КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2017 года N 461
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 21.10.2013 N 785 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН "СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ТАТАРСКОГО НАРОДА (2014 - 2016 ГОДЫ)"
___________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 25 августа 2020 года N 730
____________________________________________________________________
Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Внести в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.10.2013 N 785 "Об утверждении Государственной программы Республики Татарстан "Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014 - 2016 годы)" (с изменениями, внесенными Постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.06.2014 N 381, от 22.08.2015 N 615, от 22.12.2016 N 975) следующие изменения:
в наименовании Постановления цифры "2014 - 2016" заменить цифрами "2014 - 2019";
в преамбуле слова "с Федеральной целевой программой "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 года N 718" заменить словами "с Государственной программой Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года N 1532";
в пункте 1 цифры "2014 - 2016" заменить цифрами "2014 - 2019";
Государственную программу Республики Татарстан "Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014 - 2016 годы)", утвержденную указанным Постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство культуры Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН
Утверждена
Постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 21 октября 2013 года N 785
(в редакции Постановления
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 6 июля 2017 года N 461)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН "СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ТАТАРСКОГО НАРОДА (2014 - 2019 ГОДЫ)"
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | Государственная программа Республики Татарстан "Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014 - 2019 годы)" (далее - Программа) |
Государственный заказчик - координатор Программы | Министерство культуры Республики Татарстан |
Основные разработчики Программы | Министерство культуры Республики Татарстан, Межрегиональная общественная организация "Всемирный конгресс татар", государственное научное бюджетное учреждение "Академия наук Республики Татарстан" |
Цель Программы | Сохранение и развитие национальной идентичности татарского народа в Республике Татарстан и за ее пределами |
Задачи Программы | 1. Совершенствование научно-методического обеспечения сохранения и популяризации знаний о культуре, истории и традициях татарского народа, изучения этнической идентичности татарского народа; 2. Обеспечение доступа к изучению родного языка, истории и культуры татарского народа за пределами Республики Татарстан и содействие сохранению татарами на территории их проживания этнокультурной самобытности; 3. Обеспечение доступа татарам, проживающим за пределами Республики Татарстан, к культурному наследию республики |
Сроки реализации Программы | 2014 - 2019 годы с включением в план пролонгированной программы мероприятий начиная с 2017 года |
Объемы финансирования с разбивкой по годам и источникам | Объем финансирования Программы составляет 175 320,0 тыс. рублей за счет средств бюджета Республики Татарстан, в том числе: в 2014 г. - 33 500,0 тыс. рублей; в 2015 г. - 26 700,0 тыс. рублей; в 2016 г. - 29 700,0 тыс. рублей; в 2017 г. - 26 330,0 тыс. рублей; в 2018 г. - 33 160,0 тыс. рублей; в 2019 г. - 25 930,0 тыс. рублей. Примечание: объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета Республики Татарстан. На реализацию программных мероприятий предполагается использовать средства, выделяемые на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятий, внебюджетные средства (средства предпринимателей, спонсоров) и средства бюджетов муниципальных образований |
Ожидаемые конечные результаты реализации цели и задач Программы (индикаторы оценки результатов) | Реализация Программы позволит достичь следующих показателей: к 2016 году: увеличение доли татар, проживающих в регионах Российской Федерации, владеющих татарским языком, до 72 процентов (определяется по результатам этносоциологического опроса в ряде субъектов Российской Федерации; базовыми являются показатели пилотных опросов, проведенных в 2013 году); увеличение доли татар, проживающих в регионах Российской Федерации, признающих татарский язык родным, до 82 процентов (определяется по результатам этносоциологического опроса в ряде субъектов Российской Федерации; базовыми являются показатели пилотных опросов, проведенных в 2013 году); увеличение количества учебно-методической, художественной литературы и материалов на электронных носителях, направляемых Республикой Татарстан татарским образовательным учреждениям и общественным организациям в регионы Российской Федерации и зарубежные страны, до 43 тыс. экземпляров; темпы увеличения объемов учебно-методической, художественной литературы и материалов на электронных носителях, направляемых Республикой Татарстан татарским образовательным учреждениям и общественным организациям в ряд регионов Российской Федерации и зарубежных стран, до 7,5 процента от базового показателя 2013 года; наличие программ (планов) татарских общественных организаций регионов Российской Федерации и ряда зарубежных стран по реализации Концепции сохранения этнической идентичности татарского народа по результатам мониторинга Всемирного конгресса татар в количестве 30 единиц; |
к 2019 году: увеличение доли татар с актуализированными этноаффилиативными установками до 80 процентов (определяется по результатам этносоциологического опроса в ряде субъектов Российской Федерации; базовыми являются показатели пилотных опросов, проведенных в 2017 году); темпы увеличения охвата участников мероприятий, включенных в планы (программы) татарских общественных организаций, в регионах Российской Федерации, с которыми налажена работа Всемирного конгресса татар и Федеральной национально-культурной автономии, до 56 процентов; увеличение доли стран, в архивохранилищах которых выявлены документы по истории татар, которые опубликованы в рамках реализации Программы, в общем количестве запланированных к изучению до 100 процентов; увеличение доли регионов Российской Федерации, охваченных научными исследованиями и экспедициями (археологическими, историко-археографическими, историографическими, этносоциологическими), в общем количестве запланированных в рамках реализации мероприятий Программы до 100 процентов; | |
увеличение доли субъектов Российской Федерации с компактным проживанием татар, принявших участие в научных и научно-практических конференциях, реализованных в рамках Программы, в общем количестве таковых субъектов до 38 процентов; увеличение доли субъектов Российской Федерации, обучающиеся которых приняли участие в образовательных мероприятиях (конкурсах, олимпиадах, конференциях), реализуемых в рамках Программы, в общем количестве субъектов Российской Федерации с компактным проживанием татар до 38 процентов (определяется по результатам мониторинга Министерства образования и науки Республики Татарстан и Министерства культуры Республики Татарстан; базовым является показатель 2013 года); увеличение доли субъектов Российской Федерации, которым оказана учебно-методическая помощь, в общем количестве субъектов, в которых преподается татарский язык, до 65 процентов (определяется по результатам мониторинга Министерства образования и науки Республики Татарстан; базовым является показатель 2013 года); увеличение доли участников, прошедших обучение татарскому языку "Ана теле", в общей численности зарегистрированных в системе до 90 процентов; | |
увеличение доли регионов Российской Федерации, из которых на обучение в образовательные организации высшего педагогического образования привлечена татарская молодежь, в общем количестве субъектов Российской Федерации, в которых преподается татарский язык, до 44 процентов (определяется по результатам мониторинга Министерства образования и науки Республики Татарстан; базовым является показатель 2013 года); увеличение доли субъектов Российской Федерации, делегаты которых приняли участие во Всероссийском съезде учителей татарского языка, в общем количестве субъектов, в которых преподается татарский язык, до 100 процентов (определяется по результатам мониторинга Министерства образования и науки Республики Татарстан; базовым является показатель 2013 года); увеличение доли регионов Российской Федерации, принимающих участие во всероссийских научно-практических конференциях, в общем количестве регионов с компактным проживанием татар до 19 процентов (определяется по результатам мониторинга Министерства образования и науки Республики Татарстан; базовым является показатель 2013 года); | |
увеличение доли региональных национально-культурных автономий, членов Федеральной национально-культурной автономии, принявших участие в мероприятиях, реализуемых в рамках Программы, в общем количестве национально-культурных автономий - членов Федеральной национально-культурной автономии до 100 процентов; увеличение доли регионов Российской Федерации и стран ближнего и дальнего зарубежья, в которых есть представительства (представители) Республики Татарстан или с которыми налажена работа Всемирного конгресса татар и Федеральной национально-культурной автономии татар, охваченных этнокультурными экскурсиями по направлениям татарских общественных объединений, относительно базового 2014 года до 55 процентов; увеличение доли регионов Российской Федерации - участников Всероссийского сельского и Федерального Сабантуев в общем количестве регионов с компактным проживанием татар до 70 процентов; увеличение доли реализованных мероприятий Программы в общем количестве запланированных в отчетном году до 100 процентов. |
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ ОНА НАПРАВЛЕНА
На V Съезде Всемирного конгресса татар, прошедшем 5 - 9 декабря 2012 года, была одобрена Концепция сохранения этнической идентичности татарского народа (далее - Концепция). Концепция нацелена на обеспечение реализации этнокультурных потребностей и интересов татарского народа, его устойчивого развития и роста общего благосостояния, укрепление единства татарской этнокультурной общности, обеспечение межэтнического мира и согласия путем создания условий для сохранения культуры и языка татарского народа, согласование общегосударственных интересов и интересов татарского населения, сохранение единства и целостности Российской Федерации.
Программа разработана в соответствии с политико-правовой базой в сфере международного права, на основе Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, а также Концепции государственной национальной политики в Республике Татарстан (в редакции Указа Президента Республики Татарстан от 26 июля 2013 года N УП-695) и направлена на создание условий для сохранения и развития национальной идентичности татарского народа.
Деятельность по сохранению самобытности, культуры и языка всего татарского народа соответствует статье 14 Конституции Республики Татарстан, положениям Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан.
В Концепции государственной национальной политики в Республике Татарстан подчеркнут особый статус Республики Татарстан как исторического, духовного и этнокультурного центра всего татарского народа, показана необходимость осуществления государственной национальной политики республики с учетом этнокультурных интересов, запросов и потребностей татар, живущих за пределами республики. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года в Российской Федерации насчитывалось 5,3 млн татар.
Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года 69 процентов татар, проживающих в регионах Российской Федерации, владеют татарским языком, 79,2 процента татар, проживающих в регионах Российской Федерации, признают татарский язык родным.
Важнейшими институтами гражданского общества, выражающими интересы татарского народа в сохранении языка и культуры, в последние десятилетия стали общественные организации, реализующие проекты в сфере гармонизации межнациональных отношений, в том числе Всемирный конгресс татар, Федеральная национально-культурная автономия татар, Молодежный центр "Идель", фонд "Сэлэт". Кроме того, при Исполкоме Всемирного конгресса татар созданы и успешно осуществляют свою деятельность следующие общественные организации: Всероссийский общественный фонд "Татар гаилэсе", Всероссийская общественная организация "Федерация национальной спортивной борьбы "Татарча корэш", Всероссийская общественная организация "Татарские села России", Республиканская общественная организация татарских женщин "Ак калфак", Всемирная ассоциация содействия татарским предпринимателям. Также при конгрессе работает Всемирный форум татарской молодежи, включающий в себя 141 молодежную организацию.
Мероприятия по сохранению, изучению и развитию культуры, языка, традиций татарского народа также включены в другие государственные программы Республики Татарстан: Государственную программу "Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы", Государственную программу "Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы", Государственную программу "Развитие культуры Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы".
Настоящая Программа призвана обеспечить целостность охвата всех сфер и аспектов проблемы с целью обеспечения эффективности предпринимаемых мер, от которых зависит сохранение и развитие уровня национальной идентичности татарского народа. Одним из приоритетных направлений Программы является деятельность, затрагивающая интересы татар, проживающих за пределами Республики Татарстан, при тесной консолидации органов исполнительной власти, научно-образовательных организаций и татарской общественности, расширение социального партнерства в целях решения задач по сохранению татарской национальной идентичности.
Характерной чертой для большинства районов компактного проживания татар является заметное проявление элементов национально-культурной жизни. Материалы, полученные Институтом истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан и Институтом языка и литературы им. Г.Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан по итогам проведенных в рамках Программы в 2014 - 2016 годах исследований этнической идентичности татар, проживающих в регионах Российской Федерации, свидетельствуют о том, что национально-культурная жизнь татарских диаспор концентрируется вокруг татарских общественных центров и национальных творческих коллективов.
Обобщая результаты экспедиций в места компактного проживания татар в субъектах Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что темпы развития самобытной культуры народа неодинаковы. Возродились обрядовые традиции, с поступательной активностью проводятся национальные и религиозные праздники. Продолжают развиваться отдельные виды традиционных ремесел и промыслов.
Вместе с тем сохраняются некоторые негативные тенденции:
соотечественники, проживающие в дальнем зарубежье, в условиях нарастающей глобализации сталкиваются с проблемой утраты своей этнокультурной самобытности;
среди татар, проживающих вне территории Республики Татарстан, этническая идентичность зачастую носит символический характер и не имеет прямой функциональной связи со знанием татарского языка;
соотечественники, проживающие вне территории Республики Татарстан, обладают поверхностными и разрозненными знаниями об истории татарского народа.
Анализ результатов деятельности органов государственной власти и общественных институтов по сохранению национальной идентичности татарского народа показывает, что, несмотря на существенные усилия в этом направлении, значительные результаты, достигнутые в рамках реализации Программы, необходимы дополнительные системные шаги по обеспечению дальнейшей работы.
Учитывая, что в течение реализации Программы в период 2014 - 2016 годов она имела иную структуру, часть целевых показателей, а также показателей, характеризующих выполнение мероприятий Программы, сохранены в неизменном виде. Целевые показатели в период 2017 - 2019 годов описаны с учетом изменений, внесенных в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 N 1199 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и ведомственных целевых программ и перечня государственных программ".
II. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ, ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ОЖИДАЕМЫХ КОНЕЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ, СРОКОВ И ЭТАПОВ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Цель и задачи Программы соответствуют положениям Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, в части сохранения и развития культур и языков народов Российской Федерации, укрепления их духовной общности, сохранения этнокультурной самобытности народов России, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России, поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, содействия развитию их связей с Россией и Республикой Татарстан.
Цель Программы - сохранение и развитие национальной идентичности татарского народа в Республике Татарстан и за ее пределами.
Для достижения цели Программы требуется решение следующих задач:
1. Совершенствование научно-методического обеспечения сохранения и популяризации знаний о культуре, истории и традициях татарского народа, изучения этнической идентичности татарского народа;
2. Обеспечение доступа к изучению родного языка, истории и культуры татарского народа за пределами Республики Татарстан и содействие сохранению татарами на территории их проживания этнокультурной самобытности;
3. Обеспечение доступа татарам, проживающим за пределами Татарстана, к культурному наследию республики.
Общий срок реализации Программы: 2014 - 2019 годы. При этом пролонгированная программа в части ее плана реализации содержит мероприятия начиная с 2017 года.
Целью Программы в период 2014 - 2016 годов являлось сохранение и развитие национальной идентичности татарского народа в Республике Татарстан и за ее пределами.
Целью программы в период 2017 - 2019 годов является развитие и закрепление положительных тенденций, сформировавшихся в предыдущие годы, в том числе устойчивых положительных результатов в вопросе сохранения языка, самобытной культуры татарского народа, проживающего за пределами Республики Татарстан.
Данные об индикаторах оценки результатов в разрезе цели Программы приводятся в приложении N 1 к ней.
В данной Программе используются следующие термины:
идентичность (национальная/этническая) - процесс отождествления человеком себя с определенной этнической общностью, ее культурой, символами, ценностями, территорией и прочими характеристиками;
места компактного проживания татар - населенные пункты в Российской Федерации, в которых проживают представители татарского этноса (не менее 100 человек), образуя сплоченные группы населения, как правило, имеющие общественные организации или иные социальные институты для сохранения своего языка, культуры, этнической идентичности;
национальная культура - совокупность материальных, духовных и символических ценностей, созданных в результате деятельности этнической общности (как на групповом, так и на индивидуальном уровнях), основными элементами которой являются язык, традиции, обычаи и другие элементы, передающие социокультурную информацию от одного поколения другому;
самобытность - устойчивые особенности этнической общности, проявляющиеся в ее укладе, обычаях, традициях, языке, ценностных ориентациях, социальных установках;
татары - лица, осознающие или декларирующие свою принадлежность к татарскому народу;
этноаффилиативные установки - внутреннее чувство, направленное на стремление к общности со своей этнической группой, поддержание ее обычаев и традиций, следование ее нормам и правилам;
этнокультурные потребности - внутреннее состояние человека, характеризующееся чувством необходимости в изучении, сохранении, а также трансляции следующему поколению представителей своего народа национального языка, истории, культуры и традиций;
этнокультурные интересы - значимые для этнической общности цели и задачи, направленные на сохранение и развитие ее единства, материального, социального и духовного наследия.
Термин "родной язык" в данном документе используется в качестве синонима термину "национальный язык", то есть язык, который традиционно являлся основным средством коммуникации между представителями одного этноса. Необходимо отметить, что значительная часть показателей формируется на основании социологических исследований и переписи населения. При этом социологические исследования будут осуществляться по специально разработанным методикам, адаптированным к текущей ситуации и периоду реализации Программы.
III. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Финансовое обеспечение реализации программы осуществляется на основе государственного финансирования, а также с использованием механизмов поддержки в виде субсидий, грантов, привлечения инвестиций, материально-технической базы представительств Республики Татарстан, а также общественных организаций, входящих в состав Всемирного конгресса татар и Федеральной национально-культурной автономии татар и иных средств, не запрещенных законодательством.
Объем финансирования Программы составляет 175 320,0 тыс. рублей за счет средств бюджета Республики Татарстан, в том числе:
в 2014 г. - 33 500,0 тыс. рублей;
в 2015 г. - 26 700,0 тыс. рублей;
в 2016 г. - 29 700,0 тыс. рублей;
в 2017 г. - 26 330,0 тыс. рублей;
в 2018 г. - 33 160,0 тыс. рублей;