Действующий

Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом"

VI. Механизация горных работ

208. Прием в эксплуатацию строительно-дорожных машин, горнотранспортного и технологического оборудования после монтажа, модернизации и капитального ремонта производится комиссией, назначаемой техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза.

209. Все технические устройства, находящиеся в эксплуатации на угольном разрезе, должны быть исправны, оснащены звуковой или световой сигнализацией, тормозами, ограждениями доступных движущихся частей механизмов (муфт, передач, шкивов) и рабочих площадок, противопожарными средствами, иметь освещение, комплект исправного инструмента и приспособлений, защитных средств от поражения электрическим током и необходимую контрольно-измерительную аппаратуру, а также необходимые блокировки и защитную аппаратуру.

210. Работы по изменению конструкции и замене материалов несущих элементов технического устройства должны согласовываться с организацией - изготовителем.

211. Исправность и комплектность машин должны проверяться:

ежесменно (перед началом работ) - машинистом (оператором, водителем);

еженедельно (один раз в семь дней) - механиком, энергетиком участка;

ежемесячно (один раз в тридцать дней) - главным механиком, главным энергетиком угольного разреза или другим назначенным лицом.

Результаты проверки заносятся в книгу приема-передачи смены. Запрещается эксплуатация неисправных машин и механизмов.

212. Эксплуатация, обслуживание технологического оборудования, технических устройств, транспортирование и хранение машин и оборудования, их узлов и деталей, а также их монтаж и демонтаж должны производиться в соответствии с документацией организации-изготовителя и технологическими картами, утвержденными техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза.

213. Нормируемые организациями - изготовителями технические характеристики должны выдерживаться на протяжении всего периода эксплуатации оборудования.

214. Технические устройства, в том числе иностранного производства, должны иметь заводские паспорта, руководства (инструкции) по монтажу, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, оформленные на русском языке, с указанием метрической системы измерений.

215. Система дистанционного управления технологическим оборудованием должна устанавливаться по проектной документации. Площадки и дороги, на которых работает дистанционно управляемое оборудование, должны быть ограждены и обозначены аншлагами. Система управления должна быть снабжена защитами от прерывания электроснабжения и иметь аварийную систему электропитания. При нарушениях в работе системы должна предусматриваться независимая линия связи для экстренной и безопасной остановки работающего оборудования.

216. Движущиеся части оборудования, представляющие собой источник опасности для работников, должны быть ограждены, за исключением частей, ограждение которых невозможно из-за их функционального назначения.

217. Перед началом работы или движения машины (механизма) машинист обязан убедиться в безопасности персонала, находящегося поблизости.

218. Предпусковой предупредительный сигнал должен быть звуковым. Продолжительность сигнала должна составлять не менее 6 секунд. Сигнал должен быть слышен по всей опасной зоне.

219. Перед началом движения машин, железнодорожных составов, транспортных средств, погрузочной техники обязательна подача звуковых и (или) световых предупредительных сигналов, со значением которых должны быть ознакомлены все работники под подпись. Сигналы должны быть слышны (видны) всем работникам в зоне действия машин (механизмов).

220. Таблица предупредительных сигналов должна располагаться на работающем механизме или вблизи него. При неправильно поданном или непонятном предупредительном сигнале машины (механизмы) должны быть остановлены.

221. К управлению горным и транспортным оборудованием с электрическим приводом, связанному с обслуживанием, оперативным включением и отключением электроустановок, допускаются только машинисты и помощники машинистов после присвоения им соответствующих квалификационных групп по электробезопасности и ознакомления под подпись со схемой обслуживаемого оборудования.

222. Оперативные переключения кабельных линий в пределах закрепленной за машинистом и помощником машиниста горнотранспортной машины и ее приключательного пункта проводятся по наряду-допуску.

223. При временном переводе машинистов и помощников машинистов на другое горное оборудование, обслуживание данного оборудования допускается после ознакомления со схемой электроснабжения эксплуатируемого оборудования под подпись.

224. В нерабочее время горнотранспортные и строительно-дорожные машины должны быть выведены из забоя в безопасное место, ковш опущен на грунт. При отсутствии экипажа кабина заперта, с питающего кабеля снято напряжение.

225. Проезд в многоместных кабинах транспортных средств, в железнодорожных составах и кабинах локомотивов разрешается лицам, сопровождающим составы, а также надзору в течение одной смены и отдельным работникам при наличии у них письменного разрешения руководителя службы производственного контроля или технического руководителя (главного инженера) угольного разреза. Количество перевозимых работников устанавливается техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза.

226. Переезд через железнодорожные пути на угольном разрезе бульдозерам, транспортным средствам и другим колесным, гусеничным или шагающим машинам разрешается в местах, оборудованных и обозначенных указателями.

227. Работы с использованием горнотранспортных и строительно-дорожных машин должны вестись по документации производства работ, копия которого должна находиться в кабинах этих машин. Запрещается ведение горных работ без утвержденного техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза документации производства работ, а также с отступлениями от неё.

228. Перегон горнотранспортных и строительно-дорожных машин (экскаваторов, буровых станков) и перевозка их на транспортных средствах на расстояние более 1 км, а также при необходимости отключения пересекаемых ВЛ должны производиться в соответствии с документацией на производство работ, утвержденной техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза.

229. В случае перегона на расстояние менее 1 км без необходимости демонтажа ВЛ, кабельной линии и применения мероприятий перегон допускается без документации производства работ в присутствии лица технического надзора угольного разреза.

230. Транспортирование (буксировка) самоходных горнотранспортных машин и вспомогательного оборудования, включая комплектные трансформаторные подстанции (далее - КТП), комплектные распределительные устройства (далее - КРУ), переключательные пункты (далее - ПП) на территории угольного разреза разрешается только с применением жесткой сцепки, оборудованием, предназначенным для транспортирования (буксировки), при осуществлении разработанных мероприятий, обеспечивающих промышленную безопасность работ.

231. Транспортирование машин и оборудования с применением других видов сцепки, а также с использованием двух и более тягачей должно осуществляться по разработанной документацией на производство работ, утвержденной техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза, с оформлением наряда-допуска.