МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 1 февраля 2018 года N 46
В соответствии с подпунктом 5.2.56 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, и пунктом 9 приложения N 4 к государственной программе "Доступная среда" на 2011-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297,
приказываю:
Утвердить методические рекомендации для специалистов органов службы занятости населения по организации работы с инвалидами, в том числе по оценке значимости нарушенных функций организма инвалида для выполнения трудовых функций, согласно приложению.
Министр
М.А.Топилин
Методические рекомендации для специалистов органов службы занятости населения по организации работы с инвалидами, в том числе по оценке значимости нарушенных функций организма инвалида для выполнения трудовых функций
1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях организации помощи специалистам органов службы занятости населения и иных организаций, осуществляющих профессиональную ориентацию и содействие трудоустройству инвалидов, по организации работы с инвалидами, в том числе по оценке значимости нарушенных функций организма инвалида для выполнения трудовых функций, для рационального подбора инвалидам рабочих мест в соответствии с оптимальными видами трудовой и профессиональной деятельности, нерекомендуемыми и рекомендуемыми условиями труда, а также работодателям для создания работающим на предприятиях и в организациях инвалидам соответствующих условий труда и рабочих мест (в том числе специальных и квотированных).
2. Настоящие методические рекомендации носят рекомендательный характер, не ограничивая при этом возможность трудоустройства инвалидов по любым профессиям и должностям в зависимости от индивидуальных потребностей, возможностей и квалификации каждого инвалида.
3. Рациональный подбор инвалидам оптимальных видов трудовой и профессиональной деятельности, создание соответствующих условий труда должны исключать производственные операции, физические и сенсорные нагрузки, режимы и условия труда, которые могут ухудшить состояние здоровья инвалида.
4. Оборудование (оснащение) специальных рабочих мест для инвалидов, использование на рабочих местах инвалидов вспомогательных и технических средств должны обеспечить возможность беспрепятственного выполнения инвалидами трудовых операций.
5. Подбор специалистами органов службы занятости населения оптимальных для инвалида видов трудовой деятельности, а также нерекомендуемых и рекомендуемых условий труда должен осуществляться на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации (далее - ИПРА) инвалида, разрабатываемой учреждениями медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ) по результатам проведенной экспертно-реабилитационной диагностики.
ИПРА инвалида - это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
________________
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ).
Форма, а также порядок разработки и реализации ИПРА инвалида утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 июня 2017 г. N 486н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм".
ИПРА инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
ИПРА носит для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.
________________
6. Оптимальные для инвалида виды трудовой и профессиональной деятельности, а также рекомендуемые и нерекомендуемые ему условия труда определяются соотношением следующих основных факторов:
а) профессиональных и личностных (основная профессия (специальность), стаж работы, квалификация (класс, разряд, категория, звание), выполняемая работа на момент проведения МСЭ (должность, профессия, специальность, квалификация, стаж работы по указанной должности, профессии, специальности), сведения о длительности периода, в течение которого инвалид не работает, трудовая направленность, сведения об учете инвалида в службе занятости населения);
б) медико-социальных (стойкие нарушения функций организма и степень их выраженности, ограничения категорий жизнедеятельности, в том числе ограничение способности к трудовой деятельности, и степень их выраженности).
7. Профессиональные и личностные факторы указаны в подпунктах 17.1-17.6 пункта 17 раздела "Общие данные" ИПРА инвалида.
8. Медико-социальные факторы указаны в пункте 21 раздела "Общие данные", содержащем перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности и их степеней, и в разделе "Заключение о видах и степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами" ИПРА инвалида.
9. С позиции медико-социальных факторов основным условием определения оптимальных для инвалида видов трудовой и профессиональной деятельности и создания соответствующих условий труда является анализ имеющихся у инвалида стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, приводящих к инвалидности.
10. Стойкие нарушения функций организма инвалида, вызванные нарушением его здоровья, устанавливаются учреждением МСЭ при проведении экспертно-реабилитационной диагностики и указываются в соответствующем разделе ИПРА инвалида.
11. В ИПРА указываются следующие основные стойкие нарушения функций организма инвалида:
а) нарушение функции зрения;
б) нарушение функции слуха;
в) нарушение одновременно функций зрения и слуха;
г) нарушение функций верхних конечностей;
д) нарушение функций нижних конечностей;
е) нарушение функций опорно-двигательного аппарата, вызывающее необходимость использования кресла-коляски;
ж) нарушение интеллекта;
з) нарушение языковых и речевых функций;
и) нарушение функции сердечно-сосудистой системы;
к) нарушение функции дыхательной системы;
л) нарушение функции пищеварительной системы;
м) нарушения функций эндокринной системы и метаболизма;
н) нарушения функций системы крови и иммунной системы;
о) нарушение мочевыделительной функции;
п) нарушения функций кожи и связанных с ней систем;
р) нарушения, обусловленные физическим внешним уродством.
Выделяют 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека:
________________
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2015 г. N 1024н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" (далее - приказ Минтруда России N 1024н).
I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека;
II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека;
III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека;
IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека.
У инвалида могут иметься стойкие нарушения функций организма II-IV степени (умеренные, выраженные, значительно выраженные).
Также может иметься нарушение одной функции организма определенной степени выраженности или комбинация нескольких нарушенных функций различной степени выраженности в зависимости от имеющихся проблем со здоровьем.
12. Стойкие нарушения функций организма приводят к ограничениям в основных категориях жизнедеятельности инвалида, к которым относятся:
________________
Приказ Минтруда России N 1024н.
а) способность к самообслуживанию;
б) способность к самостоятельному передвижению;
в) способность к ориентации;
г) способность к общению;
д) способность контролировать свое поведение;
е) способность к обучению;
ж) способность к трудовой деятельности.
Выделяются 3 степени ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности: 1, 2 и 3.
У инвалида могут иметься ограничения в различных категориях жизнедеятельности в зависимости от имеющихся стойких нарушений функций организма.
13. Мероприятия по профессиональной реабилитации или абилитации инвалида указаны в соответствующем разделе ИПРА инвалида.
Учреждение МСЭ при разработке ИПРА выносит решение о нуждаемости инвалида в проведении указанных мероприятий.
Содержание мероприятий устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения.
14. К мероприятиям по профессиональной реабилитации и абилитации в ИПРА инвалида относятся:
а) мероприятия по профессиональной ориентации;
б) мероприятия по содействию в трудоустройстве;
в) рекомендации по условиям труда инвалида (нуждаемость в дополнительных перерывах, доступность видов трудовой деятельности в тех или иных условиях труда);
г) рекомендации по оснащению (оборудованию) специального рабочего места для трудоустройства инвалида;
д) рекомендации по производственной адаптации (социально-психологическая, социально-производственная адаптация).
15. Мероприятия по профессиональной ориентации могут быть рекомендованы учреждением МСЭ детям-инвалидам с 14 лет и инвалидам старше 18 лет, не имеющим профессии (специальности), либо неработающим инвалидам, утратившим профессию (специальность) вследствие стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, приведших к инвалидности, у которых по результатам экспертно-реабилитационной диагностики, проведенной в учреждении МСЭ, выявлены проблемы в области профессионального самоопределения, с целью дальнейшей организации специалистами органов службы занятости населения следующих мероприятий:
а) выявление круга профессиональных наклонностей и сферы профессиональных интересов;
б) оказание помощи в разработке профессиональных планов и профессиональных маршрутов;
в) коррекция профессиональных интересов с возможностью последующего выбора сферы деятельности (профессии, специальности), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования.
При реализации указанных мероприятий специалистам органов службы занятости населения рекомендуется применять информацию о рынке труда, доступную, в том числе в информационно-аналитической системе "Общероссийская база вакансий "Работа в России".
16. Мероприятия по содействию в трудоустройстве могут быть рекомендованы учреждением МСЭ детям-инвалидам с 14 лет, имеющим желание вступить в трудовые отношения, и инвалидам старше 18 лет, не имеющим профессии (специальности), либо неработающим инвалидам, утратившим профессию (специальность) вследствие стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, приведших к инвалидности, у которых по результатам проведенной в учреждении МСЭ экспертно-реабилитационной диагностики выявлена положительная трудовая мотивация с целью дальнейшей организации специалистами органов службы занятости населения мероприятий по подбору инвалиду рабочего места, на котором обеспечивается соответствие выполняемого труда возможностям и пожеланиям инвалида, его профессиональной подготовке, полученным знаниям с учетом имеющихся нарушений функций организма, ограничений жизнедеятельности и их степеней.