Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли


ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 октября 2018 года N 647-п


Об утверждении стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года



В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", статьей 103 Устава Красноярского края, Законом Красноярского края от 24.12.2015 N 9-4112 "О стратегическом планировании в Красноярском крае", учитывая Постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 05.07.2018 N 5-1860П "О согласовании проекта стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года" и сводное заключение на проект стратегии социально-экономического развития Красноярского края на период до 2030 года от 16.05.2018 N 13386-АТ/Д14и, постановляю:


1. Утвердить стратегию социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года согласно приложению.


2. Опубликовать Постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).


3. Постановление вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.



Первый заместитель
Губернатора края -
председатель
Правительства края
Ю.А.ЛАПШИН



Приложение
к Постановлению
Правительства Красноярского края
от 30 октября 2018 г. N 647-п



СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ДО 2030 ГОДА


Стратегия социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года (далее - Стратегия) разработана во исполнение Распоряжения Губернатора Красноярского края от 24.11.2014 N 635-рг "Об основных задачах в области обеспечения социально-экономического развития Красноярского края" в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Законом Красноярского края от 24.12.2015 N 9-4112 "О стратегическом планировании в Красноярском крае".


Разработка Стратегии осуществлена Правительством края совместно с Институтом экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета, Центром социально-экономического мониторинга, Институтом экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН (г. Новосибирск), Центром экономики инфраструктуры (г. Москва). В разработке Стратегии в ходе общественных обсуждений приняли участие общественные и научные организации, бизнес-сообщество, население края.


Стратегия является документом целеполагания, концептуальной основой системы стратегического планирования Красноярского края. Она представляет желаемый "образ будущего" Красноярского края в 2030 году, определяет долгосрочные цели и ориентиры, к которым будет стремиться край в своем развитии, предлагает основные направления и механизмы достижения поставленных целей.


Край является частью единого политического и экономического пространства России, поэтому при разработке Стратегии были использованы и учтены федеральные стратегические документы и прогнозные сценарии развития страны: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года <1>, Стратегия 2020: Новая модель роста - новая социальная политика <2>, Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года <3>, Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года <4>, Стратегия социально-экономического развития Сибири <5>, Указы Президента Российской Федерации от 07.05.2012 <6>, федеральные отраслевые стратегии, государственные программы и схемы территориального планирования, прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года <7> и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов. Таким образом, Стратегия учитывает возможные внешние влияния и воздействия на развитие региона и проецирует на территорию региона задачи по реализации федеральной социально-экономической политики.


________________


<1> Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р.


<2> Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года, проводимой с целью обновления Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.


<3> Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351.


<4> Утверждена Президентом Российской Федерации.


<5> Утверждена Распоряжением Президента Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р.


<6> Указы Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 - 602, 606.


<7> Разработан Минэкономразвития России в марте 2013 года.


Вместе с тем, в связи с отсутствием на момент разработки Стратегии ключевых федеральных документов стратегического планирования - Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и уточненного долгосрочного прогноза социально-экономического развития страны, учитывающих макроэкономические и геополитические изменения, произошедшие в 2014 - 2017 годах, и определяющих актуальные на современном этапе цели, направления и приоритеты федеральной политики социально-экономического развития страны, при разработке Стратегии использованы экспертные оценки тенденций долгосрочного развития страны и прогноза макроэкономических параметров, приведенные в документах планирования и материалах, использованных при разработке Стратегии, перечисленных в приложении N 5 к Стратегии.


Стратегия отражает специфику региона в экономическом пространстве России и направлена на реализацию его основных конкурентных преимуществ. В Стратегии учтены планы, стратегии и программы развития ведущих корпораций и предприятий, действующих на территории края. Отраженные в Стратегии перспективы развития ключевых секторов экономики и ведущих субъектов экономической деятельности, составляющих основу экономики края, задают ориентиры и являются стимулом в развитии местного бизнеса, поскольку в значительной мере определяют развитие внутреннего рынка.


Стратегия - один из документов единой системы стратегического планирования края, который служит концептуальной основой этой системы и основой управленческих политик органов власти Красноярского края. Положения Стратегии в дальнейшем развиваются и конкретизируются в документах прогнозирования, планирования и программирования - государственных и отраслевых программах края, реализующих выбранные стратегические направления развития края, в схеме территориального планирования Красноярского края и межмуниципальных схемах территориального планирования, являющихся пространственным отражением Стратегии, в согласованных со Стратегией документах стратегического и территориального планирования муниципальных образований края (примерный перечень документов долгосрочного планирования, разрабатываемых в целях обеспечения реализации Стратегии, приведен в приложении N 4 к Стратегии).


Стратегия является документом "общественного согласия" власти, бизнеса и населения края. Она адресована населению региона, ради которого провозглашаются цели Стратегии и ведется работа по их достижению, органам власти Красноярского края, которые руководствуются Стратегией в своей деятельности и реализуют ее в части своих полномочий, и бизнес-сообществу, которое участвует в реализации Стратегии на принципах государственно-частного партнерства.


При этом достижение целей Стратегии, заданных ею целевых ориентиров зависит от многих факторов, включая возможные изменения федерального законодательства и внешних по отношению к краю политических и макроэкономических условий, изменение планов и программ субъектов негосударственного сектора экономики, в том числе корректировку сроков их выполнения, отсутствие необходимых финансовых ресурсов. В условиях современного динамично меняющегося мира для обеспечения актуальности и эффективности системы стратегического планирования края может потребоваться корректировка Стратегии, а вслед за ней и всей системы документов стратегического планирования края, в случае корректировки федеральных документов планирования, существенных изменений законодательства и макроэкономической ситуации, при возникновении иных значимых для края изменений внешних и внутренних условий.



1. КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ СЕГОДНЯ



1.1. Социально-экономическое положение края


Красноярский край - опорный регион страны, один из лидеров среди субъектов Федерации по важнейшим макроэкономическим показателям - численности населения, валовому региональному продукту (ВРП), промышленному производству, объему строительных работ, инвестициям в основной капитал и их вкладу в общие показатели развития страны.


Территория края составляет более 2,3 млн кв. км, это второй по площади территории регион страны. На начало 2017 года в крае проживали 2875,3 тыс. человек, по численности населения край занимает 14-е место среди субъектов Российской Федерации.




Красноярский край устойчиво входит в первую десятку регионов по объему валового регионального продукта - по итогам 2015 года - 1618,2 млрд рублей - 8-е место в стране.


Среднедушевые показатели ВРП в Красноярском крае устойчиво превышают средние по российским регионам: в 2015 году это превышение составило более 27%. Еще более выраженным (на 61,1%) является превосходство региона по душевому производству валового регионального продукта над субъектами Федерации, расположенными на территории Сибирского федерального округа.




Около 60% ВРП обеспечивает промышленный комплекс края. На сегодняшний день промышленностью края производится продукции на сумму более полутора триллионов рублей в год (в 2016 году - 1508,4 млрд рублей). Промышленное производство в крае устойчиво растет с 1999 года, за исключением кризисных лет. За это время объем промышленного производства в сопоставимых ценах вырос в 2,7 раза, что превосходит рост показателя по России в целом (1,8 раза).


Край - активный участник внешней торговли России, на его долю приходится 1,3% внешнеторгового оборота страны. В 2016 году объем регионального экспорта составил 4,9 млрд долларов США, импорта - 1,2 млрд долларов США, внешнеторговые операции осуществлялись с 95 странами дальнего зарубежья и с 10 странами СНГ. Лидирующее положение в экспорте региона занимают цветные металлы (68%), древесина и продукты ее переработки (12%).


Новое тысячелетие ознаменовалось для края активным экономическим ростом и началом реализации масштабных инвестиционных проектов федерального уровня. Сформирован и находится в завершающей стадии проект комплексного развития Нижнего Приангарья, имеющий общенациональное значение. Реализован проект освоения Ванкорского нефтегазового месторождения, что позволило создать новый крупный сектор краевой экономики. Развитие нефтегазового сектора продолжает дальнейшая разработка месторождений Ванкорского кластера и начало освоения месторождений углеводородов юга Эвенкии. В крае реализован проект создания крупнейшего научно-образовательного учреждения - Сибирского федерального университета, ведущего подготовку качественно новых специалистов, способных к творческой деятельности и трансферту новых технологий.




По уровню инвестиционной активности Красноярский край находится в числе регионов-лидеров. В 2016 году по объему инвестиций в основной капитал (419,1 млрд рублей) край занял 7-е место среди регионов России. Объем инвестиций в основной капитал на территории края формирует около 30% всех инвестиций Сибирского федерального округа.


Такой важный показатель экономического и социального благополучия общества, как безработица, составил в 2016 году 6,1% (по методологии Международной организации труда), это один из самых низких показателей среди регионов СФО (средний показатель СФО - 8%).


По величине среднедушевых доходов и средней заработной платы Красноярский край - явный и устойчивый лидер среди других регионов Сибирского федерального округа (1-е место).


Тем не менее, социальные показатели края нельзя считать соответствующими уровню его экономического развития. Так, при стабильном превышении краевого ВРП на душу населения над средним уровнем российских регионов (в разные годы от 10% до 40%) среднедушевые доходы в крае уступают средним показателям по стране (на 8,9% в 2016 году), регион по этому показателю занимает лишь 28-е место среди субъектов Федерации.




Сложной остается и демографическая ситуация в регионе, за 20 лет, прошедшие с 1990 по 2010 год, население Красноярского края вследствие миграционного оттока и естественной убыли сократилось на 323 тыс. человек, или на 10,2% (в целом по России - на 3,3%). В последние годы наметилась положительная тенденция преодоления депопуляции региона. С 2011 года численность населения края выросла на 46,2 тыс. человек, однако эта тенденция может стать устойчивой только при условии опережающего социального развития региона, обеспечивающего высокое качество жизни и привлекательность края для проживания и закрепления населения.



1.2. Конкурентные преимущества края, угрозы и возможности развития


Конкурентные позиции Красноярского края определяются сочетанием его сильных и слабых сторон, ограничений и возможностей развития, потенциальных внешних угроз.


Сильные стороны Красноярского края связаны с его уникальным экономико-географическим положением и большими резервами территорий, свободных для развития бизнеса и проживания населения, с исключительно богатым природно-ресурсным потенциалом, с развитыми топливно-энергетическим комплексом и транспортной инфраструктурой центральных и южных районов, с формирующейся на новых принципах мультиотраслевой системой высшего образования и научно-исследовательских институтов, с имеющимся у региона богатым опытом реализации крупных инвестиционных проектов, в том числе федерального уровня значимости, с обеспеченностью бюджета края собственными средствами, с высоким уровнем образования населения и качеством трудовых ресурсов, с большой емкостью краевого потребительского рынка вследствие высоких доходов населения и платежеспособного спроса, со стабильной общественно-политической ситуацией, отсутствием межнациональных и межконфессиональных конфликтов.


Слабые стороны региона обусловлены высоким уровнем монополизации в отраслях специализации, удаленностью от мировых рынков сбыта, низкой транспортно-коммуникационной освоенностью северных районов, низкой долей производств глубокой переработки продукции, недостаточным уровнем развития инновационного предпринимательства и недостатком трудовых ресурсов, усугубляемым провинциальным положением края и его удаленностью от столичных регионов, что стимулирует отток из края наиболее амбициозной и квалифицированной части населения, особенно молодежи.


Возможности развития Красноярского края связаны с дальнейшим расширением использования потенциала традиционно сильных отраслей региональной экономики, которые не только создают предпосылки формирования сектора глубокой переработки, но и формируют спрос на продукцию обрабатывающих отраслей, а также с наращиванием потенциала инновационного развития - внедрением инновационных технологий и выпуском инновационной продукции, формированием новых сфер и направлений, основанных на достижениях современной науки и производстве новых знаний.