Правительство Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в государственную программу Челябинской области "Содействие занятости населения Челябинской области", утвержденную постановлением Правительства Челябинской области от 24.12.2020 г. N 709-П "О государственной программе Челябинской области "Содействие занятости населения Челябинской области" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 29 декабря 2020 г.; Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2021, выпуск 1; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 28 июля 2021 г.; 14 марта 2022 г.; 24 марта 2022 г.; 19 января 2023 г.; 22 марта 2023 г.; 19 июня 2023 г.; 21 августа 2023 г.; 26 марта 2024 г.), изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Исполняющий обязанности
председателя
Правительства
Челябинской области
В.В.МАМИН
Государственная программа Челябинской области "Содействие занятости населения Челябинской области"
1. Оценка текущего состояния сферы содействия занятости населения.
Государственная политика в сфере содействия занятости населения нацелена на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечение предприятий рабочей силой, осуществляемое посредством повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров.
В Челябинской области функционируют 36 областных казенных учреждений центров занятости населения (далее именуются - ОКУ ЦЗН) на территории 16 городских округов и 27 муниципальных районов.
По результатам анализа текущего состояния сферы содействия занятости населения в Челябинской области в 2023 году наблюдалась стабилизация ситуации на рынке труда Челябинской области, также сохранены низкие показатели безработицы.
Несмотря на стабилизацию ситуации на рынке труда в целом по Челябинской области, рынки труда муниципальных образований характеризуются значительной дифференциацией по показателям уровня безработицы и ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и наличием отдельных территорий с высокой напряженностью на рынке труда. Обеспечению занятости населения в проблемных территориях Челябинской области необходимо уделять особое внимание. При среднеобластном уровне безработицы 0,6 процента на конец 2023 года высокий уровень безработицы зафиксирован в Брединском муниципальном районе (2,9 процента), Кизильском муниципальном районе (2,8 процента); минимальные значения уровня безработицы - в Снежинском городском округе (0,1 процента), Трехгорном городском округе (0,2 процента). При среднеобластном показателе напряженности на рынке труда 0,25 человека на вакансию в Уйском муниципальном районе напряженность на рынке труда составила 6,5 человека на вакансию, в Кизильском муниципальном районе - 10,4 человека на вакансию, минимальные значения в Снежинском, Трехгорном, Магнитогорском, Челябинском городских округах (0,1 человека на вакансию).
В 2023 году зафиксировано увеличение количества вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения, на 11,3 процента к предыдущему году (2023 год - 117,5 тыс. вакансий, 2022 год - 105,6 тыс. вакансий), а также минимальная численность безработных граждан (за 2023 год признано безработными 28,3 тыс. граждан, 2022 год - 40,3 тыс. человек). Учитывая вышеизложенное, требуется решение проблемы профессионально-квалификационного и территориального дисбаланса спроса и предложения рабочей силы в целях обеспечения кадровой потребности предприятий и организаций.
Дальнейший рост экономики Челябинской области во многом будет зависеть от решения проблемы кадрового обеспечения экономики Челябинской области, связанной со складывающейся демографической ситуацией, дефицитом высококвалифицированных кадров в реальном секторе экономики, несбалансированностью рынка труда и образовательных услуг.
Важную роль в стабилизации ситуации на рынке труда играют развитие социального партнерства и меры по улучшению условий и охраны труда.
Ключевыми проблемами развития социального партнерства в Челябинской области, на решении которых необходимо сконцентрировать первоочередные усилия, являются:
низкий охват коллективно-договорным регулированием организаций Челябинской области, особенно субъектов малого и среднего предпринимательства;
недостаточный уровень развития системы территориальных объединений работодателей в муниципальных образованиях и органов, представляющих интересы работников, в субъектах малого и среднего предпринимательства;
неразвитая система социального мониторинга по оперативному выявлению социально-трудовых конфликтов в трудовых коллективах.
В целях обеспечения условий для дальнейшего снижения производственного травматизма и устранения причин организационного характера, существенно влияющих на показатели тяжелого и смертельного производственного травматизма, основные усилия должны быть направлены на внедрение культуры безопасного труда и пропаганду передовых и наиболее эффективных технологий в области охраны труда.
Без решения вышеуказанных проблем, требующих комплексного подхода, проблемы в сфере занятости населения не только сохранятся, но будут нарастать, замедляя социально-экономическое развитие региона.
По данным Федеральной службы государственной статистики, по состоянию на 1 января 2024 года численность безработных граждан (в соответствии с методологией Международной организации труда) составила 40,2 тыс. человек и в сравнении с данными на начало 2023 года (52,1 тыс. человек) снизилась на 11,9 тыс. человек, в сравнении с началом 2022 года (70,1 тыс. человек) снизилась на 29,9 тыс. человек. Учитывая тенденцию снижения безработицы, уровень общей безработицы в среднем за 2023 год, по оперативным данным, составил 2,4 процента от численности рабочей силы, в сравнении с 2022 годом снижение составило 0,7 процентного пункта. К 2030 году прогнозируемое значение показателя составит 1,9 процента.
Численность занятого населения в среднем за 2023 год, по оперативным данным, составила 1795,2 тыс. человек, в сравнении с 2022 годом увеличение составило 75,2 тыс. человек. К 2030 году прогнозируемое значение показателя составит 1800,0 тыс. человек.
В рамках реализации мероприятий по цифровой трансформации ключевых отраслей экономики и социальной сферы осуществлен переход на Единую цифровую платформу в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее именуется - ЕЦП "Работа в России"). Подача заявлений на получение государственных услуг службы занятости населения осуществляется через ЕЦП "Работа в России" с помощью межведомственного взаимодействия (на получение услуги по содействию в поиске работы в 2023 году поступило 42,7 тыс. заявлений). Доля государственных услуг в области содействия занятости населения, установленных нормативными актами федерального уровня, предоставляемых в Челябинской области в электронном виде посредством ЕЦП "Работа в России", от общего количества предоставленных услуг в 2023 году составила 100 процентов. К 2030 году прогнозируемое значение показателя останется на уровне 100 процентов.
Удельный вес граждан, удовлетворенных полнотой, доступностью и качеством государственных услуг в области содействия занятости населения, в общей численности опрошенных граждан в 2023 году составил 88 процентов. К 2030 году прогнозируемое значение показателя вырастет до 90 процентов.
В сфере охраны труда в 2023 году показатели производственного травматизма остались на уровне 2022 года. По данным Государственной инспекции труда в Челябинской области, в 2023 году зарегистрировано 170 групповых несчастных случаев на производстве и несчастных случаев на производстве с тяжелым и смертельным исходом (2022 год - 170 групповых несчастных случаев на производстве и несчастных случаев на производстве с тяжелым и смертельным исходом). К 2030 году прогнозируется снижение значения показателя до 167 групповых несчастных случаев на производстве и несчастных случаев на производстве с тяжелым и смертельным исходом.
Численность пострадавших (застрахованных) в результате страховых несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, по данным Государственной инспекции труда в Челябинской области, в 2023 году составила 41 человек. К 2030 году прогнозируется снижение значения показателя до 38 человек.
В сфере социального партнерства, по данным паспортов развития социального партнерства муниципальных образований, по состоянию на 1 января 2023 года:
удельный вес работников, охваченных коллективно-договорным регулированием, в общей численности работников - 40,4 процента (на 1 января 2022 года - 40,1 процента);
количество действующих коллективных договоров - 2950 единиц (на 1 января 2022 года - 2868 единиц);
количество соглашений в сфере социального партнерства - 69 единиц (на 1 января 2022 года - 76 единиц);
удельный вес организаций с действующими коллективными договорами в общем количестве организаций - 1,86 процента (на 1 января 2022 года - 1,84 процента).
Удельный вес количества зарегистрированных в установленном порядке коллективных договоров и соглашений к количеству действующих коллективных договоров и соглашений в 2023 году составил 93,5 процента (2022 год - 93 процента). К 2030 году прогнозируемое значение показателя увеличится до 96 процентов.
Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений действует Челябинская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, а также 43 территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в муниципальных образованиях Челябинской области.
В целом ситуация в сфере социального партнерства в Челябинской области продолжает оставаться стабильной. Наличие правомочных представителей и успешное взаимодействие сторон социального партнерства (объединений профсоюзов и работодателей, представителей работников и работодателей) на всех уровнях социального партнерства будет способствовать улучшению ситуации в этой сфере.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере содействия занятости населения.
Приоритеты государственной политики в сфере содействия занятости населения определены следующими правовыми актами:
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее именуется - Указ Президента РФ N 474);
Федеральный закон от 12 декабря 2023 года N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее именуется - Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации");
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" (далее именуется - государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения");
Закон Челябинской области от 11.09.2001 г. N 29-ЗО "Об охране труда в Челябинской области";
постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 31.01.2019 N 1748 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года" (далее именуется - Стратегия 2035);
Приоритетом государственной политики в сфере содействия занятости населения в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих развитию гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, повышению качества рабочей силы и мотивации к труду.