МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 5 февраля 2021 года N СК-37/07

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 5 февраля 2021 года N МН-7/13Ф-232

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 5 февраля 2021 года N 13-1/10/В-1224

ПИСЬМО

О направлении регламента межведомственного взаимодействия



Согласно данным Федерального реестра инвалидов на 1 ноября 2020 г. в Российской Федерации численность инвалидов трудоспособного возраста составляет 3874,5 тыс. человек, а уровень трудоустройства лиц данной категории за последний год - 26,69%. В этой связи необходимо продолжать работу по созданию условий, при которых не менее 50% инвалидов могли бы трудоустроиться по востребованным специальностям с учетом особенностей здоровья.

Важно обеспечить людям с инвалидностью максимальные возможности для получения качественного и доступного общего, а затем и профессионального образования, их самореализации.

Совместным приказом Минтруда России, Минпросвещения России и Минобрнауки России от 14 декабря 2018 г. N 804н/299/1154 утверждена Типовая программа сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве (далее - приказ).

В целях обеспечения инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья равных с другими гражданами прав на социализацию, включая профессиональное обучение и дальнейшее трудоустройство, формирования эффективной системы профориентационной работы, основанной на межведомственном взаимодействии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны разработать согласно приказу региональные программы сопровождения.

В перечень программных мероприятий региональной программы сопровождения должно быть включено утверждение регламента межведомственного взаимодействия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, а также органов службы занятости населения по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и по содействию их трудоустройству. В целях совершенствования указанной деятельности Минпросвещения России совместно с Минобрнауки России и Минтрудом России разработало примерный региональный регламент (прилагается). Примерный региональный регламент включает в том числе перечень участников межведомственного взаимодействия и механизмы его организации, а также социальные гарантии в области профессиональной ориентации и содействия трудоустройству.

Считаем целесообразным организовывать профориентационную работу в субъектах Российской Федерации в соответствии с положениями примерного регионального регламента для повышения ее эффективности.

Просим на основании примерного регионального регламента поручить разработать и утвердить региональный регламент межведомственного взаимодействия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, а также органов службы занятости населения по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и по содействию их трудоустройству (далее - регламент) с учетом региональных особенностей или доработать существующий регламент при необходимости.

О проделанной работе просим сообщить в Минпросвещения России, Минобрнауки России и Минтруд России в срок до 1 апреля 2021 года.

Министр просвещения
Российской Федерации
С.С.Кравцов

Министр науки и
высшего образования
Российской Федерации
В.Н.Фальков

Министр труда и
социальной защиты
Российской Федерации
А.О.Котяков



Приложение



Примерный регламент межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, а также органов службы занятости населения по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ограниченными возможностями здоровья по содействию их трудоустройству



I. Общие положения


Настоящий Регламент разработан в целях реализации пункта 2 Межведомственного комплексного плана мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2020 годы, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 1 февраля 2016 г., Плана мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016-2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. N 1507-р, а также во исполнение пункта 23 главы VII Типовой программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве, утвержденной совместным приказом Минтруда России, Минпросвещения России и Минобрнауки России от 14 декабря 2018 г. N 804н/299/1154, и регулирует отношения, связанные с межведомственным взаимодействием, возникшим в целях организации получения обучающимися/абитуриентами/лицами из числа инвалидов молодого возраста и граждан с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) профессионально ориентированного образования, направленного на подготовку к самостоятельному жизненному выбору и началу профессиональной деятельности, оказание помощи лицам указанной категории в профориентации, получении профессии и социальной адаптации для содействия их трудоустройству.

1. Основные понятия


Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (далее - лицо с ОВЗ).

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Инвалид молодого возраста - инвалид в возрасте от 18 до 44 лет.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Межведомственное взаимодействие - это осуществляемое в целях предоставления государственных и муниципальных услуг информационное взаимодействие по вопросам обмена документами и (или) информацией, в том числе в электронной форме, между органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, иными государственными органами, органами местного самоуправления, многофункциональными центрами.

Профессиональная ориентация - проведение комплекса специальных мер по содействию человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально- экономической ситуации на рынке труда.

Профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

Профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.

Трудоустройство - система мероприятий, осуществляемая государственными органами и общественными организациями в целях оказания помощи населению в процессе поиска работы в соответствии со способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.

2. Правовая основа межведомственного взаимодействия по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ограниченными возможностями здоровья и по содействию их трудоустройству


Основанием для организации профессиональной ориентации инвалидов и лиц с ОВЗ являются следующие нормативные правовые акты:

Конвенция N 142 Международной организации труда "О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов" (заключена в г. Женеве 23 июня 1975 г.);

Межведомственный комплексный план мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2020 годы, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 1 февраля 2016 г.;

совместный приказ Минтруда России, Минпросвещения России и Минобрнауки России от 14 декабря 2018 г. N 804н/299/1154 "Об утверждении Типовой программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве";

федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373;

федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598;

федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897;

федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413;

федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599;

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

постановление Минтруда России от 27 сентября 1996 г. N 1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации";

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов";

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

приказ Минтруда России от 23 августа 2013 г. N 380н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования";

приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. N 515 "Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности";

распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. N 1507-р об утверждении Плана мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016-2020 годы;

приказ Минтруда России от 1 февраля 2018 г. N 46 "Об утверждении методических рекомендаций для специалистов органов службы занятости населения по организации работы с инвалидами, в том числе по оценке значимости нарушенных функций организма инвалида для выполнения трудовых функций".

II. Порядок планирования и организации работы

1. Перечень участников межведомственного взаимодействия


Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и подведомственные им организации.

Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, и подведомственные им организации.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, а также профессионального обучения.

Территориальные центры профессиональной ориентации и психологической поддержки населения (при их наличии в субъекте Российской Федерации).

Органы службы занятости населения.

2. Организация межведомственного взаимодействия


Межведомственное взаимодействие осуществляется в целях координации мероприятий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и подведомственных им организаций, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им организаций, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, а также профессионального обучения, территориальных центров профессиональной ориентации и психологической поддержки населения (при их наличии в субъекте Российской Федерации), органов служб занятости населения по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ОВЗ и по содействию их трудоустройству.

Межведомственное взаимодействие может осуществляться в следующих формах: межведомственное информационное взаимодействие (направление межведомственных запросов и представление документов, информации, аналитических сведений, необходимых для осуществления деятельности по улучшению профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионального обучения, по вопросам содействия трудоустройству инвалидов); создание координационных и совещательных органов, комиссий, рабочих групп; осуществление совместных действий (мероприятий); проведение информационно- просветительской работы и иные совместные действия, предпринимаемые по согласованию между участниками взаимодействия.

Обмен документами и (или) информацией, необходимыми для организации и координации межведомственного взаимодействия, осуществляется между участниками с использованием системы электронного документооборота или путем направления запросов на бумажных носителях или в форме электронного документа на адрес электронной почты.

При осуществлении межведомственного взаимодействия должно быть обеспечено соблюдение прав субъектов персональных данных, а также предусмотрены меры по защите информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обеспечение координации работы субъекта Российской Федерации по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ОВЗ и работы по содействию их трудоустройству осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который определяется высшим органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с привлечением базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования (далее - БПОО), ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ на базе образовательных организаций высшего образования, созданных в рамках реализации государственной программы "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 363 (далее - РУМЦ ВО), а также ресурсных учебно- методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе среднего профессионального образования, созданных в рамках реализации государственной программы "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 (далее - РУМЦ СПО).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»