ГОСТ Р ИСО 15006-2012
Группа Э65
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЭРГОНОМИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Эргономические аспекты информационно-управляющей системы транспортного средства. Требования к представлению звуковой информации внутри транспортного средства
Ergonomic of vehicles. Ergonomic aspects of transport information and control systems. Specifications for in-vehicle auditory presentation
ОКС 13.180*
______________
* По данным официального сайта Росстандарт
ОКС 13.180, 43.040.15, 35.240.60, здесь и далее по тексту. -
Примечание изготовителя базы данных.
Дата введения 2013-12-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика, психология труда и инженерная психология"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1282-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 15006:2011 "Транспорт дорожный. Эргономические аспекты информационно-управляющей системы транспортного средства. Требования к представлению звуковой информации внутри транспортного средства" (ISO 15006:2011 "Road vehicles - Ergonomic aspects of transport information and control systems - Specifications for in-vehicle auditory presentation", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Декабрь 2018 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Водитель и транспортное средство представляют собой систему, включающую в себя салон транспортного средства, первичные элементы управления, аппаратуру и информационно-управляющую систему транспортного средства (ИУСТ). Задача управления транспортным средством, возможности и ограничения человека являются основными факторами, влияющими на эффективность работы этой системы. ИУСТ предназначена для поддержки водителя в выполнении его основной задачи. Использование такой системы способствует снижению общей загруженности водителя и увеличению производительности и комфортности его труда.
Большое количество информации, представляемое ИУСТ водителю, может вызвать необходимость снижения зрительной нагрузки за счет использования звуковых сигналов. В настоящем стандарте приведены эргономические рекомендации по проектированию и монтажу акустического оборудования, представляющего речевую и тональную информацию во время движения автомобиля. Цель этих рекомендаций - помощь в разработке звуковых сигналов, соответствующих критериям пригодности использования, комфорта и безопасности.
Применяемый в настоящем стандарте международный стандарт разработан Техническим комитетом ИСО/ТС 159 "Эргономика".
Настоящий стандарт устанавливает эргономические требования к звуковой информации в виде звуковых сигналов и речи, представляемой информационно-управляющей системой транспортного средства (ИУСТ). Стандарт в основном предназначен для создания звуковых сообщений водителю движущегося транспортного средства, но может быть применен и для неподвижного транспортного средства. В стандарте приведены требования и рекомендации по звуковым сигналам ИУСТ. В стандарте также приведены характеристики сообщений и функциональных показателей, обеспечивающие максимальную понятность, доступность и эффективнocть сообщений и исключающие звуковую или умственную перегрузки.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты*:
_______________
* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
ISO 532, Acoustics - Method for calculating loudness level (Акустика. Метод вычисления уровня громкости)
ISO 5128:1980, Acoustics - Measurement of noise inside motor vehicles (Акустика. Измерение шума внутри автомобиля)
ISO/TS 16951 Road vehicles - Ergonomic aspects of transport information and control systems (TICS) - Procedures for determining priority of on-board messages presented to drivers (Эргономика транспортных средств. Эргономические аспекты информационно-управляющей системы транспортного средства. Процедуры определения приоритета бортовых сообщений водителю
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 фоновый шум (ambient auditory noise): Воздействующий на водителя шум внутри транспортного средства, не связанный с выполнением им каких-либо действий.
3.2 слышимость (audibility): Способность человека с нормальным слухом услышать звуковой сигнал.
3.3 звуковой образ (auditory icon): Звуковой сигнал, соответствующий определенному событию или действию.
Примечание - Таким звуковым сигналом может быть синтезированный звук, который сообщает о совершившимся определенном событии, или звук, записанный из повседневной жизни.
3.4 звуковой сигнал, сигнал (auditory signal): Тональный или голосовой сигнал, подаваемый устройством транспортного средства для передачи водителю или пассажирам определенной информации.
3.5 широкополосный сигнал (broadband signal): Шум, акустическая энергия которого распределена в широкой полосе частот.
3.6 понятность (comprehensibility): Свойство звукового сигнала, характеризующее понимание водителем значения сигнала в условиях, в которых он подается.
3.7 диффузное поле (diffuse field): Звуковое поле, в котором уровень звукового давления везде одинаков, а поток энергии равновероятен во всех направлениях.
3.8 различимость (ditinguishability): Свойство звукового сигнала, характеризующее его распознаваемость водителем на фоне других звуковых сигналов внутри транспортного средства.
Примечание - Другие звуковые сигналы включают в себя предупредительные сигналы и сигнализирующие шумы внутри транспортного средства, но кроме фонового шума.
3.9 свободное звуковое поле (free field): Звуковое поле в помещении без звукоотражающих поверхностей интересующем диапазоне частот.
3.10 громкость (loudness): Мера силы слухового ощущения в условных единицах, которое наиболее тесно связано с амплитудой звуковой волны.
Примечание - В настоящем стандарте значение громкости выражают в сонах.
3.11 основной звук (main audible component): Тональная составляющая сигнала, содержащая наибольшую часть его энергии.
3.12 узкополосный сигнал (narrowband signal): Шум, акустическая энергия которого распределена в узком диапазоне частот.
3.13 узкополосный спектр (narrowband spectrum): Спектр с разрешающей способностью по частоте 10 Гц или менее.
3.14 критичная опасность (safety criticality): Опасное происшествие, которое может произойти, если водитель не сможет его предотвратить.
3.15 предупреждение об опасности (safety warning): Звуковой сигнал, подаваемый для предотвращения или уменьшения травмирования людей или повреждения транспортного средства.
Примечание - Навигационные сообщения не являются предупреждениями об опасности, несмотря на то, что они также могут требовать от водителя определенных действий в течение короткого периода времени.
3.16 отношение "сигнал-шум" (signal-to-noise ratio, SNR): Отношение спектра сигнала заданной громкости к спектру фонового шума заданной громкости.
3.17 сон (sone): Субъективная единица громкости шума, воспринимаемого человеком с нормальным слухом как громкость чистого тона с частотой 1000 Гц, имеющего уровень звукового давления 40 дБ относительно 20 мкПа и приходящего к слушателю.
3.18 уровень звукового давления, УЗД (sound pressure level, SPL): Величина, равная десятикратному десятичному логарифму отношения среднего квадрата звукового давления к квадрату опорного звукового давления 20 мкПа.
3.19 заданный спектр громкости (specific loudness spectrum): Зависимость громкости заданного сигнала или шума от частоты.
3.20 критический сигнал (time-critical signal): Звуковой сигнал, который требует реакции водителя в ближайшие несколько секунд на предстоящее событие.
Примечание - Сигнал может иметь или не иметь отношение к предупреждению опасного события.
3.21 тональный сигнал (tonal signal): Один или несколько простых звуков с фиксированным составом частот.
Примечание 1 - Простой звук - синусоидальный сигнал определенной частоты или несколько таких сигналов с фиксированным набором частот.
Примечание 2 - Тональный сигнал может представлять собой непрерывный или прерывистый звук.
3.22 единица информации (unit of information): Одиночный звуковой сигнал или группа звуковых сигналов, рассматриваемых как структурная или функциональная составляющая сообщения.
4.1 Спектр
4.1.1 Общие положения
Рекомендуемый диапазон частот для звуковых сигналов в транспортном средстве - от 200 до 8000 Гц.
4.1.2 Тональные сигналы
Для обеспечения слышимости с учетом связанного с возрастом ухудшения слуха рекомендуется использовать тональные сигналы в диапазоне от 400 до 2000 Гц [22].
Для лучшего обнаружения сигнала и привлечения внимания водителя следует использовать широкополосный сигнал или набор узкополосных сигналов с четко определенными среднегеометрическими частотами.
Пример - Сочетание двух узкополосных сигналов: с основным звуком вблизи 800 Гц и со звуком вблизи 3000 Гц.
Критической ситуации должен соответствовать соответствующий характер сигнала.
4.2 Громкость сигнала
4.2.1 Общие положения
Выбор оптимальной интенсивности звука производят, чтобы обеспечить комфортность и слышимость сигнала. Слышимость сигнала является функцией отношения "сигнал-шум". Следует помнить, что требуемая громкость сигнала зависит от громкости фонового шума в пределах установленной полосы частот. Поэтому громкость сигнала при заданном отношении "сигнал-шум" должна быть увеличена с увеличением громкости фонового шума.
4.2.2 Измерение громкости звука
Громкость звука следует измерять в соответствии с приложением А (подробности метода см. в [8]).
В настоящем стандарте рассматривают стационарные звуковые сигналы, не изменяющиеся во времени. Почти все звуковые сигналы, применяемые в транспортных средствах, имеют достаточную продолжительность звучания, чтобы считаться стационарными.