Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 27 октября 2020 года N 909-рп


Об основных направлениях государственной долговой политики Иркутской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2022 на основании Распоряжения Правительства Иркутской области от 21.10.2021 N 632-рп.
____________________________________________________________________



В целях обеспечения эффективного управления государственным долгом Иркутской области, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 1950 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации", руководствуясь частью 4 статьи 66, статьей 67 Устава Иркутской области:


1. Утвердить основные направления государственной долговой политики Иркутской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (прилагаются).


2. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Иркутской области от 8 ноября 2019 года N 891-рп "Об основных направлениях государственной долговой политики Иркутской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов".


3. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию в сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (ogirk.ru).


4. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2021 года.



Первый заместитель Губернатора
Иркутской области - Председатель
Правительства Иркутской области
К.Б.ЗАЙЦЕВ



Утверждены
распоряжением Правительства
Иркутской области
от 27 октября 2020 г. N 909-рп



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2021 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ



Глава 1. ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В 2019 - 2020 ГОДАХ


1. Одной из основных задач в 2019 - 2020 годах являлось использование долговых инструментов, отвечающих требованиям оптимизации структуры государственного долга Иркутской области, в целях минимизации стоимости его обслуживания.


На размер дефицита областного бюджета и, как следствие, объемы и условия привлечения заемных средств в отчетном периоде оказывали влияние следующие негативные факторы:


снижение темпов социально-экономического развития Российской Федерации и Иркутской области;


сокращение доходной базы областного бюджета, в том числе в результате падения цен на нефть и распространения новой коронавирусной инфекции;


изменение условий осуществления рыночных заимствований, в том числе в связи с неоднократным снижением Центральным банком России ключевой ставки.


В целях поддержания ликвидности единого счета областного бюджета использовались краткосрочные кредиты на пополнение остатков средств на счете бюджета Иркутской области через территориальный орган Федерального казначейства по ставке 0,1 процента годовых.


Для покрытия кассовых разрывов, возникающих при исполнении областного бюджета, применялся механизм временного заимствования средств со счетов бюджетных и автономных учреждений Иркутской области.


По состоянию на 1 января 2020 года объем государственного долга Иркутской области составил 17,0 млрд. рублей, или 11,8 процента от общего объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, объем задолженности по рыночным обязательствам составил 10,0 млрд. рублей, или 7,0 процента от общего объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.


Фактически сложившийся уровень государственного долга ниже установленных дополнительными соглашениями о реструктуризации обязательств (задолженности) Иркутской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, заключенными уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области с Министерством финансов Российской Федерации (далее - Соглашения), ограничения в размере 20 процентов для общего объема государственного долга и 15 процентов для объема долга по рыночным заимствованиям.


По итогам 2019 года Иркутская область остается регионом с низким уровнем государственного долга и занимает 16 место среди 85 субъектов Российской Федерации по уровню долговой нагрузки с показателем 11,8% (отношение долга к объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений). Прирост долговой нагрузки за 2019 год составил 2,9%.


Экономия расходов на обслуживание государственного долга Иркутской области составила 0,4 млрд. рублей по отношению к первоначально планируемому объему, что, в первую очередь, обусловлено сокращением объема государственных заимствований, а также переносом срока их привлечения на декабрь 2019 года.


По итогам исполнения областного бюджета за 8 месяцев 2020 года государственный долг Иркутской области составил 21,5 млрд. рублей, из которых:



Структура государственного долга Иркутской области на 1 сентября 2020 года, млрд. рублей*

________________
     * Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.



По уровню государственного долга на 1 сентября 2020 года Иркутская область занимает 16 место среди субъектов Российской Федерации и 2 место среди субъектов Сибирского федерального округа.


2. В рамках реализации государственной долговой политики Иркутской области в 2019 - 2020 годах за основу ограничений по уровню государственного долга Иркутской области, расходов на его обслуживание, а также размеру дефицита областного бюджета взяты целевые показатели, установленные Соглашениями, а также статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.


Значения целевых показателей уровня долговой устойчивости Иркутской области в 2019 - 2020 годах представлены в таблице:

N п/п

Наименование показателя

В соответствии с Соглашениями

На 1 января 2020 года

Плановое значение на 1 января 2021 года

Фактическое значение на 1 сентября 2020 года

Плановое значение

Фактическое значение

1

Отношение объема государственного долга Иркутской области к годовому объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, %

<=20

11,8

<=20

14,5

2

Отношение объема долговых обязательств Иркутской области по ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, к годовому объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, %

<=15

7,0

<=15

4,4

3

Отношение расходов на обслуживание государственного долга Иркутской области к расходам областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, %

<=5

0,2

<=5

0,3

4

Отношение дефицита областного бюджета к годовому объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, %

<=10

8,6

<=10

7,2


В соответствии с оценкой долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, проведенной Министерством финансов Российской Федерации в сентябре 2020 года с использованием показателей, предусмотренных статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2020 года N 227, Иркутская область относится к группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости, что свидетельствует о низком уровне рисков.


3. Наличие кредитного рейтинга, присвоенного рейтинговым агентством, позволяет осуществлять государственные заимствования на более выгодных условиях, а также является существенным фактором, влияющим на стоимость их обслуживания.


В 2020 году Иркутской области акционерным обществом "Рейтинговое Агентство "Эксперт РА" подтвержден кредитный рейтинг по национальной шкале на уровне ruAA+.


Прогноз по рейтингу изменен со стабильного на негативный в связи с высокой неопределенностью на фоне распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и возможным ухудшением показателей устойчивости региона при реализации негативного сценария развития экономики.



Глава 2. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ХАРАКТЕР И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2021 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ


4. Характер и направления долговой политики определяются сложившимся уровнем государственного долга Иркутской области, требованиями бюджетного законодательства.


5. Основным фактором, определяющим характер и направления долговой политики Иркутской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, является снижение влияния новой коронавирусной инфекции (COVID-19), нестабильной экономической ситуации в стране на волатильность финансовой конъюнктуры и, как следствие, на возможность осуществления Иркутской областью коммерческих заимствований в необходимых объемах и по стоимости, не превышающей ограничения, установленные условиями дополнительного соглашения о реструктуризации обязательств (задолженности) Иркутской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, заключенного уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области с Министерством финансов Российской Федерации (далее - дополнительное соглашение).


Дополнительным соглашением предусмотрено продление сроков погашения задолженности до 2029 года при условии реализации механизма финансирования бюджетных инвестиций в объекты транспортной, инженерной, энергетической и коммунальной инфраструктуры (в целях реализации новых инвестиционных проектов) за счет средств, высвобождаемых в 2021 - 2024 гг. в результате реструктуризации бюджетных кредитов.


6. Основными направлениями долговой политики Иркутской области являются:


1) поддержание высокого уровня долговой устойчивости Иркутской области за счет обеспечения показателей долговой устойчивости на уровне, не превышающем значения, в том числе установленные статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации для субъектов Российской Федерации, отнесенных к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости:


общего объема долговых обязательств Иркутской области, в том числе объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам Иркутской области и кредитам, полученным от кредитных организаций, на уровне, не превышающем параметры, указанные в таблице:

Наименование параметра

На 1 января 2022 года

На 1 января 2023 года

На 1 января 2024 года

Общая доля долговых обязательств в общем объеме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, %

<=20

<=20

<=20

Доля долговых обязательств в виде государственных ценных бумаг Иркутской области и кредитов, полученных от кредитных организаций, в общем объеме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, %

<=16

<=17

<=18


общего объема расходов на обслуживание государственного долга Иркутской области на уровне, не превышающем пять процентов от общего объема расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;


годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию (без учета краткосрочных заимствований в течение финансового года) государственного долга Иркутской области на уровне, не превышающем тринадцати процентов от общего объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета с учетом дотаций из федерального бюджета;


сохранения дефицита областного бюджета на уровне, не превышающем 10 процентов от общего объема доходов без учета безвозмездных поступлений;


2) осуществление систематического отбора форм заимствований, максимально соответствующих потребностям областного бюджета и способствующих снижению стоимости заимствований;


3) оценка способности областного бюджета исполнять долговые обязательства (как действующие, так и планируемые к принятию) с учетом доступности финансовых ресурсов на рынке капитала с приемлемыми условиями по срочности и стоимости;


4) снижение долговой нагрузки и оптимизация общего объема заимствований путем первоочередного направления дополнительных доходов и (или) экономии расходов при исполнении областного бюджета на сокращение объема государственного долга Иркутской области.



Глава 3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ


7. Стратегической целью долговой политики Иркутской области является обеспечение потребностей областного бюджета в заемном финансировании при соблюдении норм и ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»