ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 14 ноября 2017 года N 784-р


[Об утверждении Концепции развития и размещения особо охраняемых природных территорий краевого значения на период до 2030 года]

(с изменениями на 29 июня 2020 года)

(в ред. Распоряжения Правительства Красноярского края от 29.06.2020 N 436-р)




1. В соответствии со статьей 103 Устава Красноярского края, статьей 2 Закона Красноярского края от 28.09.1995 N 7-175 "Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае" утвердить Концепцию развития и размещения особо охраняемых природных территорий краевого значения на период до 2030 года согласно приложению N 1.


2. Утвердить план мероприятий по реализации положений Концепции развития и размещения особо охраняемых природных территорий краевого значения на период до 2030 года согласно приложению N 2.


3. Опубликовать Распоряжение на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).


4. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.



Исполняющий обязанности
первого заместителя
Губернатора края -
председателя
Правительства края
В.П.ТОМЕНКО



Приложение N 1
к Распоряжению
Правительства Красноярского края
от 14 ноября 2017 г. N 784-р



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ КРАЕВОГО ЗНАЧЕНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

(в ред. Распоряжения Правительства Красноярского края от 29.06.2020 N 436-р)




I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Концепция развития и размещения особо охраняемых природных территорий краевого значения на период до 2030 года (далее - Концепция) определяет основные направления развития системы особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) краевого значения, а также меры по повышению эффективности государственного управления в области организации, охраны и использования ООПТ краевого значения.


Необходимость разработки Концепции определяется:


необходимостью сохранения уникальных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, местообитаний объектов животного и растительного мира;


внесением изменений в федеральное и краевое законодательство об ООПТ.


Концепция разработана в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года", Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 1225-р (далее - Экологическая доктрина Российской Федерации), Закона Красноярского края от 28.09.1995 N 7-175 "Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае", Концепции государственной политики Красноярского края в области экологической безопасности и охраны окружающей среды до 2030 года, утвержденной Указом Губернатора Красноярского края от 25.11.2013 N 225-уг (далее - Концепция государственной политики Красноярского края).


При подготовке Концепции учтены результаты реализации Схемы развития и размещения ООПТ в Красноярском крае на период до 2015 года, утвержденной Постановлением Совета администрации Красноярского края от 02.11.2006 N 341-п.



II. СИСТЕМА ООПТ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ


По территории Красноярский край занимает 2 место среди субъектов Российской Федерации, объединяет 44 муниципальных района и 17 городских округов, занимающих 236,7 млн га в азиатской части России. Протяженность региона с севера на юг составляет 2800 км, а с запада на восток - до 1250 км.


Природные комплексы края включают 10 географических природных зон: от островов и побережья Ледовитого океана, до сухих степей Центральной Азии. Всемирным фондом дикой природы на территории края выделены 3 экологических региона, приоритетных для сохранения мирового биологического разнообразия и включенных в список "Global 200": Таймырская и Сибирская прибрежные тундры, Восточно-Сибирская тайга и горные леса Саян.


По состоянию на 01.01.2017 в Красноярском крае функционирует 111 ООПТ общей площадью 14,58 млн га - 6,16% территории региона. Около 80% заповедного фонда края приходится на 11 федеральных ООПТ площадью 11,59 млн га.


96 ООПТ краевого значения занимают 2,97 млн га, или 1,25% (таблица 1). Также под охраной на территории Красноярского края находится 4 ООПТ местного значения, общей площадью 0,02 млн га, или 0,00874%. Перечень действующих ООПТ краевого и местного значения ежегодно утверждается министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края в рамках ведения государственного кадастра ООПТ краевого и местного значения.



Таблица 1



Структура системы ООПТ краевого значения

Категория ООПТ краевого значения

Количество ООПТ краевого значения

Размещение по муниципальным районам

Суммарные показатели объектов

площадь, тыс. га

доля в заповедном фонде Красноярского края, %

Заказники

40

33 района

2569,9

17,6

Природный парк "Ергаки"

1

Ермаковский и Каратузский

342,9

2,4

Памятники природы

55

24 района

55,9

0,4

Всего

96

41 район

2968,7

20,4


Под охраной в границах ООПТ краевого значения находятся 99 видов животных, 210 видов растений и грибов, занесенных в Красную книгу Красноярского края в соответствии с Постановлениями администрации Красноярского края от 06.04.2000 N 254-п "О редких и находящихся под угрозой исчезновения видах диких животных" и Совета администрации Красноярского края от 03.05.2005 N 127-п "О редких и находящихся под угрозой исчезновения видах дикорастущих растений и грибов". Под непосредственной защитой находятся места обитания 70% редких животных и 42% редких растений и грибов, находящихся под угрозой исчезновения.


Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р, Красноярский край отнесен к зонам стратегических интересов Российской Федерации. В макрорайонах Красноярского края, определенных Схемой территориального планирования Красноярского края, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2011 N 449-п, предполагается осуществление крупных инвестиционных проектов, в том числе:


Северный макрорайон - разработка месторождений полиметаллических руд и углеводородов, развитие цветной металлургии;


Приангарский макрорайон - развитие цветной металлургии в Мотыгинско-Раздолинском промышленном узле, добыча и переработка углеводородов, создание объектов лесопромышленного производства;


Южный макрорайон - формирование индустриального узла в Курагинском районе на базе железорудных месторождений, строительство железнодорожной линии Кызыл - Курагино;


Западный макрорайон - ввод дополнительных энергоблоков на Березовской ГРЭС, развитие угледобычи, строительство магистральных нефтепродуктопроводов;


Центральный макрорайон - развитие агропромышленного комплекса и производств глубокой переработки сырья;


Восточный макрорайон - разработка месторождений медно-никелевых руд в Саянском районе, формирование промышленного узла федерального уровня.


Возрастут промышленный и сельскохозяйственный потенциалы Красноярского края. Увеличатся население и его рекреационные потребности. Сохранение природного наследия на прогнозируемый период становится одним из основополагающих факторов социально-экономического развития региона.


Угрозы сохранению ландшафтного и биологического разнообразия Красноярского края связаны с побочными аспектами экономического развития Красноярского края:


разрушение естественных местообитаний в результате добычи полезных ископаемых и размещения производств по их обогащению;


трансформация видовой и возрастной структуры лесов под воздействием промышленных заготовок древесины;


увеличение загрязнения компонентов природной среды в связи с развитием промышленности, топливно-энергетического комплекса и ростом населения;


фрагментация местообитаний в результате строительства объектов инфраструктуры;


чрезмерная эксплуатация охотничьих и водных биологических ресурсов, неконтролируемый сбор пищевых и лекарственных растений, а также ухудшение продуктивности пастбищ и естественных сенокосов.


Как территориальная форма сохранения биологического разнообразия, региональная система ООПТ является основным направлением природоохранной деятельности, благодаря которому восстановлено поголовье бобра и сибирского горного козла, сохранены местообитания других редких животных, растений и грибов.


Экологическая доктрина Российской Федерации и Концепция государственной политики Красноярского края рассматривают развитие региональной системы ООПТ в числе основных направлений государственной политики в области экологии. Совершенствование системы ООПТ краевого значения обеспечивает участие региона в выполнении международных обязательств Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды.


На ООПТ краевого значения возлагается и предоставление следующих востребованных обществом услуг:


содействие воспроизводству наиболее ценных возобновляемых природных ресурсов;


создание условий для развития регулируемого туризма и рекреационного использования естественных природных комплексов и объектов;


реализация эколого-просветительских программ;


проведение прикладных исследований в области естественных наук.


За последние 15 лет сформулированы следующие критерии организации государственного управления в области организации, охраны и использования ООПТ краевого значения:


проекты развития системы ООПТ краевого значения разрабатываются на основе рекомендаций профильных научных организаций и общественных объединений Красноярского края с учетом возможностей бюджета Красноярского края по финансированию затрат на создание и функционирование ООПТ краевого значения;


для формирования гибкой и эффективной системы ООПТ краевого значения необходимо предусмотреть механизмы оптимизации целей, задач, площадей, границ и режимов ООПТ краевого значения.


Концепцией до 2030 года предусмотрено увеличение общей площади ООПТ краевого значения с 2,97 до 3,89 млн га (или с 1,25 до 1,64% от площади Красноярского края).


(в ред. Распоряжения Правительства Красноярского края от 29.06.2020 N 436-р)


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»