Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

ГОСТ Р 58839-2020



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автомобильные транспортные средства

СИСТЕМЫ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ЭКСТРЕННОГО ТОРМОЖЕНИЯ

Общие технические требования и методы испытаний

Motor vehicles. Advanced Emergency Braking Systems. General technical requirements and test procedures



ОКС 35.240.60

Дата введения 2021-04-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 056 "Дорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 октября 2020 г. N 796-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Системы опережающего экстренного торможения предназначены для оснащения ими механических транспортных средств категорий M и N, согласно [1], обладающих уровнями автоматизации 0-4 по ГОСТ Р 58823, в частности, при эксплуатации транспортных средств категории и в населенных пунктах, и при эксплуатации транспортных средств категорий , , , на автомагистралях.

Система опережающего экстренного торможения предназначена для выявления риска столкновения с целевыми объектами, находящимися впереди рассматриваемого транспортного средства, предупреждения о нем водителя рассматриваемого транспортного средства и приведения в действие тормозной системы рассматриваемого транспортного средства для снижения его скорости и недопущения столкновения либо смягчения его последствий в случае, если водитель не реагирует на предупреждение системы опережающего экстренного торможения, с целью повышения безопасности дорожного движения.

Система опережающего экстренного торможения не обладает средствами обнаружения целевых объектов, находящихся позади рассматриваемого транспортного средства.

Система опережающего экстренного торможения срабатывает только в таких условиях движения, при которых торможение позволяет не допустить дорожно-транспортного происшествия или смягчить его последствия.

Система опережающего экстренного торможения управляет исключительно скоростью рассматриваемого транспортного средства. Система опережающего экстренного торможения не обеспечивает изменение траектории или направления движения рассматриваемого транспортного средства во избежание столкновения с целевыми объектами.

Система опережающего экстренного торможения функционирует в рамках объективных ограничений, определенных в настоящем стандарте, и не освобождает водителя от обязанности контролировать дорожную обстановку. Ответственность за безопасность движения несет водитель. На транспортном средстве, оснащенном системой опережающего экстренного торможения, водитель должен постоянно оценивать дорожную обстановку для корректировки направления и скорости транспортного средства во избежание дорожно-транспортных происшествий.

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на бортовые системы опережающего экстренного торможения (далее - СОЭТ), установленные на колесные транспортные средства (далее - ТС) категорий M и N в соответствии с [1] (за исключением ТС категории класса А и ТС категории классов I и II).

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 14254 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 22748 Автотранспортные средства. Номенклатура наружных размеров. Методы измерений

ГОСТ 33991 Электрооборудование автомобильных транспортных средств. Электромагнитная совместимость. Помехи в цепях. Требования и методы испытаний

ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки

ГОСТ Р ИСО 15006 Эргономика транспортных средств. Эргономические аспекты информационно-управляющей системы транспортного средства. Требования к представлению звуковой информации внутри транспортного средства

ГОСТ Р ИСО 15008 Эргономика транспортных средств. Эргономические аспекты информационно-управляющей системы транспортного средства. Требования к представлению визуальной информации внутри транспортного средства и методы их проверки

ГОСТ Р 50607 Совместимость технических средств электромагнитная. Транспорт дорожный. Методы испытаний для электрических помех от электростатических разрядов

ГОСТ Р 51318.25 Совместимость технических средств электромагнитная. Транспортные средства, моторные лодки и устройства с двигателями внутреннего сгорания. Характеристики индустриальных радиопомех. Нормы и методы измерений для защиты радиоприемных устройств, размещенных на подвижных средствах

ГОСТ Р 52398 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования

ГОСТ Р 58823 Автомобильные транспортные средства. Системы автоматизации управления движением. Классификация и определения

ГОСТ Р 58834 Автомобильные транспортные средства. Бортовые системы помощи водителю. Общие технические требования к компонентам и методы испытаний

ГОСТ Р 58836 Автомобильные транспортные средства. Системы оптического распознавания объектов. Общие технические требования и методы испытаний

СП 34.13330.2012 "СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги"

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и сводов правил в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 визуальные сообщения: Предупреждающие сообщения о препятствии либо состоянии СОЭТ, передающиеся водителю рассматриваемого ТС визуальным (оптическим) путем, представляющие собой пиктограммы, текстовые и/или графические сообщения на дисплее мультимедийной системы или комбинации приборов рассматриваемого ТС.

3.2 включение зажигания: Приведение ключа замка зажигания рассматриваемого ТС в положение "Включено" либо функционально соответствующий ему режим при отсутствии замка зажигания.

3.3 время до столкновения; ВДС: Интервал времени, за которое рассматриваемое ТС при относительной скорости преодолело бы расстояние, равное текущей дистанции между рассматриваемым ТС и целевым ТС.

Примечание - ВДС вычисляют путем деления дистанции "a" на относительную скорость "" рассматриваемого ТС 1 (см. рисунок 1) и целевого ТС 2 в конкретный момент времени.

Рисунок 1 - Определение времени до столкновения

3.4 голосовые аудиосообщения: Предупреждающие аудиосообщения системы водителю рассматриваемого ТС, созданные путем имитации или записи голоса человека.

Примечание - Голосовые сообщения должны соответствовать ГОСТ Р ИСО 15006.

3.5 груженое транспортное средство: При отсутствии иных указаний - ТС, нагруженное таким образом, чтобы была достигнута его разрешенная максимальная масса.

3.6 дальность обнаружения компонента обнаружения: Дистанция до целевого объекта, при которой компонент обнаружения (видеокамера, радар, лидар или иной) способен определить наличие целевого объекта и/или характеристики его движения.

3.7 дальность обнаружения СОЭТ: Максимальная дальность обнаружения, выбираемая из дальностей обнаружения компонентов обнаружения, установленных на рассматриваемом ТС.

3.8 движущееся целевое транспортное средство (при испытаниях): Целевое ТС, перемещающееся с постоянной скоростью в одном и том же направлении по центру той полосы движения, в которой движется рассматриваемое ТС.

3.9 дорожная обстановка: Совокупность:

- подвижных и неподвижных целевых объектов, находящихся в зоне контроля СОЭТ, с учетом направления и скорости их движения (если применимо) относительно направления и скорости движения рассматриваемого ТС;

- погодных и сезонных условий, включающих время года, видимость и осадки;

- дорожных условий; тип покрытия: сухое, влажное, обводненное, обледеневшее, со снежным накатом, поврежденное, с дефектами, со слабой несущей способностью; угол уклона дороги и т.п.

3.10 зона контроля СОЭТ: Область пространства, находящаяся перед рассматриваемым ТС, форма и размеры которой определяются формой и размерами областей, контролируемых всеми компонентами обнаружения СОЭТ.

Примечание 1 - См. рисунок 2.

Примечание 2 - Суммарно зона контроля СОЭТ при включенном на рассматриваемом ТС указателе поворота складывается из основной зоны контроля 5 и дополнительной зоны контроля (6 или 7), выбираемой в зависимости от включения соответствующего указателя поворота РТС.

1 - рассматриваемое ТС; 2 - целевое ТС на полосе движения рассматриваемого ТС; 3 - ТС на соседней с рассматриваемым ТС полосе движения; 4 - зона контроля СОЭТ (серый фон); 5 - основная зона контроля СОЭТ (длинный пунктир); 6 - дополнительная (правая боковая) зона контроля при включенном на рассматриваемом ТС указателе правого поворота (короткий пунктир); 7 - дополнительная (левая боковая) зона контроля при включенном на рассматриваемом ТС указателе левого поворота (точечный пунктир); 8 - компоненты обнаружения (слева - видеокамера, справа - радар фронтальный); 9 - зона контроля видеокамеры

Рисунок 2 - Зоны контроля системы опережающего экстренного торможения

3.11 зона предупреждения СОЭТ: Участок основной или дополнительной зоны контроля СОЭТ, располагающийся на требуемом направлении движения рассматриваемого ТС, при нахождении в котором целевого объекта и при выполнении требований к предупреждению СОЭТ должна выдавать предупреждения.

Примечание - См. рисунок 3.

1 - рассматриваемое ТС; 2 - целевое ТС

Рисунок 3 - Зоны системы опережающего экстренного торможения

3.12 зона торможения СОЭТ: Участок зоны предупреждения, располагающийся на требуемом направлении движения рассматриваемого ТС, в начале которого СОЭТ должна задействовать тормозные механизмы рассматриваемого ТС, исходя из ВДС, рассчитанного аналитической подсистемой.

Примечание - См. рисунок 3.

3.13 адаптация системы; адаптация: Процесс настройки чувствительности системы измерения таким образом, чтобы ее показания соответствовали диапазону эталонных сигналов.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».