В целях реализации государственной политики в сфере здравоохранения Республики Башкортостан, в соответствии с Правилами проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 2019 года N 1304 "Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и Правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения" Правительство Республики Башкортостан постановляет:
Внести изменения в региональную программу "Модернизация первичного звена здравоохранения Республики Башкортостан", утвержденную Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 762, изложив ее в новой редакции (прилагается).
Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
А.Г.НАЗАРОВ
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН"
Срок реализации региональной программы | 2021 - 2025 годы |
Разработчик региональной программы | Правительство Республики Башкортостан |
Участники региональной программы | Министерство здравоохранения Республики Башкортостан; Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан; Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан; администрации муниципальных образований Республики Башкортостан (по согласованию) |
Наименование государственной программы | Государственная программа Республики Башкортостан "Развитие здравоохранения Республики Башкортостан", утвержденная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 июня 2020 года N 356 |
Цели региональной программы | 1) обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи и медицинской помощи, оказываемых в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек; 2) обеспечение приоритета интересов пациента при оказании первичной медико-санитарной помощи; 3) обеспечение соблюдения прав граждан при оказании первичной медико-санитарной помощи и государственных гарантий, связанных с этими правами; 4) обеспечение приоритета профилактики при оказании первичной медико-санитарной помощи |
Задачи региональной программы | 1) организация оказания медицинской помощи с приближением к месту жительства, месту обучения или работы исходя из потребностей всех групп населения с учетом трехуровневой системы оказания медицинской помощи; 2) обеспечение транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья; 3) оснащение медицинских организаций, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь, а также центральных районных и районных больниц оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья; 4) устранение дефицита кадров в первичном звене здравоохранения и повышение уровня их квалификации, в том числе в целях обеспечения пациенту возможности выбора медицинской организации и врача; 5) обеспечение потребности в дорогостоящих исследованиях, проводимых в амбулаторных условиях, и выделение их из подушевого норматива финансирования оказания первичной медико-санитарной помощи; 6) введение коэффициентов дифференциации для подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц для медицинских организаций, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах; 7) создание механизма мотивации руководителей и медицинских работников медицинских организаций первичного звена здравоохранения с учетом степени соответствия медицинской организации статусу медицинской организации, внедряющей новую модель оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи; 8) разработка и утверждение территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи с учетом результатов реализации мероприятий региональной программы; 9) реализация мероприятий пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше; 10) профилактика осложнений сердечно-сосудистых заболеваний у пациентов высокого риска путем обеспечения лекарственными препаратами граждан, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда и другие острые сердечно-сосудистые заболевания или операции на сосудах и которые получают медицинскую помощь в амбулаторных условиях |
Параметры финансового обеспечения реализации региональной программы | Консолидированный бюджет - 18573738,1 тыс. рублей; средства федерального бюджета - 14573035,9 тыс. рублей; средства бюджета Республики Башкортостан - 2632437,7 тыс. рублей. В 2021 году всего - 3284610,90 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 2649642,90 тыс. рублей; средства бюджета Республики Башкортостан - 361315,10 тыс. рублей. В 2022 году всего - 3427989,80 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 2649642,90 тыс. рублей; средства бюджета Республики Башкортостан - 504694,00 тыс. рублей. В 2023 году всего - 3427989,80 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 2649642,90 тыс. рублей; средства бюджета Республики Башкортостан - 504694,00 тыс. рублей. В 2024 году всего - 4216573,80 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 3312053,60 тыс. рублей; средства бюджета Республики Башкортостан - 630867,30 тыс. рублей. В 2025 году всего - 4216573,80 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 3312053,60 тыс. рублей; средства бюджета Республики Башкортостан - 630867,30 тыс. рублей |
Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели региональной программы "Модернизация первичного звена здравоохранения Республики Башкортостан" (далее - Программа) сформулированы в соответствии с принципами модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 2019 года N 1304 "Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и Правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения", Методическими рекомендациями по разработке региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, направленными письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России) от 5 мая 2021 года N 29-0/И/2-6853.
Сведения о целях, задачах, целевых индикаторах и показателях Программы представлены в приложении N 1 к ней.
Соответствие целей, задач и мероприятий Программы с указанием ответственных исполнителей по мероприятиям и задачам представлено в плане мероприятий Программы (приложение N 2 к ней).
Достижение целей и решение задач Программы осуществляются путем выполнения взаимоувязанных по срокам реализации, ресурсам и источникам финансового обеспечения программных мероприятий.
Срок реализации всех мероприятий Программы - с 1 января 2021 года по 31 декабря 2025 года.
Информация о ресурсном обеспечении Программы представлена в приложении N 3 к ней.
Разработчиком Программы является Правительство Республики Башкортостан, которое осуществляет управление реализацией Программы, а именно:
определяет формы и методы управления реализацией Программы;
осуществляет планирование реализации мероприятий Программы;
обеспечивает эффективное использование соответствующих финансовых средств;
проводит мониторинг эффективности реализации мероприятий Программы и расходования бюджетных средств, а также формирует отчеты о ходе реализации Программы;
размещает на официальном сайте Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информацию о ходе и результатах реализации Программы;
отвечает за обеспечение хода реализации Программы и достижение ее конечных результатов;
разрабатывает при необходимости предложения об уточнении мероприятий Программы на очередной финансовый год, уточняет затраты на реализацию мероприятий Программы, а также механизм ее выполнения.
Участниками Программы являются Министерство здравоохранения Республики Башкортостан (далее - Минздрав РБ), Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан, Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, администрации муниципальных образований Республики Башкортостан (по согласованию), которые:
несут ответственность за достижение плановых значений целевых индикаторов и показателей, характеризующих степень реализации мероприятий, за выполнение которых являются ответственными;
обеспечивают эффективное использование финансовых средств, выделяемых на реализацию мероприятий, за выполнение которых являются ответственными;
представляют в Правительство Республики Башкортостан отчеты о ходе реализации мероприятий Программы;
участвуют в подготовке аналитических материалов о ходе работ по реализации Программы, достигнутых результатах и эффективности использования финансовых средств.
Руководителем Программы является заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министр здравоохранения Республики Башкортостан.
Руководитель Программы:
несет персональную ответственность за реализацию Программы и ее конечные результаты;
определяет формы и методы управления реализацией Программы;
определяет порядок привлечения работников к выполнению мероприятий Программы и порядок оперативной корректировки планов-графиков реализации мероприятий Программы.
По инициативе руководителя Программы в нее могут вноситься изменения.
Оперативное сопровождение Программы возлагается на государственное казенное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Медицинский информационно-аналитический центр (далее - ГКУЗ РБ МИАЦ).
ГКУЗ РБ МИАЦ осуществляет следующие полномочия:
составление сводной аналитической отчетности о ходе реализации Программы;
анализ эффективности реализации мероприятий Программы.
По данным Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат), численность населения Республики Башкортостан на 1 января 2020 года составляла 4038151 человек, в том числе взрослого населения - 3125814 человек, детского населения - 912337 человек, городского населения - 2521840 человек, сельского населения - 1516311 человек. Трудоспособная часть населения - 2194438 человек. Согласно прогнозу Росстата численность населения региона в 2025 году составит 4071400 человек.
На территории Республики Башкортостан, по данным Росстата, находятся 4544 населенных пункта (включая населенные пункты без населения). Населенных пунктов, не имеющих прикрепления к медицинской организации, в регионе нет.
Для оказания медицинской помощи жителям республики функционирует сеть медицинских учреждений, представленная 145 медицинскими организациями, из них первичную медико-санитарную помощь населению оказывают 86 медицинских организаций, первичную специализированную медико-санитарную помощь - 36 медицинских организаций. В Программу включены все 86 медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (85 медицинских организаций, подведомственных Минздраву РБ, и Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N 142 Федерального медико-биологического агентства" (далее - ФГБУЗ МСЧ N 142 ФМБА)).
В Республике Башкортостан имеются медицинские организации и входящие в них структурные подразделения, обслуживающие население, численность которого меньше или больше рекомендованной Приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" и Приказом Минздрава России от 27 февраля 2016 года N 132н "О Требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения", а именно:
11 медицинских организаций (юридических лиц) и 294 входящих в них структурных подразделения, обслуживающих население, численность которого меньше рекомендуемой;
10 медицинских организаций и 73 входящих в них структурных подразделения, обслуживающих население, численность которого больше рекомендуемой.
В Республике Башкортостан среди населенных пунктов с численностью населения от 101 до 2000 человек имеются 15 населенных пунктов, находящихся от ближайшей медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, на расстоянии более 6 км, и 783 населенных пункта, находящихся от ближайшей медицинской организации, оказывающей первичную врачебную медико-санитарную помощь, на расстоянии более 30 минут доезда, что не соответствует требованиям о доступности первичной медицинской помощи согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года N 543н и Свода правил "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция".
Данные о степени износа зданий медицинских организаций, в которых оказывается первичная медико-санитарная помощь, следующие:
из 189 врачебных амбулаторий (далее - ВА) находятся в аварийном состоянии и требуют сноса - 2 (1%), требуют капитального ремонта - 16 (9%);