Администрация Смоленской области постановляет:
Внести в областную государственную программу "Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области", утвержденную постановлением Администрации Смоленской области от 28.11.2013 N 974 (в редакции постановлений Администрации Смоленской области от 26.03.2014 N 212, от 30.05.2014 N 402, от 19.06.2014 N 444, от 01.08.2014 N 544, от 01.09.2014 N 609, от 24.10.2014 N 730, от 11.11.2014 N 758, от 28.11.2014 N 808, от 29.12.2014 N 933, от 30.12.2014 N 959, от 02.03.2015 N 73, от 28.05.2015 N 301, от 18.06.2015 N 348, от 06.08.2015 N 492, от 08.10.2015 N 619, от 03.12.2015 N 759, от 23.12.2015 N 834, от 12.02.2016 N 62, от 25.02.2016 N 99, от 26.02.2016 N 103, от 26.04.2016 N 236, от 06.05.2016 N 246, от 17.06.2016 N 335, от 29.06.2016 N 378, от 01.09.2016 N 534, от 09.09.2016 N 552, от 14.10.2016 N 599, от 20.12.2016 N 769, от 30.12.2016 N 837, от 06.04.2017 N 187, от 07.04.2017 N 189, от 24.05.2017 N 340, от 30.06.2017 N 436, от 10.08.2017 N 519, от 18.09.2017 N 628, от 13.10.2017 N 696, от 31.10.2017 N 725, от 05.12.2017 N 817, от 27.12.2017 N 922, от 19.01.2018 N 18, от 02.02.2018 N 58, от 19.04.2018 N 226, от 22.05.2018 N 299, от 18.06.2018 N 378, от 18.07.2018 N 496, от 10.09.2018 N 602, от 17.10.2018 N 661, от 29.11.2018 N 785, от 27.12.2018 N 943, от 31.01.2019 N 16, от 18.03.2019 N 114, от 15.04.2019 N 212, от 17.05.2019 N 290, от 17.06.2019 N 361, от 12.08.2019 N 471, от 23.10.2019 N 622, от 22.11.2019 N 698, от 25.12.2019 N 809, от 30.12.2019 N 844, от 30.03.2020 N 151, от 29.04.2020 N 249, от 25.06.2020 N 366, от 28.07.2020 N 454, от 10.09.2020 N 554, от 30.10.2020 N 647, от 18.11.2020 N 685, от 26.12.2020 N 846, от 26.12.2020 N 904, от 11.02.2021 N 59, от 12.02.2021 N 68), следующие изменения:
1) в паспорте областной государственной программы "Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области":
- в позиции "Целевые показатели реализации Государственной программы":
- абзацы четвертый, пятый изложить в следующей редакции:
"- доля фактических расходов федерального и областного бюджетов на меры социальной поддержки, предоставляемые семьям с детьми, от общего объема расходов на меры социальной поддержки, предоставляемые отдельным категориям граждан;
- доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов социальной инфраструктуры;";
- в позиции "Объемы ассигнований Государственной программы (по годам реализации и в разрезе источников финансирования)":
- в абзаце первом слова "83276324,8 тыс. рублей" заменить словами "83295553,5 тыс. рублей";
- в абзаце девятом слова "10039327,5 тыс. рублей" заменить словами "10045773,5 тыс. рублей";
- в абзаце десятом слова "8811087,4 тыс. рублей" заменить словами "8817515,2 тыс. рублей";
- в абзаце одиннадцатом слова "7841664,1 тыс. рублей" заменить словами "7848019,0 тыс. рублей";
- в абзаце двадцать пятом слова "54801278,7 тыс. рублей" заменить словами "54795753,5 тыс. рублей";
- в абзаце тридцать третьем слова "5706371,5 тыс. рублей" заменить словами "5704566,2 тыс. рублей";
- в абзаце тридцать четвертом слова "4478827,6 тыс. рублей" заменить словами "4477004,1 тыс. рублей";
- в абзаце тридцать пятом слова "3479373,4 тыс. рублей" заменить словами "3477477,0 тыс. рублей";
- в абзаце тридцать седьмом слова "3502300,8 тыс. рублей" заменить словами "3527054,7 тыс. рублей";
- в абзаце сорок пятом слова "375895,9 тыс. рублей" заменить словами "384147,2 тыс. рублей";
- в абзаце сорок шестом слова "375895,9 тыс. рублей" заменить словами "384147,2 тыс. рублей";
- в абзаце сорок седьмом слова "375895,9 тыс. рублей" заменить словами "384147,2 тыс. рублей";
2) раздел 1 изложить в следующей редакции:
"1. Общая характеристика социально-экономической сферы реализации Государственной программы
Состояние социальной сферы в любом государстве является интегральным показателем эффективности экономики страны, гуманности юриспруденции и политического устройства общества, его духовности. Формирование в России правового и социального государства предполагает создание условий не только для осуществления прав и личных свобод граждан, но и обеспечение их всесторонней защиты.
Российская Федерация, определенная в Конституции Российской Федерации как социальное государство, решает ряд задач как общества в целом, так и отдельных его категорий посредством комплексной системы социальной защиты: снижения социальной напряженности в обществе; оказания социальной помощи семьям, отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию; адаптации населения к новым социально-экономическим условиям, социальной реабилитации граждан, в том числе несовершеннолетних, являющихся инвалидами; создания благоприятных условий для людей, нуждающихся в стационарном социальном обслуживании, а также во временном приюте; защиты прав и интересов детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
Право на социальную защиту всех граждан России закреплено в части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Характерные особенности демографического, социального и экономического развития Смоленской области, а также специфика ее бюджетной обеспеченности и структуры социальных расходов определяют сложившуюся систему социальной поддержки населения.
В Смоленской области реализацию государственной политики в области социальной поддержки населения осуществляет Департамент Смоленской области по социальному развитию (далее также - Департамент). Департамент организует работу отделов (секторов) социальной защиты населения города Смоленска и Смоленской области, а также сети учреждений социального обслуживания населения Смоленской области. С 1 января 2011 года часть полномочий по приему от граждан заявлений и документов, а также по обработке получаемой информации была передана Смоленскому областному государственному казенному учреждению "Центр социальных выплат, приема и обработки информации" (далее также - СОГКУ "Центр социальных выплат, приема и обработки информации"), которое является подведомственным учреждением Департамента. Создание указанного учреждения оказалось актуальным направлением в проводимой сегодня социальной политике государства, направленной на предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна".
Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан является одной из функций государства, направленной на поддержание и (или) повышение уровня их денежных доходов в связи с особыми заслугами перед Родиной, утратой трудоспособности и тяжестью вреда, нанесенного здоровью, компенсацией ранее действовавших социальных обязательств, а также в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации.
Действующая в Смоленской области система социальной поддержки граждан базируется на ряде принципиальных положений, в том числе:
- добровольности получения мер социальной поддержки;
- безусловной гарантированности исполнения принятых государством и Смоленской областью публичных обязательств по предоставлению мер социальной поддержки, недопущения снижения уровня и ухудшения условий их предоставления вне зависимости от социально-экономической ситуации в стране в целом и в регионе в частности, в том числе путем систематической индексации расходов с учетом динамики показателей инфляции.
Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Смоленской области, базируются на применении двух подходов:
- категориального подхода к предоставлению мер социальной поддержки - без учета (проверки) нуждаемости граждан (семей);
- адресного подхода к предоставлению мер социальной поддержки, - с учетом нуждаемости. граждан (семей), определяемой в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими соответствующие меры социальной поддержки.
Преобладающим в настоящее время является категориальный подход к предоставлению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Меры социальной поддержки в категориальной форме дифференцированы с учетом заслуг граждан по защите Отечества, безупречной военной, государственной службы, продолжительного добросовестного труда. При этом наибольший объем льгот предоставляется Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, ветеранам (в том числе ветеранам, принимавшим непосредственное участие в боевых действиях). Необходимость, дифференциации обусловлена потребностью в наиболее полной реализации принципа социальной справедливости.
К установленным федеральными законами мерам социальной поддержки отдельных категорий граждан, предоставляемым по принципу адресности, с учетом нуждаемости, относятся следующие меры социальной поддержки, являющиеся расходными обязательствами Смоленской области:
- субсидии гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемые в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- государственная социальная помощь, предоставляемая малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации региональных социальных программ, оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам применяется величина прожиточного минимума, которая устанавливается во всех субъектах Российской Федерации, в том числе и в Смоленской области.
Величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на очередной год устанавливается до 1 июля текущего года Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год.
Величина прожиточного минимума на душу населения в Смоленской области на очередной год устанавливается до 15 сентября текущего года субъектом Российской Федерации с учетом коэффициента региональной дифференциации, который рассчитывается как соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В Смоленской области сформирована система социального обслуживания граждан (далее также - социальное обслуживание), включающая в себя организации социального обслуживания, находящиеся в ведении Смоленской области, негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги, общая цель которых - предоставление гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, социальных услуг: социально-бытовых; социально-медицинских; социально-психологических; социально-педагогических; социально-трудовых; социально-правовых; услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.
Предоставление социальных услуг осуществляют организации социального обслуживания разных форм социального обслуживания, а именно:
- в стационарной форме социального обслуживания - дома-интернаты для престарелых и инвалидов; психоневрологические интернаты, в том числе психоневрологический интернат с обособленным спецотделением, психоневрологический интернат для инвалидов молодого возраста; геронтологический центр; специальные дома для престарелых и супружеских пар пожилого возраста; детский дом-интернат для умственно отсталых детей; центр социальной помощи семье и детям; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; комплексные центры социального обслуживания населения;
- в полустационарной форме социального обслуживания - центр социальной помощи семье и детям; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;