В соответствии со статьей 48 Устава (Основного Закона) Тульской области правительство Тульской области постановляет:
1. Внести в Постановление правительства Тульской области от 16.10.2017 N 468 "Об утверждении Стратегии развития туризма на территории Тульской области на период до 2035 года" следующее изменение:
приложение к Постановлению изложить в новой редакции (приложение).
2. Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.
Первый заместитель Губернатора
Тульской области - председатель
правительства Тульской области
В.В.ШЕРИН
Приложение
к Постановлению правительства
Тульской области
от 16.10.2017 N 468
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА
За последние годы отрасль туризма в России динамично развивается. Эта тенденция способствует активному вовлечению всех смежных организаций в туристский оборот, что сказывается на развитии страны и регионов, влияя на структуру экономики в целом.
Туризм позволяет развивать местную инфраструктуру, создавать дополнительные рабочие места, оказывать стимулирующее воздействие на обслуживающие отрасли. Туризм - это средство повышения качества жизни населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для развития социокультурной среды, воспитания патриотических чувств молодежи, мощный инструмент просвещения и формирования нравственной платформы развития гражданского общества.
В целях увеличения влияния туризма на социально-экономическое развитие Тульской области и осуществления государственной политики по развитию туристской индустрии на территории области разработана Стратегия развития туризма на территории Тульской области на период до 2035 года (далее - Стратегия).
Стратегия разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года и является базовым документом для разработки и принятия всех последующих нормативных правовых актов в сфере туризма на территории Тульской области.
Основой разработки Стратегии являются:
4) распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р;
5) распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 872-р;
6) распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 326-р;
Основным акцентом региональной политики в области туризма будет являться создание конкурентоспособных туристских кластеров - сосредоточение на определенной территории предприятий и организаций, интегрированных в одну логистическую схему и занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами.
Основные понятия, используемые в Стратегии, изложены в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", а также распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года:
1) туристский кластер - сосредоточение на определенной территории предприятий и организаций, интегрированных в одну логистическую схему и занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами;
2) туристский информационный центр - организация, осуществляющая деятельность по информированию физических лиц о туристских ресурсах и об объектах туристской индустрии на территории Тульской области, а также по продвижению туристских продуктов Тульской области на внутреннем и мировом туристских рынках;
3) туристская инфраструктура - коллективные средства размещения, объекты общественного питания, объекты туристского показа и посещения, объекты придорожного сервиса, объекты торговли и другие объекты, относящиеся к организациям, ведущим деятельность в соответствии с видами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, относящимися к собирательной классификационной группировке видов экономической деятельности "Туризм".
Основная задача Стратегии - комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Тульской области за счет создания условий для формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках, усиление социальной роли туризма и обеспечение доступности туристских услуг.
Стратегия предусматривает увеличение влияния туризма на экономическую и социальную сферы Тульской области и модернизацию государственной политики в сфере туризма с учетом комплексного развития территорий в рамках кластерного подхода путем поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, развития сотрудничества, базирующегося на принципах государственно-частного партнерства, активного продвижения туристского потенциала региона.
Туризм - это отрасль мировой экономики, 9,8% от мирового валового внутреннего продукта составляют доходы от туризма.
Туризм является одним из главных источников доходов для большинства стран мира (один из 5 основных источников дохода для 83% государств, главный источник дохода для 38% государств). Туризм лидирует среди всех отраслей экономики по количеству образуемых рабочих мест. В ряде стран мира туризм в ближайшие десятилетия будет продолжать оставаться самым крупным источником рабочих мест. В 1998 году в сфере туризма было занято 115 млн. человек, а к 2020 году предполагается рост этого показателя до 550 миллионов. На данный момент общемировая статистика такова, что один человек из одиннадцати трудоустроен в туриндустрии.
В 2015 году международный турпоток составил 1,2 млрд. туристов. По прогнозным оценкам, к 2030 году этот показатель составит 2 млрд. человек.
Во многих странах туризм развивается быстрыми темпами и играет важное социальное и экономическое значение, поскольку:
увеличивает доходную часть бюджета за счет налогов, которые могут быть прямыми или непрямыми (как например, увеличение заработной платы рабочих вызывает увеличение сумм подоходного налога, что платится ими в бюджет);
создает новые рабочие места;
развивает все отрасли, связанные с производством туристических услуг;
стимулирует развитие социальной и производственной инфраструктуры;
способствует сохранению и популяризации памятников истории и культуры, малых исторических городов и исторических поселений федерального значения, достопримечательных мест;
способствует возрождению и развитию массового краеведческого движения, а также деятельности по историческому просвещению граждан;
обеспечивает рост уровня жизни местного населения;
имеет широкие возможности для привлечения иностранной валюты и разного рода инвестиций.
Туристская отрасль имеет свой собственный специфический продукт - это так называемая комплексная услуга, или тур, содержащая в качестве взаимосвязанных элементов услуги транспорта, гостиничного хозяйства, торговли (в том числе общественного питания), экскурсионных, культурно-зрелищных, лечебно-оздоровительных и других услуг, предоставляемых организациями. Именно по средней стоимости тура Россия находится на первом месте. У конкурентов стоимость заметно выше, что делает Россию привлекательной дестинацией среди туристов.
Привлекательность предлагаемого туристического продукта в России постоянно растет. Развитие сферы туризма становится одним из перспективных направлений совершенствования экономики Российской Федерации.
В Федеральном законе от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" закреплено, что туризм является отраслью национальной экономики России, и уже в 1996 году принята федеральная целевая программа "Развитие туризма в Российской Федерации", направленная на стимулирование дальнейшего развития внутреннего и международного туризма в Российской Федерации, формирования современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса.
По сравнению с другими странами, в которых сфера услуг, и, в частности, туризм, стала одной из доходных отраслей экономики, российская сфера услуг и туристский бизнес в настоящее время находятся в стадии становления.
Наша страна планомерно придет к лидирующим позициям в этом сегменте рынка при определенных условиях, а именно: развитии инфраструктуры, улучшении качества предлагаемого туристического продукта и взвешенной маркетинговой политики на различных уровнях управления индустрии туризма.
Под влиянием экономической ситуации в стране и мировых геополитических процессов начали формироваться новые тренды в сфере туризма.
Основным трендом в развитии туриндустрии России становится импортозамещение, которое предусматривает формирование конкурентоспособного внутреннего турпродукта, способного удовлетворить возрастающий спрос россиян в условиях происходящего в силу ряда причин снижения объемов выездного туризма. Одновременно в силу курсовых разниц становятся выгодными поездки в Россию (въездной туризм). По данным Ростуризма, в 2016 году по сравнению с 2015 годом поток российских туристов, отдыхающих в России, увеличился на 30%.
Современные туристы все чаще делят свой отпуск на несколько частей, тем самым растет потребность в получении максимального количества опций в ограниченный промежуток времени. Отсюда спрос на туры выходного дня, когда туристы чаще всего выбирают близлежащие регионы с удобной транспортной доступностью.
Некоторые эксперты связывают увеличение внутреннего туризма с постоянной угрозой терроризма в мире, другие - с увеличением количества туристских поездок в год в связи с разбивкой отпусков. Эту тенденцию следует учитывать при формировании и проведении государственной политики, направленной на развитие внутреннего туризма.