237. При передвижении гусеничного экскаватора по горизонтальному участку или на подъем, привод ходовой тележки должен находиться сзади, а при спусках с уклона - впереди. Ковш должен быть опорожнен и находиться не выше 1 м от почвы, а стрела должна быть установлена по ходу движения экскаватора.
238. При движении шагающего экскаватора ковш должен быть очищен, а стрела установлена в сторону, обратную направлению движения экскаватора.
239. При движении экскаватора на подъем или при спусках необходимо предусматривать меры, исключающие самопроизвольное скольжение.
240. Перегон экскаватора должен осуществляться по трассе, расположенной вне призм обрушения, с уклонами, не превышающими допустимые по техническим характеристикам экскаватора, и иметь ширину, достаточную для маневров. Перегон экскаватора должен производиться по сигналам помощника машиниста или назначенного лица. При этом должна быть обеспечена постоянная видимость между ними и машинистом экскаватора. Для шагающих экскаваторов допускается передача сигналов от помощника машиниста к машинисту через третьего члена бригады.
241. Экскаватор необходимо располагать на уступе или отвале на выровненном основании с уклоном, не превышающим допустимого техническими характеристиками экскаватора. Расстояние между откосом уступа, отвала или транспортным средством и контргрузом экскаватора устанавливается проектом в зависимости от горно-геологических условий и типа оборудования, и должно быть не менее 1 м.
242. При работе экскаватора с ковшом вместимостью менее 5 м его кабина должна находиться в стороне, противоположной откосу уступа.
243. При остановке экскаватора во время технологических перерывов для осуществления ремонта, смазки, высадки и посадки работников, лестница экскаватора должна находиться в стороне, противоположной забою и откосу уступа.
244. При погрузке экскаваторами в железнодорожные вагоны и разгрузке их на экскаваторных отвалах поездная бригада должна действовать по сигналам машиниста экскаватора, подаваемым в соответствии с сигналами, установленными при эксплуатации железнодорожного транспорта.
245. При погрузке в транспорт водители транспортных средств должны действовать по сигналам машиниста экскаватора.
246. Таблицу сигналов следует размещать на кузове экскаватора на видном месте, с ней должны быть ознакомлены машинисты экскаватора и водители транспортных средств под подпись.
247. До начала погрузки, после каждого перемещения драглайна, на погрузочной площадке должен отсыпаться ориентирующий вал высотой не менее 1 м, определяющий место стояния автосамосвала под погрузкой и препятствующий заезду в опасную зону.
248. Для драглайнов под погрузку может устанавливаться только один самосвал, нахождение других автосамосвалов в зоне работы драглайна запрещается. Допускается установка одновременно двух самосвалов под погрузку на горизонте установки экскаватора типа "прямая лопата" или ниже горизонта установки экскаватора типа "обратная лопата", с соблюдением дополнительных мер безопасности.
При погрузке экскаватором типа "прямая лопата" самосвала на уровне стояния, машинисту экскаватора должен быть обеспечен круговой обзор в кабине экскаватора.
249. Ожидающий погрузки автосамосвал должен находиться в зоне ожидания погрузки, которая начинается вне зоны действия экскаватора (радиус действия ковша плюс 15 м). Зона ожидания погрузки должна быть обозначена предупреждающими знаками.
Порядок и условия работы при применении схемы работы одноковшового экскаватора с двусторонней погрузкой автосамосвалов, а также размеры зоны действия экскаватора и дополнительные меры безопасности определяются в документации на производство работ.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года приказом Ростехнадзора от 29 января 2024 года N 27. - См. предыдущую редакцию)
250. Водителям автосамосвала запрещается покидать кабину при нахождении в опасной зоне во время погрузки.
Порядок погрузки регламентируется документацией на производство работ, утвержденной техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза. С документацией должны быть ознакомлены под подпись машинисты экскаватора и водители автосамосвалов.
251. Подчистка подъездов бульдозером производится только после разрешающего сигнала машиниста экскаватора.
252. При недостаточной видимости по погодным условиям погрузка в автосамосвалы и работа автосамосвалов запрещается распоряжением главного инженера угольного разреза. Порядок организации и оформления приостановки работ по климатическим условиям утверждает технический руководитель (главный инженер) угледобывающей организации (разреза).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года приказом Ростехнадзора от 29 января 2024 года N 27. - См. предыдущую редакцию)
253. При работе экскаватора в ситуациях, не предусмотренных вышеперечисленным, необходимо составлять дополнительные мероприятия, обеспечивающие безопасность производственных процессов, утвержденные техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза.
254. Запрещается во время работы экскаватора пребывание работников (включая и обслуживающий персонал) в зоне действия поворотной платформы и ковша экскаватора.
255. Запрещается применение на экскаваторах канатов, не соответствующих документации организации-изготовителя и сертификату производителя каната. Канаты подвески стрелы подлежат осмотру механиком участка не реже одного раза в семь дней. На длине шага свивки допускается не более 15% порванных проволок от их общего числа в канате. Торчащие концы оборванных проволок должны быть отрезаны.
256. Подъемные, тяговые и напорные канаты подлежат осмотру в сроки, установленные организацией-изготовителем.
Результаты осмотра канатов заносятся в книгу приема-сдачи смен. Запись о замене канатов заносится в книгу замены канатов с указанием даты установки и типа вновь установленного каната.
257. В случае выявления угрозы подтопления, обрушения или оползания горных выработок во время работы экскаватора машинист экскаватора обязан прекратить работу, отвести экскаватор в безопасное место и поставить в известность руководителя смены.
258. Для вывода экскаватора из забоя необходимо постоянно иметь свободный проход. Негабаритные куски горной массы должны укладываться устойчиво в один слой, не создавая препятствий для перемещения горнотранспортного оборудования на площадке.