(с изменениями на 4 августа 2022 года)
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.08.2022 N 761-П)
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 февраля 2004 года N 5-ЗАО "О защите населения и территорий Ямало-Ненецкого автономного округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Ямало-Ненецкого автономного округа.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе разработать и утвердить соответствующие положения о системах оповещения населения.
3. Признать утратившими силу:
пункт 9 изменений, которые вносятся в некоторые нормативные правовые акты Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденных постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 декабря 2019 года N 1407-П;
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.А.АРТЮХОВ
ПОЛОЖЕНИЕ О РЕГИОНАЛЬНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.08.2022 N 761-П)
1. Положение о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - РАСЦО, Положение, автономный округ) разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Федеральным законом от 07 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", постановлением Правительства Российской Федерации от 01 марта 1993 года N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения".
2. Положение определяет назначение, задачи и требования к РАСЦО, порядок ее задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
3. В Положении применяются следующие понятия:
3.1. оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите;
3.2. сигнал оповещения - команда для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций органами управления и силами гражданской обороны и территориальной подсистемы автономного округа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС), а также для применения населением средств и способов защиты;
3.3. экстренная информация - информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты;
3.4. комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций автономного округа (далее - КСЭОН) - элемент РАСЦО, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления ТП РСЧС и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах;
3.5. зона экстренного оповещения населения - территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей;
3.6. информирование населения о чрезвычайных ситуациях - доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности;
3.7. специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
4. РАСЦО включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и ТП РСЧС, обеспечивающую доведение до населения, органов управления и сил ГО и ТП РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств КСЭОН, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
5. В состав РАСЦО входят муниципальные автоматизированные системы централизованного оповещения (далее - МАСЦО) и локальные системы оповещения.
МАСЦО и локальные системы оповещения, созданные в автономном округе, должны быть сопряжены на программном и аппаратном уровнях с РАСЦО.
Границами зон действия РАСЦО и МАСЦО являются административные границы автономного округа и муниципального образования в автономном округе соответственно.
Границами зоны действия локальной системы оповещения являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения.
6. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности РАСЦО является составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления в автономном округе и организациями по подготовке и ведению ГО, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
7. РАСЦО должна соответствовать требованиям, изложенным в приложении N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365 (далее - Требования).
8. РАСЦО может быть задействована как в мирное время, так и в военное время.
9. РАСЦО предназначена для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения автономного округа, органов управления и сил ГО и ТП РСЧС об опасностях, возникающих при военных действиях или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.
10. Основной задачей РАСЦО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава ГО и ТП РСЧС;
- главного управления МЧС России по автономному округу (далее - ГУ МЧС России по автономному округу);
- органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления в автономном округе;
- единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований в автономном округе;
- сил ГО и ТП РСЧС;
- дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, создающих локальные системы оповещения (далее - организация);
- дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов исполнительной власти автономного округа и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в автономном округе;
- людей, находящихся на территории автономного округа.
11. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления ТП РСЧС соответствующего уровня.
12. Основной способ оповещения населения автономного округа - передача сигналов оповещения и речевой информации по каналам и сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, сети радиовещательных и передающих станций операторов телерадиовещания в автономном округе, операторов кабельного телевидения с перерывом вещательных программ, а также операторов подвижной радиотелефонной связи для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных действиях или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях.
Исполнительные органы автономного округа в зависимости от территории распространения средств массовой информации или от территории, на которой оказываются услуги связи, инициируют распространение редакциями средств массовой информации и операторами связи сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.08.2022 N 761-П)
13. Орган повседневного управления ТП РСЧС регионального уровня, получив в системе управления ГО и ТП РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждает получение и немедленно доводит их до Губернатора автономного округа, а также до органов управления и сил ГО и ТП РСЧС.