(с изменениями на 29 июня 2020 года)
(в ред. Распоряжения Правительства Красноярского края от 29.06.2020 N 436-р)
1. В соответствии со статьей 103 Устава Красноярского края, статьей 2 Закона Красноярского края от 28.09.1995 N 7-175 "Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае" утвердить Концепцию развития и размещения особо охраняемых природных территорий краевого значения на период до 2030 года согласно приложению N 1.
2. Утвердить план мероприятий по реализации положений Концепции развития и размещения особо охраняемых природных территорий краевого значения на период до 2030 года согласно приложению N 2.
3. Опубликовать Распоряжение на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).
4. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.
Исполняющий обязанности
первого заместителя
Губернатора края -
председателя
Правительства края
В.П.ТОМЕНКО
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ КРАЕВОГО ЗНАЧЕНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
(в ред. Распоряжения Правительства Красноярского края от 29.06.2020 N 436-р)
Концепция развития и размещения особо охраняемых природных территорий краевого значения на период до 2030 года (далее - Концепция) определяет основные направления развития системы особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) краевого значения, а также меры по повышению эффективности государственного управления в области организации, охраны и использования ООПТ краевого значения.
Необходимость разработки Концепции определяется:
необходимостью сохранения уникальных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, местообитаний объектов животного и растительного мира;
внесением изменений в федеральное и краевое законодательство об ООПТ.
Концепция разработана в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года", Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 1225-р (далее - Экологическая доктрина Российской Федерации), Закона Красноярского края от 28.09.1995 N 7-175 "Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае", Концепции государственной политики Красноярского края в области экологической безопасности и охраны окружающей среды до 2030 года, утвержденной Указом Губернатора Красноярского края от 25.11.2013 N 225-уг (далее - Концепция государственной политики Красноярского края).
При подготовке Концепции учтены результаты реализации Схемы развития и размещения ООПТ в Красноярском крае на период до 2015 года, утвержденной Постановлением Совета администрации Красноярского края от 02.11.2006 N 341-п.
По территории Красноярский край занимает 2 место среди субъектов Российской Федерации, объединяет 44 муниципальных района и 17 городских округов, занимающих 236,7 млн га в азиатской части России. Протяженность региона с севера на юг составляет 2800 км, а с запада на восток - до 1250 км.
Природные комплексы края включают 10 географических природных зон: от островов и побережья Ледовитого океана, до сухих степей Центральной Азии. Всемирным фондом дикой природы на территории края выделены 3 экологических региона, приоритетных для сохранения мирового биологического разнообразия и включенных в список "Global 200": Таймырская и Сибирская прибрежные тундры, Восточно-Сибирская тайга и горные леса Саян.
По состоянию на 01.01.2017 в Красноярском крае функционирует 111 ООПТ общей площадью 14,58 млн га - 6,16% территории региона. Около 80% заповедного фонда края приходится на 11 федеральных ООПТ площадью 11,59 млн га.
96 ООПТ краевого значения занимают 2,97 млн га, или 1,25% (таблица 1). Также под охраной на территории Красноярского края находится 4 ООПТ местного значения, общей площадью 0,02 млн га, или 0,00874%. Перечень действующих ООПТ краевого и местного значения ежегодно утверждается министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края в рамках ведения государственного кадастра ООПТ краевого и местного значения.
Структура системы ООПТ краевого значения
Категория ООПТ краевого значения | Количество ООПТ краевого значения | Размещение по муниципальным районам | Суммарные показатели объектов | |
площадь, тыс. га | доля в заповедном фонде Красноярского края, % | |||
Заказники | 40 | 33 района | 2569,9 | 17,6 |
Природный парк "Ергаки" | 1 | Ермаковский и Каратузский | 342,9 | 2,4 |
Памятники природы | 55 | 24 района | 55,9 | 0,4 |
Всего | 96 | 41 район | 2968,7 | 20,4 |
Под охраной в границах ООПТ краевого значения находятся 99 видов животных, 210 видов растений и грибов, занесенных в Красную книгу Красноярского края в соответствии с Постановлениями администрации Красноярского края от 06.04.2000 N 254-п "О редких и находящихся под угрозой исчезновения видах диких животных" и Совета администрации Красноярского края от 03.05.2005 N 127-п "О редких и находящихся под угрозой исчезновения видах дикорастущих растений и грибов". Под непосредственной защитой находятся места обитания 70% редких животных и 42% редких растений и грибов, находящихся под угрозой исчезновения.
Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р, Красноярский край отнесен к зонам стратегических интересов Российской Федерации. В макрорайонах Красноярского края, определенных Схемой территориального планирования Красноярского края, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2011 N 449-п, предполагается осуществление крупных инвестиционных проектов, в том числе:
Северный макрорайон - разработка месторождений полиметаллических руд и углеводородов, развитие цветной металлургии;
Приангарский макрорайон - развитие цветной металлургии в Мотыгинско-Раздолинском промышленном узле, добыча и переработка углеводородов, создание объектов лесопромышленного производства;
Южный макрорайон - формирование индустриального узла в Курагинском районе на базе железорудных месторождений, строительство железнодорожной линии Кызыл - Курагино;
Западный макрорайон - ввод дополнительных энергоблоков на Березовской ГРЭС, развитие угледобычи, строительство магистральных нефтепродуктопроводов;
Центральный макрорайон - развитие агропромышленного комплекса и производств глубокой переработки сырья;
Восточный макрорайон - разработка месторождений медно-никелевых руд в Саянском районе, формирование промышленного узла федерального уровня.
Возрастут промышленный и сельскохозяйственный потенциалы Красноярского края. Увеличатся население и его рекреационные потребности. Сохранение природного наследия на прогнозируемый период становится одним из основополагающих факторов социально-экономического развития региона.
Угрозы сохранению ландшафтного и биологического разнообразия Красноярского края связаны с побочными аспектами экономического развития Красноярского края:
разрушение естественных местообитаний в результате добычи полезных ископаемых и размещения производств по их обогащению;
трансформация видовой и возрастной структуры лесов под воздействием промышленных заготовок древесины;
увеличение загрязнения компонентов природной среды в связи с развитием промышленности, топливно-энергетического комплекса и ростом населения;
фрагментация местообитаний в результате строительства объектов инфраструктуры;
чрезмерная эксплуатация охотничьих и водных биологических ресурсов, неконтролируемый сбор пищевых и лекарственных растений, а также ухудшение продуктивности пастбищ и естественных сенокосов.
Как территориальная форма сохранения биологического разнообразия, региональная система ООПТ является основным направлением природоохранной деятельности, благодаря которому восстановлено поголовье бобра и сибирского горного козла, сохранены местообитания других редких животных, растений и грибов.
Экологическая доктрина Российской Федерации и Концепция государственной политики Красноярского края рассматривают развитие региональной системы ООПТ в числе основных направлений государственной политики в области экологии. Совершенствование системы ООПТ краевого значения обеспечивает участие региона в выполнении международных обязательств Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды.
На ООПТ краевого значения возлагается и предоставление следующих востребованных обществом услуг:
содействие воспроизводству наиболее ценных возобновляемых природных ресурсов;
создание условий для развития регулируемого туризма и рекреационного использования естественных природных комплексов и объектов;
реализация эколого-просветительских программ;
проведение прикладных исследований в области естественных наук.
За последние 15 лет сформулированы следующие критерии организации государственного управления в области организации, охраны и использования ООПТ краевого значения:
проекты развития системы ООПТ краевого значения разрабатываются на основе рекомендаций профильных научных организаций и общественных объединений Красноярского края с учетом возможностей бюджета Красноярского края по финансированию затрат на создание и функционирование ООПТ краевого значения;
для формирования гибкой и эффективной системы ООПТ краевого значения необходимо предусмотреть механизмы оптимизации целей, задач, площадей, границ и режимов ООПТ краевого значения.
Концепцией до 2030 года предусмотрено увеличение общей площади ООПТ краевого значения с 2,97 до 3,89 млн га (или с 1,25 до 1,64% от площади Красноярского края).
(в ред. Распоряжения Правительства Красноярского края от 29.06.2020 N 436-р)