Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Внести в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.08.2020 N 730 "Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Сохранение национальной идентичности татарского народа" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.04.2021 N 263, от 13.09.2021 N 870, от 31.08.2022 N 927, от 29.12.2022 N 1455, от 27.05.2023 N 646) следующие изменения:
в пункте 1 слова "(далее - Программа)" заменить словами "(далее - государственная программа)";
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Определить Министерство культуры Республики Татарстан ответственным исполнителем государственной программы.";
в пункте 3 слова "на очередной финансовый год" заменить словами "на очередной финансовый год и плановый период", слово "Программы" заменить словами "государственной программы";
в пункте 4 слово "Программы" заменить словами "государственной программы";
государственную программу Республики Татарстан "Сохранение национальной идентичности татарского народа" изложить в новой редакции (прилагается).
2. Признать утратившими силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан согласно приложению.
3. Установить, что настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН "СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ТАТАРСКОГО НАРОДА"
Государственная программа Республики Татарстан "Сохранение национальной идентичности татарского народа" (далее - государственная программа Республики Татарстан) направлена на сохранение и укрепление национальной идентичности татарского народа в Республике Татарстан и за ее пределами.
Сохранение национальной идентичности является актуальной проблемой современного общества. Глобализация и цифровизация приводят к расширению контактов между представителями разных стран и культур, что способствует потере их самобытности. Новые формы межкультурного взаимодействия ставят под сомнение субъективные ощущения самоидентификации человека и этносов, сформированные в рамках прежних традиций.
Татарский народ осознает себя субъектом истории, что определяется совокупностью его исторического опыта и осознанием собственного вклада в развитие Российской Федерации и мировой цивилизации в целом.
Современный татарский мир как сообщество людей, объединенных общей историей и стремлением к развитию языка и культуры, просвещению, сохранению традиций, обычаев и духовно-нравственных основ, переживает новый этап консолидации, связанный с переосмыслением глобализации не как угрозы унификации, а как возможности трансляции и популяризации уникальности каждого народа. За период реализации действующей государственной программы Республики Татарстан стало очевидно, что татары являются динамично развивающейся общностью. В социально-экономических, технологических и гуманитарных процессах современности их доминантными чертами стала высокая ориентированность на применение современных достижений науки и общества при сохранении этнокультурной специфики.
Социологические исследования фиксируют высокую степень значимости для современных татар этнической идентичности. Для 85 - 90 процентов представителей татарского народа, живущих в разных регионах, значима национальная принадлежность. Объективными основаниями национальной и этнической идентичности у большинства выступают история татарского народа, его традиционная культура, татарский язык и религия. Наблюдается интерес к национальной профессиональной культуре - театральной, музыкальной, художественной, архитектурной и т.д., способствующей воспроизведению духовных ценностей и национальной идентичности. Сохраняется первостепенная важность семьи для большинства татар. Поддерживаются основы трудовой этики, нацеленной на упорный и постоянный труд, а также на мобильность и предприимчивость.
За истекший период реализации государственной программы Республики Татарстан была изучена духовно-материальная культура татар в селах Республики Татарстан и на территориях субъектов Российской Федерации, в частности, путем анализа собранных архивных материалов, а также материалов экспедиционных выездов: зафиксированы местные легенды, предания, осуществлена фотосъемка сохранившихся объектов историко-культурного наследия, разработаны историко-административные карты, отражающие географию миграции татарского населения. Полученные результаты были обобщены в научно-популярных изданиях и размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Надежным источником информации о достижениях татарского мира являются Татарская онлайн-энциклопедия Tatarica и электронная школьная энциклопедия "Татар иле".
Выявлено более двух тысяч новых документов по истории и культуре татар из архивов Германии, Польши, Великобритании, Японии, Италии, Турции, Узбекистана, Казахстана, проведено сканирование более тысячи редких и уникальных документов, раскрывающих многие неизвестные факты, собраны материалы об исторических событиях, известных личностях, составляющие неотъемлемую часть материального культурного наследия и нематериального этнокультурного достояния татарского народа. В ряде случаев удалось добиться передачи оригинальных коллекций документов в архивы и музеи Республики Татарстан (Архив татарской общины г. Кобе, Токийское издание Корана).
Получен значительный объем научных данных, коллекции археологических артефактов, выявлены новые объекты археологии в Астраханской, Нижегородской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Тобольской, Ульяновской областях и Ставропольском крае, в том числе могильник городища Искер - столицы Сибирского ханства, остатки каменной крепости домонгольского периода в Калмыкии, значение которых заключается в формировании целостного представления об историко-культурном наследии татарского народа, о месте и роли татар на Евразийском пространстве в территориальном, хронологическом, событийном аспектах. Результаты исследований доступны для широкого круга читателей и отражены в публикациях научных периодических журналов "Золотоордынское обозрение", "Крымское историческое обозрение", "Кряшенское историческое обозрение", "Историческая этнология", издаваемых в рамках реализации государственной программы Республики Татарстан.
Отмечается высокая эффективность проводимой работы с детьми и молодежью из регионов Российской Федерации и стран зарубежья, в частности их активное привлечение для получения образования в высших учебных заведениях в Республике Татарстан по педагогическим специальностям, участия в конкурсах и творческих формах сотрудничества.
Проведение таких мероприятий, как Всемирный форум татарской молодежи, Международная олимпиада по татарскому языку и литературе, Всероссийский съезд учителей татарского языка, Всероссийский форум татарских религиозных деятелей "Национальная самобытность и религия", Всероссийский сход предпринимателей татарских сел, Всероссийский праздник "Татар кызы", Всероссийский слет татарских семей "Пар канатлар", способствуют системной работе по укреплению и трансляции духовно-нравственных традиций, формированию интереса к татарскому языку и культуре.
Важное значение в сохранении и укреплении национальной идентичности татарского народа имеет татарский народный праздник "Сабантуй". Проведение праздника "Сабантуй" на федеральном и всероссийском уровнях становится не только ожидаемым событием в культурной жизни регионов, но и каналом трансляции и популяризации обычаев, традиций татарского народа, а также налаживания международных и межрегиональных культурных и экономических связей.
В то же время, несмотря на эффективность реализуемых мероприятий и их результатов, существует ряд рисков, а именно:
угроза языковой ассимиляции в условиях доминирования массовой культуры, мировых языков;
ограниченные возможности культурной самореализации за пределами республики;
культурная глобализация - унификация повседневной жизни, размывание традиционных нравственных ориентиров и утрата национальной самобытности;
широкое распространение псевдонаучных теорий в области этногенеза, лингвистики и других направлениях, связанных с историей формирования татар и татарской культуры, что тесно связано с недостаточностью образовательных, культурно-просветительских мер и репрезентативности в глобальном информационном пространстве историко-культурного наследия татар и отражения современного состояния татарского мира;
недостаточная согласованность действий государственных, научных, общественных, культурно-творческих и других структур в проведении мероприятий, направленных на развитие культурного потенциала татарского народа;
недостаточная системность в работе с татарской молодежью, неразработанность механизмов использования ее потенциала.
Учет указанных рисков позволит сохранить самобытность татарского народа, укрепить основы татарского мира в условиях современности.
Государственная программа Республики Татарстан разработана в общих интересах людей, осознающих себя татарами или чувствующих свою сопричастность к ним, в соответствии с принципом равноправия народов Российской Федерации для поддержания межнационального и межконфессионального мира и согласия. Она ориентирована на духовное, этнокультурное, политическое, социально-экономическое развитие татар независимо от места их проживания, степени владения татарским языком, имущественного и должностного положения, принадлежности к конфессиям, политических убеждений и иных обстоятельств.
Государственная программа Республики Татарстан основывается на положениях Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Татарстан, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" (далее - Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года), государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1532 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" (далее - государственная программа Российской Федерации), федерального законодательства, договоров (соглашений) между органами государственной власти Российской Федерации и республиканскими органами исполнительной власти, договоров Республики Татарстан с субъектами Российской Федерации и иностранными государствами, нормативных правовых актов Республики Татарстан, учитывает принципы и нормы международного права, а также признанный в Российской Федерации и за рубежом опыт Республики Татарстан в проведении политики в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.
В государственной программе отражается современное состояние и перспективы развития татарского мира, определяются основные направления, задачи, механизмы и возможности их реализации. С учетом опыта реализации предыдущего этапа государственной программы уже зарекомендовавшие свою эффективность проекты дополнены мероприятиями в развитие имеющихся достижений, в том числе в области науки, грантовой поддержки, архитектуры, кинематографии, хореографии и других видов искусств.
Мероприятия по сохранению, изучению и развитию культуры, языка, традиций татарского народа также включены в другие государственные программы Республики Татарстан: "Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан", "Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2023 - 2030 годы", "Развитие культуры Республики Татарстан".
Реализация государственной программы будет направлена на достижение:
1) Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года;
2) государственной программы Российской Федерации;
3) государственной программы Республики Татарстан.
В целях достижения стратегических целей и задач социально-экономического развития Республики Татарстан определены цели, разработаны структура и система показателей государственной программы Республики Татарстан.
Цель 1. Изучение, сохранение и популяризация историко-культурного наследия татар, которая характеризуется достижением следующих показателей:
увеличение количества изученных и популяризированных объектов материального культурного наследия и объектов нематериального этнокультурного достояния на 22,9 процента по сравнению с 2020 годом (2020 год - 612 единиц, 2025 год - 752 единицы);
увеличение охвата исследованных регионов с сохраненными населенными пунктами компактного проживания татар в Российской Федерации до 55 процентов;