КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 октября 2023 года N 1204


О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.08.2020 N 730 "Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Сохранение национальной идентичности татарского народа"



Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:


1. Внести в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.08.2020 N 730 "Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Сохранение национальной идентичности татарского народа" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.04.2021 N 263, от 13.09.2021 N 870, от 31.08.2022 N 927, от 29.12.2022 N 1455, от 27.05.2023 N 646) следующие изменения:


в пункте 1 слова "(далее - Программа)" заменить словами "(далее - государственная программа)";


пункт 2 изложить в следующей редакции:


"2. Определить Министерство культуры Республики Татарстан ответственным исполнителем государственной программы.";


в пункте 3 слова "на очередной финансовый год" заменить словами "на очередной финансовый год и плановый период", слово "Программы" заменить словами "государственной программы";


в пункте 4 слово "Программы" заменить словами "государственной программы";


государственную программу Республики Татарстан "Сохранение национальной идентичности татарского народа" изложить в новой редакции (прилагается).


2. Признать утратившими силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан согласно приложению.


3. Установить, что настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.



Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН



Утверждена
постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 25 августа 2020 г. N 730
     (в редакции постановления
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 2 октября 2023 г. N 1204)



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН "СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ТАТАРСКОГО НАРОДА"



Стратегические приоритеты государственной программы Республики Татарстан "Сохранение национальной идентичности татарского народа"



I. Оценка текущего состояния сохранения национальной идентичности татарского народа


Государственная программа Республики Татарстан "Сохранение национальной идентичности татарского народа" (далее - государственная программа Республики Татарстан) направлена на сохранение и укрепление национальной идентичности татарского народа в Республике Татарстан и за ее пределами.


Сохранение национальной идентичности является актуальной проблемой современного общества. Глобализация и цифровизация приводят к расширению контактов между представителями разных стран и культур, что способствует потере их самобытности. Новые формы межкультурного взаимодействия ставят под сомнение субъективные ощущения самоидентификации человека и этносов, сформированные в рамках прежних традиций.


Татарский народ осознает себя субъектом истории, что определяется совокупностью его исторического опыта и осознанием собственного вклада в развитие Российской Федерации и мировой цивилизации в целом.


Современный татарский мир как сообщество людей, объединенных общей историей и стремлением к развитию языка и культуры, просвещению, сохранению традиций, обычаев и духовно-нравственных основ, переживает новый этап консолидации, связанный с переосмыслением глобализации не как угрозы унификации, а как возможности трансляции и популяризации уникальности каждого народа. За период реализации действующей государственной программы Республики Татарстан стало очевидно, что татары являются динамично развивающейся общностью. В социально-экономических, технологических и гуманитарных процессах современности их доминантными чертами стала высокая ориентированность на применение современных достижений науки и общества при сохранении этнокультурной специфики.


Социологические исследования фиксируют высокую степень значимости для современных татар этнической идентичности. Для 85 - 90 процентов представителей татарского народа, живущих в разных регионах, значима национальная принадлежность. Объективными основаниями национальной и этнической идентичности у большинства выступают история татарского народа, его традиционная культура, татарский язык и религия. Наблюдается интерес к национальной профессиональной культуре - театральной, музыкальной, художественной, архитектурной и т.д., способствующей воспроизведению духовных ценностей и национальной идентичности. Сохраняется первостепенная важность семьи для большинства татар. Поддерживаются основы трудовой этики, нацеленной на упорный и постоянный труд, а также на мобильность и предприимчивость.


За истекший период реализации государственной программы Республики Татарстан была изучена духовно-материальная культура татар в селах Республики Татарстан и на территориях субъектов Российской Федерации, в частности, путем анализа собранных архивных материалов, а также материалов экспедиционных выездов: зафиксированы местные легенды, предания, осуществлена фотосъемка сохранившихся объектов историко-культурного наследия, разработаны историко-административные карты, отражающие географию миграции татарского населения. Полученные результаты были обобщены в научно-популярных изданиях и размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


Надежным источником информации о достижениях татарского мира являются Татарская онлайн-энциклопедия Tatarica и электронная школьная энциклопедия "Татар иле".


Выявлено более двух тысяч новых документов по истории и культуре татар из архивов Германии, Польши, Великобритании, Японии, Италии, Турции, Узбекистана, Казахстана, проведено сканирование более тысячи редких и уникальных документов, раскрывающих многие неизвестные факты, собраны материалы об исторических событиях, известных личностях, составляющие неотъемлемую часть материального культурного наследия и нематериального этнокультурного достояния татарского народа. В ряде случаев удалось добиться передачи оригинальных коллекций документов в архивы и музеи Республики Татарстан (Архив татарской общины г. Кобе, Токийское издание Корана).


Получен значительный объем научных данных, коллекции археологических артефактов, выявлены новые объекты археологии в Астраханской, Нижегородской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Тобольской, Ульяновской областях и Ставропольском крае, в том числе могильник городища Искер - столицы Сибирского ханства, остатки каменной крепости домонгольского периода в Калмыкии, значение которых заключается в формировании целостного представления об историко-культурном наследии татарского народа, о месте и роли татар на Евразийском пространстве в территориальном, хронологическом, событийном аспектах. Результаты исследований доступны для широкого круга читателей и отражены в публикациях научных периодических журналов "Золотоордынское обозрение", "Крымское историческое обозрение", "Кряшенское историческое обозрение", "Историческая этнология", издаваемых в рамках реализации государственной программы Республики Татарстан.


Отмечается высокая эффективность проводимой работы с детьми и молодежью из регионов Российской Федерации и стран зарубежья, в частности их активное привлечение для получения образования в высших учебных заведениях в Республике Татарстан по педагогическим специальностям, участия в конкурсах и творческих формах сотрудничества.


Проведение таких мероприятий, как Всемирный форум татарской молодежи, Международная олимпиада по татарскому языку и литературе, Всероссийский съезд учителей татарского языка, Всероссийский форум татарских религиозных деятелей "Национальная самобытность и религия", Всероссийский сход предпринимателей татарских сел, Всероссийский праздник "Татар кызы", Всероссийский слет татарских семей "Пар канатлар", способствуют системной работе по укреплению и трансляции духовно-нравственных традиций, формированию интереса к татарскому языку и культуре.


Важное значение в сохранении и укреплении национальной идентичности татарского народа имеет татарский народный праздник "Сабантуй". Проведение праздника "Сабантуй" на федеральном и всероссийском уровнях становится не только ожидаемым событием в культурной жизни регионов, но и каналом трансляции и популяризации обычаев, традиций татарского народа, а также налаживания международных и межрегиональных культурных и экономических связей.


В то же время, несмотря на эффективность реализуемых мероприятий и их результатов, существует ряд рисков, а именно:


угроза языковой ассимиляции в условиях доминирования массовой культуры, мировых языков;


ограниченные возможности культурной самореализации за пределами республики;


культурная глобализация - унификация повседневной жизни, размывание традиционных нравственных ориентиров и утрата национальной самобытности;


широкое распространение псевдонаучных теорий в области этногенеза, лингвистики и других направлениях, связанных с историей формирования татар и татарской культуры, что тесно связано с недостаточностью образовательных, культурно-просветительских мер и репрезентативности в глобальном информационном пространстве историко-культурного наследия татар и отражения современного состояния татарского мира;


недостаточная согласованность действий государственных, научных, общественных, культурно-творческих и других структур в проведении мероприятий, направленных на развитие культурного потенциала татарского народа;


недостаточная системность в работе с татарской молодежью, неразработанность механизмов использования ее потенциала.


Учет указанных рисков позволит сохранить самобытность татарского народа, укрепить основы татарского мира в условиях современности.


Государственная программа Республики Татарстан разработана в общих интересах людей, осознающих себя татарами или чувствующих свою сопричастность к ним, в соответствии с принципом равноправия народов Российской Федерации для поддержания межнационального и межконфессионального мира и согласия. Она ориентирована на духовное, этнокультурное, политическое, социально-экономическое развитие татар независимо от места их проживания, степени владения татарским языком, имущественного и должностного положения, принадлежности к конфессиям, политических убеждений и иных обстоятельств.


Государственная программа Республики Татарстан основывается на положениях Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Татарстан, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" (далее - Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года), государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1532 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" (далее - государственная программа Российской Федерации), федерального законодательства, договоров (соглашений) между органами государственной власти Российской Федерации и республиканскими органами исполнительной власти, договоров Республики Татарстан с субъектами Российской Федерации и иностранными государствами, нормативных правовых актов Республики Татарстан, учитывает принципы и нормы международного права, а также признанный в Российской Федерации и за рубежом опыт Республики Татарстан в проведении политики в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.


В государственной программе отражается современное состояние и перспективы развития татарского мира, определяются основные направления, задачи, механизмы и возможности их реализации. С учетом опыта реализации предыдущего этапа государственной программы уже зарекомендовавшие свою эффективность проекты дополнены мероприятиями в развитие имеющихся достижений, в том числе в области науки, грантовой поддержки, архитектуры, кинематографии, хореографии и других видов искусств.


Мероприятия по сохранению, изучению и развитию культуры, языка, традиций татарского народа также включены в другие государственные программы Республики Татарстан: "Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан", "Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2023 - 2030 годы", "Развитие культуры Республики Татарстан".



II. Описание приоритетов и целей государственной политики Республики Татарстан в сфере реализации государственной программы Республики Татарстан


Реализация государственной программы будет направлена на достижение:


1) Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года;


2) государственной программы Российской Федерации;


3) государственной программы Республики Татарстан.


В целях достижения стратегических целей и задач социально-экономического развития Республики Татарстан определены цели, разработаны структура и система показателей государственной программы Республики Татарстан.


Цель 1. Изучение, сохранение и популяризация историко-культурного наследия татар, которая характеризуется достижением следующих показателей:


увеличение количества изученных и популяризированных объектов материального культурного наследия и объектов нематериального этнокультурного достояния на 22,9 процента по сравнению с 2020 годом (2020 год - 612 единиц, 2025 год - 752 единицы);


увеличение охвата исследованных регионов с сохраненными населенными пунктами компактного проживания татар в Российской Федерации до 55 процентов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»