МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 20 февраля 2021 года N 79/пр

О внесении изменений в Методику расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 июня 2019 г. N 326/пр



В соответствии с подпунктом 5.2.16 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст.6117; 2019, N 21, ст.2566),

приказываю:

Внести изменения в Методику расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 июня 2019 г. N 326/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 сентября 2019 г., регистрационный N 55869), согласно приложению к настоящему приказу.

Министр
И.Э.Файзуллин



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

9 августа 2021 года,

регистрационный N 64577

Приложение
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 20 февраля 2021 года N 79/пр

     

Изменения, которые вносятся в Методику расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 июня 2019 г. N 326/пр



1. Пункт 4 дополнить абзацем следующего содержания:

"Сведения об индексах изменения сметной стоимости, разработанных в соответствии с Методикой, размещаются в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, созданной и эксплуатируемой в соответствии с Положением о федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2016 г. N 959 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 40, ст.5741; 2020, N 48, ст.7765) (далее - ФГИС ЦС), путем включения в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый в соответствии с Порядком формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 октября 2017 г. N 1470/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2018 г., регистрационный N 51079) (далее - ФРСН, Порядок N 1470/пр), в качестве справочной информации, а также публикуются на официальном сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Министерство).".

2. Пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5. Сметная стоимость строительно-монтажных работ в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, рассчитывается как произведение показателя итоговой сметной стоимости указанных работ в базисном уровне цен, установленном на определенную дату (далее - базисный уровень цен), сформированного по локальным сметным расчетам (сметам), сгруппированным в объектные сметные расчеты (сметы) по видам строительства (далее - локальные сметные расчеты), на индекс к СМР по виду объекта, сведения о котором размещены в ФГИС ЦС (далее - индекс к СМР по виду объекта).

Выбор индекса к СМР по виду объекта осуществляется исходя из наименования объекта капитального строительства, указанного в наименовании объектных сметных расчетов (смет) или ССРСС, вида используемой сметно-нормативной базы, периода составления сметной документации, территории расположения объекта капитального строительства, для которого разрабатывается сметная документация.

В случае отсутствия в ФРСН и ФГИС ЦС сведений об индексах к СМР по видам объектов, соответствующих периоду разработки сметной документации, применяются индексы к СМР по видам объектов, сведения о которых размещены в ФРСН и ФГИС ЦС последними.".

3. Дополнить пунктами 5_1-5_8 следующего содержания:

"5_1. Сметная стоимость строительно-монтажных работ, включенных в главы 2-6 ССРСС, в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, определяется как произведение показателя итоговой сметной стоимости указанных работ в базисном уровне цен по локальным сметным расчетам, на индекс к СМР по виду объекта, наиболее полно соответствующего наименованию объекта строительства в объектном сметном расчете (смете), за исключением случаев, указанных в пункте 6 Методики.

В случае отсутствия отдельных индексов к СМР по видам объектов или когда суммарная стоимость строительно-монтажных работ в базисном уровне цен по итогам глав 3-5 ССРСС составляет менее 20 (двадцати) процентов от суммарной стоимости строительно-монтажных работ по главе 2 ССРСС, сметная стоимость строительно-монтажных работ в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, рассчитывается как произведение показателя итоговой сметной стоимости указанных работ в базисном уровне цен, определенной по локальным сметным расчетам, на индекс к СМР по виду объекта, наиболее полно соответствующий наименованию объекта строительства, сметная стоимость строительно-монтажных работ которого в базисном уровне цен составляет наибольшую стоимость от совокупной сметной стоимости строительно-монтажных работ, определенной по главе 2 ССРСС.

5_2. Сметная стоимость строительно-монтажных работ, включенных в главы 1, 7, 8, 9, 12 ССРСС, в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, определяется как произведение показателя итоговой сметной стоимости указанных работ в базисном уровне цен, определенной по локальным сметным расчетам, на индекс к СМР по видам объектов, наиболее полно соответствующий наименованию объекта строительства, сметная стоимость строительно-монтажных работ которого в базисном уровне цен составляет наибольшую стоимость в сметной стоимости строительно-монтажных работ главы 2 ССРСС в базисном уровне цен, за исключением случаев, указанных в пункте 6 Методики.

5_3. Сметная стоимость затрат на перевозку грузов для строительства автомобильным транспортом (в том числе затрат на дополнительную перевозку сверх расстояния, учтенного сметными ценами на материалы, изделия, конструкции и оборудование) в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, определяется как произведение показателя итоговой сметной стоимости указанных затрат в базисном уровне цен на индекс изменения сметных цен на перевозку грузов для строительства автомобильным транспортом, рассчитанный для соответствующего типа автотранспортных средств, за исключением случаев, указанных в пункте 5_5 Методики.

5_4. Сметная стоимость затрат на перевозку грузов для строительства железнодорожным транспортом в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, определяется как произведение показателя итоговой сметной стоимости указанных затрат в базисном уровне цен на индекс изменения сметных цен услуг на перевозку грузов для строительства железнодорожным транспортом, рассчитанный для соответствующего типа подвижного состава, за исключением случаев, указанных в пункте 5_5 Методики.

5_5. В случае, если для расчета индексов изменения сметной стоимости по видам объектов использовались ресурсно-технологические модели (далее - РТМ), разработанные с учетом дополнительных затрат на перевозку грузов для строительства автомобильным и (или) железнодорожным транспортом (далее - перевозка грузов для строительства), а также при отсутствии в ФГИС ЦС индексов изменения сметной стоимости затрат на перевозку грузов для строительства, то для определения сметной стоимости таких затрат в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, к итогам их сметной стоимости в базисном уровне цен по локальным сметным расчетам, применяется индекс к СМР по виду объекта, наиболее полно соответствующий наименованию объекта строительства, сметная стоимость строительно-монтажных работ которого в базисном уровне цен составляет наибольшую стоимость в сметной стоимости строительно-монтажных работ главы 2 ССРСС в базисном уровне цен.

Сведения об учете дополнительных затрат на перевозку грузов для строительства указываются при определении назначения и области применения таких индексов в соответствии с пунктом 85 Методики.

5_6. Сметная стоимость работ (затрат), учитываемых в сметной документации в базисном уровне цен, определенная с применением сметных нормативов, выраженных в процентах, индексами к СМР по видам объектов не пересчитывается, а определяется с применением сметных нормативов, выраженных в процентах от стоимости соответствующих работ (затрат) в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации.

5_7. В случае, если после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, но до даты заключения государственного (муниципального) контракта (договора) по решению застройщика внесены изменения (корректировки) в сметную документацию, не затрагивающие физические объемы работы, конструктивные, организационно-технологические и другие решения, предусмотренные проектной документацией, в связи с применением индексов изменения сметной стоимости, действующих на дату пересчета сметной стоимости строительства, то сметная стоимость таких:

- строительно-монтажных работ, прочих работ и затрат, оборудования, которая в базисном уровне цен определена на основании федеральных единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, прочих работ и затрат, и оборудования в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, определяется как произведение соответствующего индекса изменения сметной стоимости к показателю итогов сметной стоимости строительно-монтажных работ, прочих работ и затрат, оборудования;

- строительных ресурсов, учтенных в сметной документации и отсутствующих в сметно-нормативной базе (принятых по фактической стоимости на основании прейскурантов, коммерческих предложений и иных документально подтверждаемых обоснований, содержащих информацию о стоимости строительных ресурсов), в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, определяется с применением к текущей стоимости соответствующих строительных ресурсов, указанной в сметной документации на дату получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий, индексов цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения по видам экономической деятельности (строительство) по Российской Федерации, публикуемых Федеральной службой государственной статистики для соответствующего периода. В сметной документации сметная стоимость таких строительных ресурсов в базисном уровне цен определяется обратным счетом путем деления их текущей стоимости на индекс изменения сметной стоимости строительной-монтажных работ для соответствующего вида объекта строительства и (или) оборудования (в случае определения стоимости оборудования), действующий на дату пересчета сметной стоимости;

- работ и затрат, включенных в ССРСС на основании исполненных договоров, учитывается в ССРСС без изменения стоимости указанных работ в текущем уровне цен. При этом стоимость таких работ в базисном уровне цен определяется обратным счетом путем деления их текущей стоимости на соответствующий индекс изменения сметной стоимости, действующий на дату ее пересчета.

5_8. В случае, если оборудование относится к нестандартизированному, или стоимость оборудования определяется с использованием ценовой информации в валюте иностранного государства, то его стоимость в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, может быть определена по результатам сбора информации о текущих ценах такого оборудования, выполненного в соответствии с Методикой на основании данных из различных источников на дату пересчета сметной стоимости. При этом сметная стоимость такого оборудования в базисном уровне цен в сметной документации определяется обратным счетом путем деления его стоимости в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, на индекс изменения сметной стоимости оборудования, действующий на дату пересчета сметной стоимости.".

4. Пункт 6 изложить в следующей редакции:

"6. Сметная стоимость строительно-монтажных работ линейного объекта, расположенного на территории нескольких ценовых зон, в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, определяется как произведение показателя итоговой сметной стоимости в базисном уровне цен, сформированной по локальным сметным расчетам, рассчитанного отдельно для каждой ценовой зоны на индекс к СМР по видам объектов для соответствующих ценовых зон.".

5. Дополнить пунктами 6_1, 6_2 следующего содержания:

"6_1. Для определения сметной стоимости строительно-монтажных работ в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, выполняемых на линейных, технически сложных, особо опасных и уникальных объектах капитального строительства, а также объектах обороны и безопасности, для которых в соответствии с главой VII Методики к комплексу работ, учтенному в главах 1-7 ССРСС, рассчитываются отдельные индексы по видам объектов, к итогам сметной стоимости указанных работ, определенной в базисном уровне цен в локальных сметных расчетах (сметах), сгруппированных в объектные сметные расчеты (сметы) по видам строительства, включенные в главы 1-9, 12 ССРСС, применяется индекс к СМР по виду объекта, рассчитываемый для основного объекта строительства, наименование которого указано в ССРСС, в случаях, когда указанный метод применения предусмотрен при расчете таких индексов в соответствии с главой VIII Методики.

6_2. В случае если линейный, технически сложный, особо опасный, уникальный объект капитального строительства или объект обороны и безопасности, для которого рассчитываются индексы по видам объектов в соответствии с главой VII Методики к комплексу работ, учтенному в главах 1-7 ССРСС, располагается на территориях различных ценовых зон, то для определения сметной стоимости строительно-монтажных работ такого объекта в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, к сумме итогов сметной стоимости указанных работ в локальных сметных расчетах (сметах), сгруппированных в объектные сметные расчеты (сметы) по видам строительства, включенных в главы 1-9, 12 ССРСС, определенной по каждой из ценовых зон в базисном уровне цен, применяется индекс к СМР по видам объектов для каждой ценовой зоны, наиболее полно соответствующий наименованию объекта, указанного в ССРСС".

6. В пункте 7 слова "на основе ресурсно-технологических моделей (далее - РТМ)" заменить словами "на РТМ".

7. В пункте 9 после слов "укрупненных нормативов цены строительства" дополнить словами ", информация о которых размещена в ФГИС ЦС, без предоставления комплекта документов, использованных для ее разработки".

8. Пункт 11 изложить в следующей редакции:

"11. Основой для разработки РТМ является сметная документация, входящая в состав проектной или рабочей (при соблюдении требований, установленных пунктом 88 Методики) документации объекта-представителя, разработанная с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, а также данных о стоимости строительных ресурсов в базисном и текущем уровнях цен для соответствующего субъекта Российской Федерации (частей территории субъекта Российской Федерации), для применения на территории которого будут рассчитываться индексы изменения сметной стоимости по номенклатуре строительных ресурсов, учтенных в РТМ.".

9. Пункт 13 дополнить абзацем следующего содержания:

"В случае если наличие сложных природных условий оказывает влияние только на проектные решения отдельных частей объекта капитального строительства, а также в случае невозможности усреднения объемов работ, возникающих при строительстве объектов капитального строительства в сложных природных условиях, одновременно с формированием РТМ при необходимости осуществляется расчет корректирующих коэффициентов. Рассмотрение необходимости расчета корректирующих коэффициентов и алгоритма их расчета осуществляется научно-экспертным советом по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве при Министерстве.".

10. Подпункт "б" пункта 14 изложить в следующей редакции:

"б) формируется объектная ресурсная ведомость на основе сметной документации по объекту-представителю (ведомостей строительных ресурсов, сформированных к локальным сметным расчетам). Рекомендуемый образец объектной ресурсной ведомости приведен в Приложении N 1 к Методике;".

11. Абзац третий пункта 15 после слов "в соответствии с группами" дополнить словом ", разделами".

12. Пункт 25 изложить в следующей редакции:

"25. Корректировка разработанной РТМ и сметной документации (при необходимости), используемой для разработки РТМ, производится в случае, если после разработки такой РТМ были внесены изменения в сметные нормативы, единичные расценки, технические регламенты, санитарно-эпидемиологические требования и иные требования к проектированию и строительству объектов капитального строительства, на основании которых была сформирована РТМ.

Изменения, внесенные в сметные нормативы и единичные расценки, учитываются государственным учреждением, подведомственным Министерству и уполномоченным на создание и эксплуатацию ФГИС ЦС (далее - Учреждение), путем переработки РТМ без внесения изменений в локальные сметные расчеты (сметы).

Для индексов изменения сметной стоимости, рассчитанных на основании РТМ в соответствии с главой II Методики, федеральные органы исполнительной власти, к сфере деятельности которых относится обеспечение осуществления строительства объектов обороны и безопасности, линейных, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также имеющих отраслевую или иную специфику, федеральные агентства и службы, к сфере деятельности которых относится обеспечение осуществления строительства объектов обороны и безопасности, линейных, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также имеющих отраслевую или иную специфику (далее - федеральные органы исполнительной власти), по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими координацию и контроль деятельности таких федеральных агентств и служб, юридические лица, созданные Российской Федерацией, юридические лица, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации составляет более 50 (пятидесяти) процентов, осуществляющие строительство линейных, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также имеющих отраслевую или иную специфику, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, к сфере деятельности которых относится деятельность таких юридических лиц, (далее - Организации) вправе направить в Учреждение переработанную РТМ с внесением изменений в локальные сметные расчеты (сметы), используемые для разработки таких РТМ (без корректировки технических решений и объемов работ), с одновременным приложением пояснительной записки, содержащей информацию о внесенных изменениях.".

13. В пункте 28:

а) в подпункте "а":

в абзацах четвертом и пятом после слов "труда рабочих-строителей" дополнить словами ", рабочих, управляющих машинами (далее - машинистов),";

дополнить абзацем шестым следующего содержания:

"При расчете индексов изменения сметной стоимости оплаты труда по формуле (1) с учетом накладных расходов и сметной прибыли необходимо дополнительно учитывать накладные расходы и сметную прибыль в базисном и текущем уровнях цен в размерах, установленных сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН, в текущем уровне цен в числителе, а в базисном уровне цен в знаменателе.";

б) подпункт "б" изложить в следующей редакции:

"б) размер средств на оплату труда рабочих-строителей, машинистов в базисном уровне цен () определяется как произведение общей трудоемкости в человеко-часах (чел.-ч) по РТМ на часовую тарифную ставку в базисном уровне цен для соответствующего разряда рабочих-строителей, машинистов, принятую при разработке единичных расценок;";

в) подпункт "в" изложить в следующей редакции:

"в) в целях определения размера средств на оплату труда рабочих-строителей, машинистов в текущем уровне цен () федеральные органы исполнительной власти и Организации по Российской Федерации (части территории Российской Федерации, включающей 2 или более субъектов Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или частям территории субъекта Российской Федерации) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по субъектам Российской Федерации (частям территории субъекта Российской Федерации) представляют на рассмотрение в Учреждение, в том числе с использованием ФГИС ЦС, расчет среднемесячного размера оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли, за предшествующий календарный год и обосновывающие документы к такому расчету.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»