Действующий

Об утверждении муниципальной программы "Социальная поддержка и обеспечение семейного благополучия населения города Перми" (с изменениями на 1 октября 2024 года)



ПАСПОРТ
 муниципальной программы


(в ред. Постановления Администрации г. Перми от 18.10.2023 N 1065)

N

Наименование раздела

Содержание раздела

1

2

3

1

Наименование программы

"Социальная поддержка и обеспечение семейного благополучия населения города Перми" (далее - программа)

2

Ответственный руководитель

Мальцева Е.Д., исполняющий обязанности заместителя главы администрации города Перми

3

Исполнитель программы

департамент социальной политики администрации города Перми (далее - ДСП)

4

Участники программы

ДСП;

департамент транспорта администрации города Перми (далее - ДТ);

департамент дорог и благоустройства администрации города Перми (далее - ДДБ);

муниципальные учреждения, подведомственные комитету по физической культуре и спорту администрации города Перми (далее - КФКС);

муниципальные учреждения, подведомственные департаменту образования администрации города Перми (далее - ДО);

муниципальные учреждения, подведомственные департаменту культуры и молодежной политики администрации города Перми (далее - ДКМП);

администрация Дзержинского района города Перми (далее - АДР);

администрация Индустриального района города Перми (далее - АИР);

администрация Кировского района города Перми (далее - АКР);

администрация Ленинского района города Перми (далее - АЛР);

администрация Мотовилихинского района города Перми (далее - АМР);

администрация Орджоникидзевского района города Перми (далее - АОР);

администрация Свердловского района города Перми (далее - АСР);

администрация поселка Новые Ляды города Перми (далее - АПНЛ);

общественные объединения инвалидов;

общественные организации

5

Характеристика текущего состояния сферы реализации программы

Реализация программы направлена на достижение цели Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Пермь до 2030 года на период 2022-2026 годов, утвержденного решением Пермской городской Думы от 26 октября 2021 г. N 232 (далее - Стратегия), по развитию человеческого потенциала путем повышения социального благополучия населения города Перми. Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Планом основных мероприятий до 2027 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. N 122-р, реализует мероприятия в рамках расходного обязательства Пермского городского округа по вопросам местного значения в сфере социальной политики, развития человеческого потенциала, учитывает особенности текущего периода развития города Перми, Пермского края и Российской Федерации.

Важнейшим стратегическим аспектом реализации программы является повышение социального благополучия населения и уровня доступности городской инфраструктуры.

Данная цель реализуется путем решения основных задач:

создание безбарьерной среды для маломобильных граждан;

оказание дополнительных мер социальной помощи и поддержки населения;

обеспечение социальной безопасности семей с детьми;

пропаганда приоритета института семьи, семейных ценностей, здорового образа жизни;

организация оздоровления и отдыха детей города Перми.

Одной из наиболее важных проблем, связанных с обеспечением жизнедеятельности отдельных групп населения, является создание доступной городской инфраструктуры для инвалидов и иных маломобильных групп населения.

Население города Перми по состоянию на 01 января 2024 г. составляет 1027157 чел., из них:

инвалиды - 68426 чел., из них дети-инвалиды - 3698 чел.;

граждане пожилого возраста - 286250 чел.;

беременные женщины, состоящие на учете в женских консультациях, - 14896 чел.

На протяжении длительного периода времени при формировании городского пространства не учитывались особенности различных категорий граждан, вызванные ограничениями в передвижении, что привело к формированию городской среды, недоступной для инвалидов и иных маломобильных групп населения.

Сегодня изменить сложившуюся ситуацию в короткие сроки не представляется возможным в связи с необходимостью осуществления достаточно больших материальных вложений и значительного объема работ по адаптации объектов. Для решения сложившейся ситуации и в целях поэтапной адаптации объектов действующими федеральными и региональными программами предусмотрено первоочередное обеспечение доступности приоритетных объектов. Перечень приоритетных объектов формируется и корректируется с учетом мнения общественных объединений инвалидов. В настоящее время Планом мероприятий ("дорожной картой") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Пермского городского округа", утвержденным постановлением администрации города Перми от 14 ноября 2016 г. N 1016, в качестве приоритетных муниципальных объектов определены 97 объектов отраслей "Образование", "Культура и молодежная политика", "Физическая культура и спорт". К 2026 году планируется обеспечить доступность порядка 95% приоритетных объектов.

С 2010 года проводится планомерная работа по увеличению количества низкопольных транспортных средств на маршрутах городских пассажирских перевозок и обеспечению наличия такого транспорта на всех маршрутах муниципального пассажирского транспорта. Так к концу 2022 года доля низкопольных транспортных средств на маршрутах городских пассажирских перевозок составляла 90,7%, доля маршрутов, обеспеченных низкопольными транспортными средствами, - 100%. 831 транспортное средство является низкопольным и количество таких транспортных средств постоянно увеличивается.

Увеличивается количество остановочных пунктов городского общественного транспорта, обустроенных с учетом требований доступности для маломобильных категорий граждан, - к концу 2022 года доля таких остановочных пунктов составила 64%.

Ремонт улично-дорожной сети выполняется с обязательным учетом требований доступности для инвалидов.

Увеличивается доля светофорных объектов, оборудованных устройствами звукового, звукового и голосового сопровождения для слабовидящих и незрячих граждан. Доля светофорных объектов, оборудованных устройствами звукового сопровождения, по итогам 2022 года составила 84,1%.

Наиболее острой остается проблема приспособления для нужд инвалидов объектов социальной инфраструктуры - зданий, сооружений.

В связи с этим ряд мероприятий программы направлен на обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры (муниципальных учреждений), развитие толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и повышения их социального статуса.

К началу 2024 года доля доступных (частично доступных) муниципальных объектов, в которых размещаются учреждения, функциональные и территориальные органы администрации города Перми, составила 39,2%.

На территории города Перми создаются условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к информации. С 2009 года на телеканалах города транслируется передача, освещающая вопросы социальной интеграции инвалидов и деятельность администрации города Перми в этом направлении.

Об оценке эффективности реализуемых мероприятий, направленных на создание доступной среды для инвалидов в городе Перми, свидетельствует ежегодный рост показателя "Уровень удовлетворенности инвалидов и иных маломобильных групп населения доступностью объектов городской инфраструктуры от общей численности опрошенных", который по итогам 2022 года составил 80,6%.

Сохранены и реализуются дополнительно принятые Пермским городским округом полномочия по предоставлению мер социальной поддержки и адресной социальной муниципальной помощи жителям города Перми: инвалидам, детям-инвалидам, гражданам, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях в связи с пожарами, стихийными бедствиями, техногенными катастрофами, террористическими актами и трудными жизненными ситуациями, которые они не могут преодолеть самостоятельно.

В целях реализации отдельных положений Закона Пермского края от 01 декабря 2011 г. N 871-ПК "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае" в рамках программы предусмотрено мероприятие по реализации альтернативной формы предоставления земельных участков - единовременные денежные выплаты, предоставленные многодетным семьям, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

По состоянию на 01 января 2024 г. в реестре многодетных семей в целях получения земельного участка состоит 7421 семья.

Реализация программы также направлена на повышение социального благополучия семей с детьми и отдельных категорий граждан.

В настоящее время от политики выживания, ориентированной преимущественно на семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, необходимо переходить к политике поддержки семейного благополучия, экономической устойчивости семей, формированию у населения мотивов укрепления семьи и семейных ценностей, создания среды, дружественной к семье и детям.

В 2022 году зафиксировано снижение численности несовершеннолетних, совершивших преступления, на 23%.

Вместе с тем высока доля семей, поставленных на учет в СОП из группы "норма", что свидетельствует о недостаточной работе по раннему выявлению фактов детского и семейного неблагополучия - в среднем около 17% от всех семей, поставленных на учет в СОП.

Также сохраняется высокая доля семей, находящихся в СОП длительный период времени, имеющих низкий реабилитационный потенциал, в отношении которых необходима разработка и реализация комплекса специальных мероприятий, - в среднем около 11% семей, с которыми проводится индивидуально-профилактическая работа.

Кроме того, порядка 18% подростков, находящихся в СОП, совершают преступления повторно.

Также по итогам 2022 года отмечается рост количества попыток суицида несовершеннолетних на 13% (2022 год - 35 попыток суицида, 2021 год - 31 попытка суицида).

Вместе с тем в 2022 году произошло снижение в два раза завершенных суицидов (2022 год - 4 законченных суицида, 2021 год - 8 законченных суицидов).

Таким образом, профилактика подростковой преступности, детского и семейного неблагополучия должна быть эффективной за счет развития технологий раннего выявления факторов риска отклоняющегося поведения детей; организации индивидуальной коррекционной и реабилитационной работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении, а также оказания необходимой психологической помощи.

Помимо организации работы с семьями и детьми, находящимися в различных стадиях благополучия, мероприятия программы направлены на формирование позитивных, социально активных установок в детско-подростковой среде.

В сложившихся социально-экономических условиях одной из важных задач является вовлечение детей в общественно значимую деятельность, создание условий для развития их социальной активности, ответственности и компетентности, распространение эффективных практик в сфере ученического самоуправления.

Доля родителей, считающих, что в городе Перми созданы условия, благоприятные для семей с детьми, ежегодно увеличивается и в 2022 году составила 62,1% от числа опрошенных.

Одним из важнейших принципов социальной политики в интересах детей является поддержка семьи в целях обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей. В рамках данного направления департамент является уполномоченным органом, осуществляющим координацию деятельности функциональных и территориальных органов администрации города Перми, организаций и учреждений города Перми по вопросам организации оздоровления, отдыха и занятости детей города Перми.

Ключевым целевым показателем Соглашения, ежегодно заключаемого между Министерством социального развития Пермского края и администрацией города Перми, является охват детей в возрасте от 7 до 17 лет (включительно) всеми формами оздоровления, отдыха и занятости за счет средств консолидированного бюджета и привлеченных средств, который не должен быть ниже 90,0%.

В целях осуществления мониторинга и обеспечения эффективной организации оздоровления, отдыха и занятости детей города Перми установлен показатель конечного результата цели программы "Доля детей города Перми в возрасте от 7 до 18 лет, охваченных различными формами оздоровления, отдыха и занятости за счет средств бюджетов различного уровня, от общей численности детей данного возраста", значение которого в 2022 году составило 35,8%.

В общем количестве детей, охваченных различными формами оздоровления, отдыха и занятости, учитываются дети города Перми (в том числе оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты), охваченные мероприятиями по организации отдыха и оздоровления, трудовой занятости, занятости на спортивно-досуговых площадках.

Прогнозная численность детского населения в возрасте от 7 до 18 лет составляет:

2022 год - 136516 чел.;

2023 год - 140610 чел.;

2024 год - 145599 чел.;

2025 год - 149204 чел.;

2026 год - 151239 чел.

Правовое регулирование реализации программы:

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

Федеральный закон от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

Закон Пермского края от 19 декабря 2006 г. N 44-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями по образованию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации их деятельности";

Закон Пермского края от 02 апреля 2010 г. N 607-ПК "О передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий по организации и обеспечению отдыха детей и их оздоровления";

Закон Пермского края от 01 декабря 2011 г. N 871-ПК "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае";

Закон Пермского края от 05 февраля 2016 г. N 602-ПК "Об организации и обеспечении отдыха детей и их оздоровления в Пермском крае";

Закон Пермского края от 04 апреля 2016 г. N 627-ПК "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур Пермского края";

Закон Пермского края от 04 сентября 2017 г. N 121-ПК "Об обеспечении работников государственных и муниципальных учреждений Пермского края путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление";

постановление Правительства Пермского края от 31 марта 2016 г. N 169-п "Об утверждении порядков по реализации государственных полномочий в сфере обеспечения отдыха детей и их оздоровления в Пермском крае";

постановление Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 г. N 902-п "Об утверждении Порядка предоставления родителям компенсации части расходов на оплату стоимости самостоятельно приобретенной путевки в загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, детские оздоровительные лагеря санаторного типа, расположенные на территории Российской Федерации, детские специализированные (профильные) лагеря, расположенные на территории Пермского края";

решения Пермской городской Думы:

от 24 июня 2008 г. N 219 "Об установлении дополнительных мер социальной поддержки в виде ежемесячных денежных муниципальных выплат студентам и учащимся города Перми";

от 23 июня 2009 г. N 135 "Об установлении дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий жителей города Перми";

от 22 сентября 2009 г. N 213 "Об установлении дополнительной меры социальной поддержки в виде ежемесячных денежных муниципальных выплат за проезд в медицинские организации, осуществляющие свою деятельность на территории города Перми, для проведения амбулаторного гемодиализа жителям города Перми с хронической почечной недостаточностью";

постановления администрации города Перми:

от 29 апреля 2011 г. N 191 "Об организации оздоровления, отдыха и занятости детей города Перми";

от 30 июня 2011 г. N 319 "Об установлении расходного обязательства Пермского городского округа по вопросам местного значения в сфере социальной политики, развития человеческого потенциала";

от 19 ноября 2014 г. N 864 "Об установлении расходного обязательства Пермского городского округа по вопросам местного значения в сфере социальной политики";

от 26 февраля 2015 г. N 100 "Об установлении расходного обязательства Пермского городского округа по вопросам организации и осуществления мероприятий по профилактике правонарушений на территории города Перми";

от 22 марта 2016 г. N 57 "Об установлении расходного обязательства на увеличение финансового обеспечения переданных государственных полномочий по организации и обеспечению отдыха детей и их оздоровления";

от 27 июня 2017 г. N 117 "Об установлении дополнительной меры социальной поддержки в случае рождения троих или более детей одновременно";

от 27 августа 2019 г. N 156 "Об установлении расходного обязательства по предоставлению многодетным семьям единовременной денежной выплаты взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно и о внесении изменения в Положение о департаменте социальной политики администрации города Перми, утвержденное решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 221";

от 01 октября 2019 г. N 618 "Об утверждении Порядка предоставления единовременной денежной выплаты многодетным семьям, состоящим на учете по месту жительства в городе Перми в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно";

от 15 сентября 2023 г. N 833 "Об установлении расходного обязательства по исполнению переданных государственных полномочий по образованию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации их деятельности"

(п. 5 в ред. Постановления Администрации г. Перми от 25.12.2023 N 1461)

6

Цель программы

повышение социального благополучия населения и уровня доступности городской инфраструктуры для маломобильных групп населения

7

Перечень подпрограмм и задач

1.1. Оказание дополнительных мер социальной помощи и поддержки, содействие в получении социальных услуг отдельным категориям граждан.

1.1.1. Оказание дополнительных мер социальной помощи и поддержки населения.

1.1.2. Организация проведения мероприятий социальной направленности для отдельных категорий граждан.

1.2. Создание безбарьерной среды для маломобильных граждан.

1.2.1. Координация функциональных и территориальных органов администрации города Перми по вопросам повышения уровня доступности городской инфраструктуры.

1.2.2. Взаимодействие с организациями независимо от организационно-правовых форм по созданию условий для формирования безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и иных маломобильных групп населения.

1.3. Повышение социального благополучия и безопасности семей с детьми.

1.3.1. Обеспечение социальной безопасности семей с детьми.

1.3.2. Пропаганда приоритета института семьи, семейных ценностей, здорового образа жизни.

1.4. Организация оздоровления и отдыха детей города Перми.

1.4.1. Организация оздоровления и отдыха детей города Перми за счет средств бюджета Пермского края.

1.4.2. Организация оздоровления и отдыха детей города Перми за счет средств бюджета города Перми

8

Сроки реализации программы

2022-2026 годы

9

Объемы и источники финансирования программы (подпрограммы)

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

2026 год

программа, всего (тыс. руб.), в том числе

460247,808

484059,225

542335,952

639509,100

603491,500

бюджет города Перми

204241,908

203008,193

233158,147

311690,500

275672,900

бюджет города Перми <*>

4272,000

4955,700

4930,200

5118,700

5314,800

бюджет города Перми (неиспользованные ассигнования отчетного года)

250,000

0,0

0,0

0,0

0,0

бюджет Пермского края

255755,900

281051,032

309177,805

327818,600

327818,600

подпрограмма 1.1, всего (тыс. руб.), в том числе

117011,358

115061,868

140832,767

219397,800

183380,200

бюджет города Перми

112964,358

111137,268

137742,162

219397,800

183380,200

бюджет города Перми <*>

4272,000

4955,700

4930,200

5118,700

5314,800

бюджет города Перми (неиспользованные ассигнования отчетного года)

250,000

0,0

0,0

0,0

0,0

бюджет Пермского края

3797,000

3924,600

3090,605

0,0

0,0

подпрограмма 1.2, всего (тыс. руб.), в том числе

25202,000

21480,300

24165,200

21498,500

21498,500

бюджет города Перми

25202,000

21480,300

24165,200

21498,500

21498,500

подпрограмма 1.3, всего (тыс. руб.), в том числе

45416,980

49545,774

52083,800

53889,000

53889,000

бюджет города Перми

622,080

1246,474

1198,800

1244,400

1244,400

бюджет Пермского края

44794,900

48299,300

50885,000

52644,600

52644,600

подпрограмма 1.4, всего (тыс. руб.), в том числе

272617,470

297971,283

325254,185

344723,800

344723,800

бюджет города Перми

65453,470

69144,151

70051,985

69549,800

69549,800

бюджет Пермского края

207164,000

228827,132

255202,200

275174,000

275174,000

(п. 9 в ред. Постановления Администрации г. Перми от 01.10.2024 N 811)

10

Показатели конечного результата цели программы

2022 год

план

2023 год

план

2024 год

план

2025 год

план

2026 год

план

доля лиц, получивших адресную социальную муниципальную помощь и дополнительные меры социальной поддержки, от общего числа обратившихся граждан, имеющих право на их получение, %

100,0

100,0

89,0

88,8

89,3

уровень удовлетворенности инвалидов и иных маломобильных групп населения доступностью объектов городской инфраструктуры от общей численности опрошенных, %

не менее 76,8

не менее 76,8

не менее 78,1

не менее 78,1

не менее 78,1

количество семей, находящихся в социально опасном положении, ед.

998

996

994

992

990

доля детей города Перми в возрасте от 7 до 18 лет, охваченных различными формами оздоровления, отдыха и занятости за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, от общей численности детей данного возраста, %

36,0

33,3

33,4

32,1

31,6

(п. 10 в ред. Постановления Администрации г. Перми от 16.07.2024 N 590)


________________


* Объем льгот и преференции не учитывается в общем объеме финансирования по подпрограмме.