(в ред. Постановления Администрации г. Перми от 18.10.2023 N 1065)
N | Наименование раздела | Содержание раздела | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||||
1 | Наименование программы | "Социальная поддержка и обеспечение семейного благополучия населения города Перми" (далее - программа) | ||||||
2 | Ответственный руководитель | Мальцева Е.Д., исполняющий обязанности заместителя главы администрации города Перми | ||||||
3 | Исполнитель программы | департамент социальной политики администрации города Перми (далее - ДСП) | ||||||
4 | Участники программы | ДСП; департамент транспорта администрации города Перми (далее - ДТ); департамент дорог и благоустройства администрации города Перми (далее - ДДБ); муниципальные учреждения, подведомственные комитету по физической культуре и спорту администрации города Перми (далее - КФКС); муниципальные учреждения, подведомственные департаменту образования администрации города Перми (далее - ДО); муниципальные учреждения, подведомственные департаменту культуры и молодежной политики администрации города Перми (далее - ДКМП); администрация Дзержинского района города Перми (далее - АДР); администрация Индустриального района города Перми (далее - АИР); администрация Кировского района города Перми (далее - АКР); администрация Ленинского района города Перми (далее - АЛР); администрация Мотовилихинского района города Перми (далее - АМР); администрация Орджоникидзевского района города Перми (далее - АОР); администрация Свердловского района города Перми (далее - АСР); администрация поселка Новые Ляды города Перми (далее - АПНЛ); общественные объединения инвалидов; общественные организации | ||||||
5 | Характеристика текущего состояния сферы реализации программы | Реализация программы направлена на достижение цели Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Пермь до 2030 года на период 2022-2026 годов, утвержденного решением Пермской городской Думы от 26 октября 2021 г. N 232 (далее - Стратегия), по развитию человеческого потенциала путем повышения социального благополучия населения города Перми. Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Планом основных мероприятий до 2027 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. N 122-р, реализует мероприятия в рамках расходного обязательства Пермского городского округа по вопросам местного значения в сфере социальной политики, развития человеческого потенциала, учитывает особенности текущего периода развития города Перми, Пермского края и Российской Федерации. Важнейшим стратегическим аспектом реализации программы является повышение социального благополучия населения и уровня доступности городской инфраструктуры. Данная цель реализуется путем решения основных задач: создание безбарьерной среды для маломобильных граждан; оказание дополнительных мер социальной помощи и поддержки населения; обеспечение социальной безопасности семей с детьми; пропаганда приоритета института семьи, семейных ценностей, здорового образа жизни; организация оздоровления и отдыха детей города Перми. Одной из наиболее важных проблем, связанных с обеспечением жизнедеятельности отдельных групп населения, является создание доступной городской инфраструктуры для инвалидов и иных маломобильных групп населения. Население города Перми по состоянию на 01 января 2024 г. составляет 1027157 чел., из них: инвалиды - 68426 чел., из них дети-инвалиды - 3698 чел.; граждане пожилого возраста - 286250 чел.; беременные женщины, состоящие на учете в женских консультациях, - 14896 чел. На протяжении длительного периода времени при формировании городского пространства не учитывались особенности различных категорий граждан, вызванные ограничениями в передвижении, что привело к формированию городской среды, недоступной для инвалидов и иных маломобильных групп населения. Сегодня изменить сложившуюся ситуацию в короткие сроки не представляется возможным в связи с необходимостью осуществления достаточно больших материальных вложений и значительного объема работ по адаптации объектов. Для решения сложившейся ситуации и в целях поэтапной адаптации объектов действующими федеральными и региональными программами предусмотрено первоочередное обеспечение доступности приоритетных объектов. Перечень приоритетных объектов формируется и корректируется с учетом мнения общественных объединений инвалидов. В настоящее время Планом мероприятий ("дорожной картой") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Пермского городского округа", утвержденным постановлением администрации города Перми от 14 ноября 2016 г. N 1016, в качестве приоритетных муниципальных объектов определены 97 объектов отраслей "Образование", "Культура и молодежная политика", "Физическая культура и спорт". К 2026 году планируется обеспечить доступность порядка 95% приоритетных объектов. С 2010 года проводится планомерная работа по увеличению количества низкопольных транспортных средств на маршрутах городских пассажирских перевозок и обеспечению наличия такого транспорта на всех маршрутах муниципального пассажирского транспорта. Так к концу 2022 года доля низкопольных транспортных средств на маршрутах городских пассажирских перевозок составляла 90,7%, доля маршрутов, обеспеченных низкопольными транспортными средствами, - 100%. 831 транспортное средство является низкопольным и количество таких транспортных средств постоянно увеличивается. Увеличивается количество остановочных пунктов городского общественного транспорта, обустроенных с учетом требований доступности для маломобильных категорий граждан, - к концу 2022 года доля таких остановочных пунктов составила 64%. Ремонт улично-дорожной сети выполняется с обязательным учетом требований доступности для инвалидов. Увеличивается доля светофорных объектов, оборудованных устройствами звукового, звукового и голосового сопровождения для слабовидящих и незрячих граждан. Доля светофорных объектов, оборудованных устройствами звукового сопровождения, по итогам 2022 года составила 84,1%. Наиболее острой остается проблема приспособления для нужд инвалидов объектов социальной инфраструктуры - зданий, сооружений. В связи с этим ряд мероприятий программы направлен на обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры (муниципальных учреждений), развитие толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и повышения их социального статуса. К началу 2024 года доля доступных (частично доступных) муниципальных объектов, в которых размещаются учреждения, функциональные и территориальные органы администрации города Перми, составила 39,2%. На территории города Перми создаются условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к информации. С 2009 года на телеканалах города транслируется передача, освещающая вопросы социальной интеграции инвалидов и деятельность администрации города Перми в этом направлении. Об оценке эффективности реализуемых мероприятий, направленных на создание доступной среды для инвалидов в городе Перми, свидетельствует ежегодный рост показателя "Уровень удовлетворенности инвалидов и иных маломобильных групп населения доступностью объектов городской инфраструктуры от общей численности опрошенных", который по итогам 2022 года составил 80,6%. Сохранены и реализуются дополнительно принятые Пермским городским округом полномочия по предоставлению мер социальной поддержки и адресной социальной муниципальной помощи жителям города Перми: инвалидам, детям-инвалидам, гражданам, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях в связи с пожарами, стихийными бедствиями, техногенными катастрофами, террористическими актами и трудными жизненными ситуациями, которые они не могут преодолеть самостоятельно. В целях реализации отдельных положений Закона Пермского края от 01 декабря 2011 г. N 871-ПК "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае" в рамках программы предусмотрено мероприятие по реализации альтернативной формы предоставления земельных участков - единовременные денежные выплаты, предоставленные многодетным семьям, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно. По состоянию на 01 января 2024 г. в реестре многодетных семей в целях получения земельного участка состоит 7421 семья. Реализация программы также направлена на повышение социального благополучия семей с детьми и отдельных категорий граждан. В настоящее время от политики выживания, ориентированной преимущественно на семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, необходимо переходить к политике поддержки семейного благополучия, экономической устойчивости семей, формированию у населения мотивов укрепления семьи и семейных ценностей, создания среды, дружественной к семье и детям. В 2022 году зафиксировано снижение численности несовершеннолетних, совершивших преступления, на 23%. Вместе с тем высока доля семей, поставленных на учет в СОП из группы "норма", что свидетельствует о недостаточной работе по раннему выявлению фактов детского и семейного неблагополучия - в среднем около 17% от всех семей, поставленных на учет в СОП. Также сохраняется высокая доля семей, находящихся в СОП длительный период времени, имеющих низкий реабилитационный потенциал, в отношении которых необходима разработка и реализация комплекса специальных мероприятий, - в среднем около 11% семей, с которыми проводится индивидуально-профилактическая работа. Кроме того, порядка 18% подростков, находящихся в СОП, совершают преступления повторно. Также по итогам 2022 года отмечается рост количества попыток суицида несовершеннолетних на 13% (2022 год - 35 попыток суицида, 2021 год - 31 попытка суицида). Вместе с тем в 2022 году произошло снижение в два раза завершенных суицидов (2022 год - 4 законченных суицида, 2021 год - 8 законченных суицидов). Таким образом, профилактика подростковой преступности, детского и семейного неблагополучия должна быть эффективной за счет развития технологий раннего выявления факторов риска отклоняющегося поведения детей; организации индивидуальной коррекционной и реабилитационной работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении, а также оказания необходимой психологической помощи. Помимо организации работы с семьями и детьми, находящимися в различных стадиях благополучия, мероприятия программы направлены на формирование позитивных, социально активных установок в детско-подростковой среде. В сложившихся социально-экономических условиях одной из важных задач является вовлечение детей в общественно значимую деятельность, создание условий для развития их социальной активности, ответственности и компетентности, распространение эффективных практик в сфере ученического самоуправления. Доля родителей, считающих, что в городе Перми созданы условия, благоприятные для семей с детьми, ежегодно увеличивается и в 2022 году составила 62,1% от числа опрошенных. Одним из важнейших принципов социальной политики в интересах детей является поддержка семьи в целях обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей. В рамках данного направления департамент является уполномоченным органом, осуществляющим координацию деятельности функциональных и территориальных органов администрации города Перми, организаций и учреждений города Перми по вопросам организации оздоровления, отдыха и занятости детей города Перми. Ключевым целевым показателем Соглашения, ежегодно заключаемого между Министерством социального развития Пермского края и администрацией города Перми, является охват детей в возрасте от 7 до 17 лет (включительно) всеми формами оздоровления, отдыха и занятости за счет средств консолидированного бюджета и привлеченных средств, который не должен быть ниже 90,0%. В целях осуществления мониторинга и обеспечения эффективной организации оздоровления, отдыха и занятости детей города Перми установлен показатель конечного результата цели программы "Доля детей города Перми в возрасте от 7 до 18 лет, охваченных различными формами оздоровления, отдыха и занятости за счет средств бюджетов различного уровня, от общей численности детей данного возраста", значение которого в 2022 году составило 35,8%. В общем количестве детей, охваченных различными формами оздоровления, отдыха и занятости, учитываются дети города Перми (в том числе оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты), охваченные мероприятиями по организации отдыха и оздоровления, трудовой занятости, занятости на спортивно-досуговых площадках. Прогнозная численность детского населения в возрасте от 7 до 18 лет составляет: 2022 год - 136516 чел.; 2023 год - 140610 чел.; 2024 год - 145599 чел.; 2025 год - 149204 чел.; 2026 год - 151239 чел. | ||||||
Правовое регулирование реализации программы: решения Пермской городской Думы: постановления администрации города Перми: от 29 апреля 2011 г. N 191 "Об организации оздоровления, отдыха и занятости детей города Перми"; | ||||||||
(п. 5 в ред. Постановления Администрации г. Перми от 25.12.2023 N 1461) | ||||||||
6 | Цель программы | повышение социального благополучия населения и уровня доступности городской инфраструктуры для маломобильных групп населения | ||||||
7 | Перечень подпрограмм и задач | 1.1. Оказание дополнительных мер социальной помощи и поддержки, содействие в получении социальных услуг отдельным категориям граждан. 1.1.1. Оказание дополнительных мер социальной помощи и поддержки населения. 1.1.2. Организация проведения мероприятий социальной направленности для отдельных категорий граждан. 1.2. Создание безбарьерной среды для маломобильных граждан. 1.2.1. Координация функциональных и территориальных органов администрации города Перми по вопросам повышения уровня доступности городской инфраструктуры. 1.2.2. Взаимодействие с организациями независимо от организационно-правовых форм по созданию условий для формирования безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и иных маломобильных групп населения. 1.3. Повышение социального благополучия и безопасности семей с детьми. 1.3.1. Обеспечение социальной безопасности семей с детьми. 1.3.2. Пропаганда приоритета института семьи, семейных ценностей, здорового образа жизни. 1.4. Организация оздоровления и отдыха детей города Перми. 1.4.1. Организация оздоровления и отдыха детей города Перми за счет средств бюджета Пермского края. 1.4.2. Организация оздоровления и отдыха детей города Перми за счет средств бюджета города Перми | ||||||
8 | Сроки реализации программы | 2022-2026 годы | ||||||
9 | Объемы и источники финансирования программы (подпрограммы) | 2022 год | 2023 год | 2024 год | 2025 год | 2026 год | ||
программа, всего (тыс. руб.), в том числе | 460247,808 | 484059,225 | 542335,952 | 639509,100 | 603491,500 | |||
бюджет города Перми | 204241,908 | 203008,193 | 233158,147 | 311690,500 | 275672,900 | |||
бюджет города Перми <*> | 4272,000 | 4955,700 | 4930,200 | 5118,700 | 5314,800 | |||
бюджет города Перми (неиспользованные ассигнования отчетного года) | 250,000 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |||
бюджет Пермского края | 255755,900 | 281051,032 | 309177,805 | 327818,600 | 327818,600 | |||
подпрограмма 1.1, всего (тыс. руб.), в том числе | 117011,358 | 115061,868 | 140832,767 | 219397,800 | 183380,200 | |||
бюджет города Перми | 112964,358 | 111137,268 | 137742,162 | 219397,800 | 183380,200 | |||
бюджет города Перми <*> | 4272,000 | 4955,700 | 4930,200 | 5118,700 | 5314,800 | |||
бюджет города Перми (неиспользованные ассигнования отчетного года) | 250,000 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |||
бюджет Пермского края | 3797,000 | 3924,600 | 3090,605 | 0,0 | 0,0 | |||
подпрограмма 1.2, всего (тыс. руб.), в том числе | 25202,000 | 21480,300 | 24165,200 | 21498,500 | 21498,500 | |||
бюджет города Перми | 25202,000 | 21480,300 | 24165,200 | 21498,500 | 21498,500 | |||
подпрограмма 1.3, всего (тыс. руб.), в том числе | 45416,980 | 49545,774 | 52083,800 | 53889,000 | 53889,000 | |||
бюджет города Перми | 622,080 | 1246,474 | 1198,800 | 1244,400 | 1244,400 | |||
бюджет Пермского края | 44794,900 | 48299,300 | 50885,000 | 52644,600 | 52644,600 | |||
подпрограмма 1.4, всего (тыс. руб.), в том числе | 272617,470 | 297971,283 | 325254,185 | 344723,800 | 344723,800 | |||
бюджет города Перми | 65453,470 | 69144,151 | 70051,985 | 69549,800 | 69549,800 | |||
бюджет Пермского края | 207164,000 | 228827,132 | 255202,200 | 275174,000 | 275174,000 | |||
(п. 9 в ред. Постановления Администрации г. Перми от 01.10.2024 N 811) | ||||||||
10 | Показатели конечного результата цели программы | 2022 год план | 2023 год план | 2024 год план | 2025 год план | 2026 год план | ||
доля лиц, получивших адресную социальную муниципальную помощь и дополнительные меры социальной поддержки, от общего числа обратившихся граждан, имеющих право на их получение, % | 100,0 | 100,0 | 89,0 | 88,8 | 89,3 | |||
уровень удовлетворенности инвалидов и иных маломобильных групп населения доступностью объектов городской инфраструктуры от общей численности опрошенных, % | не менее 76,8 | не менее 76,8 | не менее 78,1 | не менее 78,1 | не менее 78,1 | |||
количество семей, находящихся в социально опасном положении, ед. | 998 | 996 | 994 | 992 | 990 | |||
доля детей города Перми в возрасте от 7 до 18 лет, охваченных различными формами оздоровления, отдыха и занятости за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, от общей численности детей данного возраста, % | 36,0 | 33,3 | 33,4 | 32,1 | 31,6 | |||
(п. 10 в ред. Постановления Администрации г. Перми от 16.07.2024 N 590) |
________________
* Объем льгот и преференции не учитывается в общем объеме финансирования по подпрограмме.