ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 15 января 2020 года N 10-р


[Об утверждении прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан на долгосрочный период до 2036 года]

(с изменениями на 30 декабря 2022 года)

(в ред. распоряжений Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2020 N 1412-р, от 28.12.2021 N 1383-р, от 30.12.2022 N 1825-р)




В соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законом Республики Башкортостан "О стратегическом планировании в Республике Башкортостан" и Порядком разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан на долгосрочный период, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 июля 2019 года N 454:


1. Утвердить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Республики Башкортостан на долгосрочный период до 2036 года (далее - долгосрочный прогноз).


2. Министерству экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан ежегодно осуществлять корректировку долгосрочного прогноза с учетом прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан на среднесрочный период.


3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министра экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан Муратова Р.Х.



Глава
Республики Башкортостан
Р.Ф.ХАБИРОВ



Утвержден
распоряжением Правительства
Республики Башкортостан
от 15 января 2020 г. N 10-р



ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ДО 2036 ГОДА

(в ред. распоряжений Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2020 N 1412-р, от 28.12.2021 N 1383-р, от 30.12.2022 N 1825-р)



Прогноз социально-экономического развития Республики Башкортостан на долгосрочный период до 2036 года (далее - долгосрочный прогноз) разработан в соответствии с требованиями Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Закона Республики Башкортостан "О стратегическом планировании в Республике Башкортостан" и Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 июля 2019 года N 454 "О порядке разработки и корректировки прогнозов социально-экономического развития Республики Башкортостан на среднесрочный и долгосрочный периоды".


Долгосрочный прогноз сформирован исходя из ориентиров и приоритетов, обозначенных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в Указе Главы Республики Башкортостан от 23 сентября 2019 года N УГ-310 "О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2024 года", государственных программах и иных программных документах по развитию отдельных видов экономической деятельности и социальной сферы.



1. ОЦЕНКА ДОСТИГНУТОГО УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ЗА 2021 ГОД


Социально-экономическое положение Республики Башкортостан в 2021 году характеризовалось ростом объемов промышленного производства, розничной торговли, инвестиций в основной капитал, строительных работ и ввода в действие жилых домов, увеличением номинальной заработной платы и снижением безработицы.


Объем валового регионального продукта (далее - ВРП) за 2021 год, по оценке Министерства экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан, составил 2059,4 млрд. рублей, или 103,4% к уровню 2020 года.


В структуре ВРП по итогам 2020 года наибольшую долю занимает промышленное производство - 31,6%; торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов - 13,1%; строительство - 7,5%; сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство - 6,7%; транспортировка и хранение - 6,1%. Суммарная доля остальных видов экономической деятельности составляет 35,0%, из которых на социально-общественные секторы приходится 24,8%, операции с недвижимым имуществом - 9,9%, финансовую деятельность - 0,3%.


Индекс промышленного производства за 2021 год составил 107,9%, в том числе по виду деятельности "добыча полезных ископаемых" - 100,4%, "обрабатывающие производства" - 108,2%, "обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" - 106,6%, "водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" - 136,6%.


Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2021 году сложилось на уровне 185,6 млрд. рублей, или 84,7% к уровню 2020 года.


Объем выполненных работ по виду деятельности "Строительство" по итогам 2021 года сложился в размере 221,2 млрд. рублей, или 103,3% к уровню 2020 года. Объем ввода в действие жилых домов составил 2906,2 тыс. кв. м, что на 18,4% выше, чем в предыдущем году.


Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2021 году составил 419,3 млрд. рублей, или 105,1% к уровню 2020 года.


Индекс потребительских цен в декабре 2021 года по отношению к декабрю 2020 года составил 108,7%.


Оборот розничной торговли в 2021 году увеличился на 3,5% к уровню 2020 года и составил 1015,8 млрд. рублей, объем платных услуг населению увеличился на 5,0% и сложился на уровне 251,2 млрд. рублей.


Среднемесячная заработная плата в 2021 году увеличилась на 10,6% в номинальном выражении и на 3,7% в реальном, составив 42848,2 рубля. Среднедушевые денежные доходы в 2021 году увеличились в номинальном выражении на 7,0% и составили 32524,1 рубля. Реальные располагаемые денежные доходы населения составили 99,6% к уровню 2020 года.


По состоянию на 1 января 2022 года численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 22,2 тыс. человек. Уровень официально зарегистрированной безработицы составил 1,17%. Уровень безработицы по методологии международной организации труда (МОТ) снизился с 5,9% в 2020 году до 4,3% в 2021 году.



2. ВАРИАНТЫ ВНУТРЕННИХ УСЛОВИЙ И ХАРАКТЕРИСТИК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД


Долгосрочный прогноз разработан в двух вариантах ("базовый", "консервативный") с учетом индивидуальных особенностей республиканского развития на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года.


В базовом варианте прогноза согласно сценарным условиям социально-экономического развития Российской Федерации закладывается постепенное снижение цены на нефть марки Urals с 70,1 доллара США за баррель в 2023 году до 65,0 доллара США за баррель в 2025 году. Курс доллара при этом спрогнозирован в положительной динамике - рост с 68,3 в 2023 году до 72,2 в 2025 году. Инфляция в 2023 году составит 5,5%, в дальнейшем прогнозируется на уровне 4,0%.


Консервативный вариант рассматривает сценарий в условиях более низкой динамики цены на нефть марки Urals, высокой волатильности курса рубля и сдержанной динамики социально-экономического развития относительно базового варианта прогноза.


В зависимости от вариантности темпы роста республиканской экономики спрогнозированы в 2023 году в границах от 99,2% по консервативному варианту до 102,7% по базовому варианту, в 2036 году - соответственно от 102,4% до 104,5%.



3. ОЦЕНКА ФАКТОРОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД


Сильные и слабые стороны, возможности и угрозы социально-экономического развития Республики Башкортостан рассматриваются в контексте общероссийских и глобальных тенденций и процессов в экономической, технологической, социальной и культурной сферах.


К факторам, определяющим конкурентные преимущества Республики Башкортостан, относятся:


выгодное географическое положение: республика находится на пересечении кратчайших сухопутных путей на границе Европы и Азии в относительно равной удаленности от основных центров производства и расселения Приволжского федерального округа;


богатый и разнообразный природно-ресурсный потенциал: запасы нефти, торфа, медноколчеданных, медноцинковых и железных руд, леса, строительного сырья и материалов, подземной пресной и минерализованной воды и других ресурсов; посевные площади сельскохозяйственных культур;


рекреационные ресурсы: уникальный природный ландшафт, многовековые культурные традиции, более трех тысяч памятников природы, культуры, истории, археологии, искусства;


развитая транспортная инфраструктура: через регион проходят основные автомобильные и железные дороги, имеется судоходная река, международный аэропорт; республика встроена в систему общероссийских логистических процессов;


развитая промышленность: крупные производства в нефтеперерабатывающем, химическом, нефтехимическом, машиностроительном комплексах;


институциональный потенциал: наличие и функционирование правовых и организационных структур, обеспечивающих условия для деловой активности хозяйствующих субъектов региона;


научный, образовательный и инновационный потенциалы: одна из крупнейших систем образования в стране, функционирование крупных научно-исследовательских центров; развитие сети научно-инновационных центров и организаций инновационной инфраструктуры.


К слабым сторонам, ограничивающим региональное развитие, представляющим угрозу стабильности социально-экономической ситуации, относятся:


невысокая доля товарного производства в сельском хозяйстве;


зона рискованного земледелия;


недостаточный уровень переработки первичной сельскохозяйственной продукции;


недостаточная обеспеченность квалифицированными кадрами;


сохранение зависимости развития экономики от сектора нефтедобычи и нефтепереработки;


значительный износ основных производственных фондов;


демографические вызовы и ограничения: снижение численности населения, рождаемости, старение и сокращение доли населения в трудоспособном возрасте, миграционный отток населения.


Ключевыми возможностями развития экономики Республики Башкортостан являются:


рост объемов инвестиций в республику благодаря развитию делового климата;


постепенная переориентация экономики на обрабатывающие производства и сокращение доли добывающих отраслей промышленности в среднесрочном периоде;


территориальное развитие посредством создания агломераций на базе крупнейших городов и промышленных центров республики и повышение иммиграционной привлекательности;


развитие туристических кластеров за счет высокого туристско-рекреационного потенциала;


развитие потенциала монопрофильных муниципальных образований Республики Башкортостан с использованием механизмов создания территорий опережающего социально-экономического развития;


развитие транспортной инфраструктуры в виду выгодного транспортно-географического положения и наличия основных автомобильных и других транспортных маршрутов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»