ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 декабря 2020 года N 709-П


О государственной программе Челябинской области "Содействие занятости населения Челябинской области"

(с изменениями на 2 декабря 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 26.03.2021 N 110-П, от 26.07.2021 N 340-П, от 10.03.2022 N 124-П, от 24.03.2022 N 162-П, от 17.01.2023 N 14-П, от 20.03.2023 N 182-П, от 16.06.2023 N 334-П, от 17.08.2023 N 437-П, от 26.01.2024 N 39-П, от 25.03.2024 N 200-П, от 27.03.2024 N 206-П, от 02.12.2024 N 676-П)




В целях обеспечения занятости, повышения жизненного уровня населения в Челябинской области Правительство Челябинской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Челябинской области "Содействие занятости населения Челябинской области".


2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.


3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 года.



Председатель
Правительства
Челябинской области
А.Л.ТЕКСЛЕР



Утверждена
постановлением
Правительства
Челябинской области
от 24 декабря 2020 г. N 709-П



Государственная программа Челябинской области "Содействие занятости населения Челябинской области"

(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 27.03.2024 N 206-П, от 02.12.2024 N 676-П)




Раздел I. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"


1. Оценка текущего состояния сферы содействия занятости населения.


Государственная политика в сфере содействия занятости населения нацелена на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечение предприятий рабочей силой, осуществляемое посредством повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров.


В Челябинской области функционируют 36 областных казенных учреждений центров занятости населения (далее именуются - ОКУ ЦЗН) на территории 16 городских округов и 27 муниципальных районов.


По результатам анализа текущего состояния сферы содействия занятости населения в Челябинской области в 2023 году наблюдалась стабилизация ситуации на рынке труда Челябинской области, также сохранены низкие показатели безработицы.


Несмотря на стабилизацию ситуации на рынке труда в целом по Челябинской области, рынки труда муниципальных образований характеризуются значительной дифференциацией по показателям уровня безработицы и ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и наличием отдельных территорий с высокой напряженностью на рынке труда. Обеспечению занятости населения в проблемных территориях Челябинской области необходимо уделять особое внимание. При среднеобластном уровне безработицы 0,6 процента на конец 2023 года высокий уровень безработицы зафиксирован в Брединском муниципальном районе (2,9 процента), Кизильском муниципальном районе (2,8 процента); минимальные значения уровня безработицы - в Снежинском городском округе (0,1 процента), Трехгорном городском округе (0,2 процента). При среднеобластном показателе напряженности на рынке труда 0,25 человека на вакансию в Уйском муниципальном районе напряженность на рынке труда составила 6,5 человека на вакансию, в Кизильском муниципальном районе - 10,4 человека на вакансию, минимальные значения в Снежинском, Трехгорном, Магнитогорском, Челябинском городских округах (0,1 человека на вакансию).


В 2023 году зафиксировано увеличение количества вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения, на 11,3 процента к предыдущему году (2023 год - 117,5 тыс. вакансий, 2022 год - 105,6 тыс. вакансий), а также минимальная численность безработных граждан (за 2023 год признано безработными 28,3 тыс. граждан, 2022 год - 40,3 тыс. человек). Учитывая вышеизложенное, требуется решение проблемы профессионально-квалификационного и территориального дисбаланса спроса и предложения рабочей силы в целях обеспечения кадровой потребности предприятий и организаций.


Дальнейший рост экономики Челябинской области во многом будет зависеть от решения проблемы кадрового обеспечения экономики Челябинской области, связанной со складывающейся демографической ситуацией, дефицитом высококвалифицированных кадров в реальном секторе экономики, несбалансированностью рынка труда и образовательных услуг.


Важную роль в стабилизации ситуации на рынке труда играют развитие социального партнерства и меры по улучшению условий и охраны труда.


Ключевыми проблемами развития социального партнерства в Челябинской области, на решении которых необходимо сконцентрировать первоочередные усилия, являются:


низкий охват коллективно-договорным регулированием организаций Челябинской области, особенно субъектов малого и среднего предпринимательства;


недостаточный уровень развития системы территориальных объединений работодателей в муниципальных образованиях и органов, представляющих интересы работников, в субъектах малого и среднего предпринимательства;


неразвитая система социального мониторинга по оперативному выявлению социально-трудовых конфликтов в трудовых коллективах.


В целях обеспечения условий для дальнейшего снижения производственного травматизма и устранения причин организационного характера, существенно влияющих на показатели тяжелого и смертельного производственного травматизма, основные усилия должны быть направлены на внедрение культуры безопасного труда и пропаганду передовых и наиболее эффективных технологий в области охраны труда.


Без решения вышеуказанных проблем, требующих комплексного подхода, проблемы в сфере занятости населения не только сохранятся, но будут нарастать, замедляя социально-экономическое развитие региона.


По данным Федеральной службы государственной статистики, по состоянию на 1 января 2024 года численность безработных граждан (в соответствии с методологией Международной организации труда) составила 40,2 тыс. человек и в сравнении с данными на начало 2023 года (52,1 тыс. человек) снизилась на 11,9 тыс. человек, в сравнении с началом 2022 года (70,1 тыс. человек) снизилась на 29,9 тыс. человек. Учитывая тенденцию снижения безработицы, уровень общей безработицы в среднем за 2023 год, по оперативным данным, составил 2,4 процента от численности рабочей силы, в сравнении с 2022 годом снижение составило 0,7 процентного пункта. К 2030 году прогнозируемое значение показателя составит 1,9 процента.


Численность занятого населения в среднем за 2023 год, по оперативным данным, составила 1795,2 тыс. человек, в сравнении с 2022 годом увеличение составило 75,2 тыс. человек. К 2030 году прогнозируемое значение показателя составит 1800,0 тыс. человек.


В рамках реализации мероприятий по цифровой трансформации ключевых отраслей экономики и социальной сферы осуществлен переход на Единую цифровую платформу в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее именуется - ЕЦП "Работа в России"). Подача заявлений на получение государственных услуг службы занятости населения осуществляется через ЕЦП "Работа в России" с помощью межведомственного взаимодействия (на получение услуги по содействию в поиске работы в 2023 году поступило 42,7 тыс. заявлений). Доля государственных услуг в области содействия занятости населения, установленных нормативными актами федерального уровня, предоставляемых в Челябинской области в электронном виде посредством ЕЦП "Работа в России", от общего количества предоставленных услуг в 2023 году составила 100 процентов. К 2030 году прогнозируемое значение показателя останется на уровне 100 процентов.


Удельный вес граждан, удовлетворенных полнотой, доступностью и качеством государственных услуг в области содействия занятости населения, в общей численности опрошенных граждан в 2023 году составил 88 процентов. К 2030 году прогнозируемое значение показателя вырастет до 90 процентов.


В сфере охраны труда в 2023 году показатели производственного травматизма остались на уровне 2022 года. По данным Государственной инспекции труда в Челябинской области, в 2023 году зарегистрировано 170 групповых несчастных случаев на производстве и несчастных случаев на производстве с тяжелым и смертельным исходом (2022 год - 170 групповых несчастных случаев на производстве и несчастных случаев на производстве с тяжелым и смертельным исходом). К 2030 году прогнозируется снижение значения показателя до 167 групповых несчастных случаев на производстве и несчастных случаев на производстве с тяжелым и смертельным исходом.


Численность пострадавших (застрахованных) в результате страховых несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, по данным Государственной инспекции труда в Челябинской области, в 2023 году составила 41 человек. К 2030 году прогнозируется снижение значения показателя до 38 человек.


В сфере социального партнерства, по данным паспортов развития социального партнерства муниципальных образований, по состоянию на 1 января 2023 года:


удельный вес работников, охваченных коллективно-договорным регулированием, в общей численности работников - 40,4 процента (на 1 января 2022 года - 40,1 процента);


количество действующих коллективных договоров - 2950 единиц (на 1 января 2022 года - 2868 единиц);


количество соглашений в сфере социального партнерства - 69 единиц (на 1 января 2022 года - 76 единиц);


удельный вес организаций с действующими коллективными договорами в общем количестве организаций - 1,86 процента (на 1 января 2022 года - 1,84 процента).


Удельный вес количества зарегистрированных в установленном порядке коллективных договоров и соглашений к количеству действующих коллективных договоров и соглашений в 2023 году составил 93,5 процента (2022 год - 93 процента). К 2030 году прогнозируемое значение показателя увеличится до 96 процентов.


Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений действует Челябинская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, а также 43 территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в муниципальных образованиях Челябинской области.


В целом ситуация в сфере социального партнерства в Челябинской области продолжает оставаться стабильной. Наличие правомочных представителей и успешное взаимодействие сторон социального партнерства (объединений профсоюзов и работодателей, представителей работников и работодателей) на всех уровнях социального партнерства будет способствовать улучшению ситуации в этой сфере.


2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере содействия занятости населения.


Приоритеты государственной политики в сфере содействия занятости населения определены следующими правовыми актами:


Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";


Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (далее именуется - Указ Президента РФ N 309);


(в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 02.12.2024 N 676-П)


Федеральный закон от 12 декабря 2023 года N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее именуется - Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации");


постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" (далее именуется - государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения");


Закон Челябинской области от 11.09.2001 г. N 29-ЗО "Об охране труда в Челябинской области";


Закон Челябинской области от 29.09.2011 г. N 194-ЗО "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области охраны труда";


Закон Челябинской области от 15.12.2011 г. N 249-ЗО "О регулировании отношений в области содействия занятости населения в Челябинской области";


постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 31.01.2019 N 1748 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года" (далее именуется - Стратегия 2035);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»