая 2022 года N 236-рп "О внесении изменений в основные направления государственной долговой политики Иркутской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов".


3. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию в сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (ogirk.ru).


4. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2023 года.



Первый заместитель Губернатора
Иркутской области - Председатель
Правительства Иркутской области
К.Б.ЗАЙЦЕВ



Утверждены
распоряжением Правительства
Иркутской области
от 28 октября 2022 г. N 592-рп



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2023 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2024 И 2025 ГОДОВ



Глава 1. ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В 2021, 2022 ГОДАХ


1. В 2021 году на реализацию долговой политики субъектами Российской Федерации продолжала оказывать влияние ситуация с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.


Государственная долговая политика Иркутской области в 2021 году была направлена на сдерживание роста расходов на обслуживание государственного долга, обеспечение показателей долговой устойчивости, позволяющих отнести регион к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.


Несмотря на сложные экономические условия к концу 2021 года объем государственного долга Иркутской области был снижен более чем на 50% и составил 14,3 млрд рублей. При этом в структуре долга отсутствовала задолженность перед банками и по государственным ценным бумагам в связи с полным ее погашением.


2. Основные итоги реализации основных направлений государственной долговой политики Иркутской области в 2021, 2022 годах:


1) поддержание высокого уровня долговой устойчивости Иркутской области за счет обеспечения показателей долговой устойчивости на уровне, не превышающем значения, в том числе, установленные статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации для субъектов Российской Федерации, отнесенных к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.


Значения целевых показателей уровня долговой устойчивости Иркутской области в 2021, 2022 годах, установленные дополнительным соглашением от 18 сентября 2020 года N 7/6/5/5/5/5 к соглашениям от 27 июля 2015 года N 01-01-06/06-117, от 1 октября 2015 года N 01-01-06/06-162, от 24 февраля 2016 года N 01-01-06/06-28, от 5 августа 2016 года N 01-01-06/06-146, от 17 апреля 2017 года N 01-01-06/06-127, от 14 сентября 2017 года N 01-01-06/06-244 о предоставлении бюджету Иркутской области из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Иркутской области (далее соответственно - дополнительное соглашение, соглашения), а также статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, представлены в таблице:

N п/п

Наименование показателя

В соответствии с соглашениями

На 1 января 2022 года

Плановое значение на 1 января 2023 года

Фактическое значение на 1 октября 2022 года

Плановое значение

Фактическое значение

1

Общая доля долговых обязательств в общем объеме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, %

<=20

7,6

<=20

10,2

2

Доля долговых обязательств в виде государственных ценных бумаг Иркутской области и кредитов, полученных от кредитных организаций, в общем объеме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, %

<=16

0,0

<=17

0,0

3

Отношение общего объема расходов на обслуживание государственного долга Иркутской области к общему объему расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, %

<=5

0,3

<=5

0,002

4

Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию (без учета краткосрочных заимствований в течение финансового года) государственного долга Иркутской области к общему объему налоговых и неналоговых доходов областного бюджета с учетом дотаций из федерального бюджета

<=13

8,1

<=13

0,5

5

Отношение дефицита областного бюджета к общему объему доходов без учета безвозмездных поступлений, %

<=10

- <*>

<=10

- <*>


________________


* по итогам 2021 года и 9 месяцев 2022 года областной бюджет исполнен с профицитом.


В соответствии с оценкой долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, проведенной Министерством финансов Российской Федерации с использованием показателей, предусмотренных статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2020 года N 227, в 2022 году Иркутская область отнесена к субъектам Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости, что свидетельствует о низком уровне рисков. Регион удостаивается высокой оценки долговой устойчивости четвертый год подряд - с момента ее осуществления федеральным финансовым органом;


2) осуществление систематического отбора форм заимствований, максимально соответствующих потребностям областного бюджета и способствующих снижению стоимости заимствований.


В 2021, 2022 годах отбор форм заимствований осуществлялся на постоянной основе в зависимости от потребности областного бюджета. Основным критерием, учитываемым при выборе форм заимствований, являлась минимизация стоимости обслуживания возникающих долговых обязательств.


В первую очередь, для покрытия кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета, в течение 2021 и 2022 годов неоднократно использовались остатки средств автономных и бюджетных учреждений, что позволило перенести привлечение коммерческих заимствований на более поздний срок и достичь экономии расходов на обслуживание долга в объеме 0,3 млрд рублей и 0,1 млрд рублей соответственно.


В 2021 году в целях поддержания ликвидности областного бюджета привлекался бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации в объеме 9,0 млрд рублей по ставке 0,1% годовых, что позволило исключить возникновение кассовых разрывов при исполнении областного бюджета и снизить расходы на обслуживание государственного долга более чем на 0,4 млрд рублей.


Проводимая регионом взвешенная долговая политика позволила избежать в 2022 году привлечения "дорогих" кредитов коммерческих банков. Начиная с 1 января 2022 года в объеме государственного долга Иркутской области полностью отсутствуют "дорогие" коммерческие заимствования, а его структура положительно выделяется на фоне других субъектов Российской Федерации.



Структура государственного долга по состоянию на 1 сентября 2022 года*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


В 2021 году было проведено 49 аукционов на оказание финансовых услуг по предоставлению кредитных ресурсов для финансирования дефицита областного бюджета, а также для погашения долговых обязательств Иркутской области по минимально возможным ставкам, не превышающим ключевую ставку Центрального банка Российской Федерации, увеличенную на 1%, в соответствии с условиями реструктуризации бюджетных кредитов. В 2021 году по итогам 10 состоявшихся аукционов цены заключенных контрактов снижены на 0,8 млн рублей.


В целях минимизации расходов на обслуживание государственного долга Иркутской области в 2021 году коммерческие кредиты привлекались в виде возобновляемых кредитных линий, что обеспечивает гибкость реализуемой в регионе долговой политики и позволяет кредитоваться непосредственно под фактическую потребность, своевременно погашая коммерческую задолженность при появлении свободных средств в бюджете.


В связи с улучшением ситуации в первом полугодии 2022 года с наполняемостью бюджета налоговыми поступлениями кредиты коммерческих банков в 2022 году не привлекались.


Анализ первичного размещения субфедеральных ценных бумаг в 2021 году (см. диаграмму) показал, что размещение облигаций на рынке осуществляется по более высоким ставкам, чем возможно привлечение Иркутской областью коммерческих кредитов с учетом соблюдения условий реструктуризации бюджетных кредитов.


Размещение ценных бумаг по высоким ставкам могло привести к росту расходов на обслуживание государственного долга, в связи с чем размещение государственных ценных бумаг Иркутской области в 2021 году не осуществлялось.


Законом Иркутской области от 16 декабря 2021 года N 130-ОЗ "Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" размещение государственных ценных бумаг Иркутской области не предусмотрено.



Размещение субфедеральных ценных бумаг в 2021 году*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


3) снижение долговой нагрузки и оптимизация общего объема заимствований путем первоочередного направления дополнительных доходов и (или) экономии расходов при исполнении областного бюджета на сокращение объема государственного долга Иркутской области.


Результатом проводимой долговой политики является сохранение государственного долга Иркутской области на экономически безопасном уровне.


По состоянию на 1 января 2022 года объем государственного долга Иркутской области составил 14,3 млрд рублей или 7,6% от общего объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, задолженность по рыночным обязательствам отсутствует.


По итогам 2021 года Иркутская область остается регионом с низким уровнем государственного долга и занимает 13 место среди 85 субъектов Российской Федерации по уровню долговой нагрузки. Снижение долговой нагрузки на областной бюджет за 2021 год составило 13,7%.


По уровню государственного долга на 1 сентября 2022 года Иркутская область занимает 12 место среди субъектов Российской Федерации и 2 место среди субъектов Сибирского федерального округа.


По итогам исполнения областного бюджета за 9 месяцев 2022 года государственный долг Иркутской области составил 19,0 млрд рублей и полностью состоит из бюджетных кредитов из федерального бюджета (см. диаграмму).



Структура государственного долга Иркутской области на 1 октября 2022 года, млрд рублей*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


4) поддержание репутации Иркутской области в качестве заемщика высокой степени надежности и кредитоспособности за счет осуществления мероприятий, направленных на повышение кредитного рейтинга Иркутской области.


Несмотря на кризисные явления, вызванные распространением коронавирусной инфекции, а также непростые условия внешнего санкционного давления на Российскую Федерацию, национальное рейтинговое агентство "Эксперт РА" в 2021, 2022 годах трижды подтверждало рейтинг кредитоспособности Иркутской области на уровне ruAA+, прогноз по рейтингу стабильный.


Сохранению кредитного рейтинга способствовали высокий уровень валового регионального продукта на душу населения и диверсификация экономики, с сохранением ведущей роли добывающей отрасли. Кроме того, положительно оценивался рост поступлений по всем бюджетообразующим налогам, умеренно низкая зависимость от трансфертов из федерального бюджета, комфортный уровень долговой нагрузки и низкая стоимость его "фондирования".


3. В части повышения долговой устойчивости муниципальных образований Иркутской области в 2021, 2022 годах реализованы следующие меры:


1) проведено замещение части коммерческого долга муниципальных образований за счет средств бюджетного кредита, предоставленного из федерального бюджета на соответствующие цели, в объеме 2 633 427,7 тыс. рублей. Указанная мера позволила снизить объем коммерческого долга муниципальных образований на 46%, уменьшить расходы на обслуживание муниципального долга и распределить долговую нагрузку на местные бюджеты на более продолжительный срок до 2027 года;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»