ГОСТ Р 58836-2020
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автомобильные транспортные средства
СИСТЕМЫ ОПТИЧЕСКОГО РАСПОЗНАВАНИЯ ОБЪЕКТОВ
Общие технические требования и методы испытаний
Motor vehicles. Systems for object's optical recognition. General technical requirements and test procedures
ОКС 35.240.60
Дата введения 2021-04-01
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 056 "Дорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 октября 2020 г. N 795-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Системы оптического распознавания объектов предназначены для помощи водителям транспортных средств категорий M и N согласно [1] в информировании о наличии на пути рассматриваемого транспортного средства таких подвижных целевых объектов, как другие транспортные средства (включая мотоциклы), пешеходы, велосипедисты, для обеспечения принятия ими своевременных решений и осуществления управляющих воздействий на органы управления транспортным средством, в целях повышения безопасности дорожного движения.
Система оптического распознавания объектов функционирует в рамках объективных ограничений, определенных в стандарте, и не освобождает водителя от обязанности контролировать дорожную обстановку. Ответственность за безопасность движения несет водитель. На транспортном средстве, оснащенном системой(ами) оптического распознавания объектов, водитель должен постоянно оценивать дорожную обстановку для корректировки направления и скорости движения транспортного средства во избежание дорожно-транспортных происшествий.
Настоящий стандарт распространяется на систему оптического распознавания объектов (далее - СОРО), являющуюся частью бортовой системы помощи водителю, устанавливаемую на транспортные средства (далее - ТС) категорий M и N согласно [1], обладающие уровнями автоматизации 0-2 по ГОСТ Р 58823.
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к СОРО и методы ее испытаний.
Настоящий стандарт применяется к распознаванию подвижных целевых объектов, таких как механические ТС, велосипедисты и пешеходы (ростом свыше 80 см), находящихся в передней и передних боковых зонах контроля рассматриваемого ТС.
СОРО не осуществляет функции автоматического снижения скорости и изменения направления движения оснащенного ею ТС.
Настоящий стандарт не распространяется на ТС, обладающие уровнями автоматизации 3-5 по ГОСТ Р 58823, в которых решение задач обнаружения и реагирования на объекты и ситуации, а также части или полного объема задач управления возложено на систему автоматизированного управления.
Настоящий стандарт не применяется к распознаванию таких неподвижных объектов, как объекты дорожной инфраструктуры (дорожные знаки, сигналы светофоров, линии дорожной разметки, бордюры, здания и сооружения).
Настоящий стандарт не распространяется на системы распознавания объектов, использующие радары, лидары и ультразвуковые системы.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 14254 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)
ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 33991 Электрооборудование автомобильных транспортных средств. Электромагнитная совместимость. Помехи в цепях. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 50607 (ИСО 10605:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Транспорт дорожный. Методы испытаний для электрических помех от электростатических разрядов
ГОСТ Р 51318.25 (СИСПР 25:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Транспортные средства, моторные лодки и устройства с двигателями внутреннего сгорания. Характеристики индустриальных радиопомех. Нормы и методы измерений для защиты радиоприемных устройств, размещенных на подвижных средствах
ГОСТ Р 55706 Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы
ГОСТ Р 58823 Автомобильные транспортные средства. Системы автоматизации управления движением. Классификация и определения
СП 34.13330 "СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги"
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 дистанция: Интервал времени, за которое рассматриваемое ТС при текущей скорости преодолевает расстояние, равное текущей дистанции между РТС и ЦТС.
Примечание - Временную дистанцию вычисляют путем деления дистанции С на скорость РТС (см. рисунок 1).
Рисунок 1 - дистанция
3.2 голосовые аудиосообщения: Предупреждающие аудиосообщения системы водителю РТС, созданные путем имитации или записи голоса человека.
3.3 дорожная обстановка: Совокупность:
- подвижных и неподвижных ЦО, находящихся в зоне контроля СОРО, с учетом направления и скорости их движения (если применимо) относительно направления и скорости движения РТС;
- объектов дорожной инфраструктуры, таких как дорожные знаки, светофоры, шлагбаумы, линии разметки, разделительные барьеры и т.п., предписывающих разрешенные скорость, направление и режимы движения РТС;
- погодных и сезонных условий, включающих время года, видимость, осадки и т.п.
3.4 зона контроля: Область пространства, находящаяся перед передней кромкой РТС, на которую распространяется конструктивная дальность действия и угол обзора многофункциональной видеокамеры.
Примечание - См. рисунок 2.
3.5 зона предупреждения: Участок зоны контроля, располагающийся на требуемом направлении движения РТС.
Примечания
1 См. рисунок 2.
2 Суммарно зона предупреждения при включенном на РТС указателе поворота складывается из основной зоны предупреждения, приведенной на рисунке 2 длинным пунктиром, и дополнительной зоны предупреждения, приведенной на рисунке 2 коротким или точечным пунктиром, выбираемой в зависимости от включения соответствующего указателя поворота РТС.
1 - РТС; 2 - ЦТС на полосе движения РТС; 3 - ТС на соседней с РТС полосе движения; 4 - зона контроля (серый фон); основная зона предупреждения; - дополнительная (правая боковая) зона предупреждения при включенном на РТС указателе правого поворота; - дополнительная (левая боковая) зона предупреждения при включенном на РТС указателе левого поворота
Рисунок 2 - Зоны системы оптического распознавания объектов
3.6 комплект: Совокупность оборудования, обеспечивающего выполнение функции оптического распознавания объектов и предоставления информации о них водителю.
Примечание - Под комплектом также понимается неотъемлемая часть (подсистема) интеллектуальной системы помощи водителю или иной системы (например, системы адаптивного круиз-контроля), осуществляющая функции оптического распознавания объектов и информирования водителя.
3.7 многополосная дорога: Проезжая часть, имеющая более одной полосы для движения в направлении, совпадающем с направлением движения РТС.
3.8 населенный пункт; НП: Застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены дорожными знаками 5.23.1-5.26.
Примечание - Нумерация дорожных знаков - в соответствии с [2].
3.9 неисправность системы: Устойчивое состояние системы, характеризующееся невозможностью осуществления ее функций по оптическому распознаванию ЦО и продолжающееся до осуществления ремонтных или сервисных воздействий.
3.10 опасное сближение: Уменьшение продольного и/или поперечного расстояния между РТС и ЦО вне зависимости от того, чьи действия или бездействие послужили его причиной, до значения, требующего немедленных действий водителя РТС во избежание дорожно-транспортного происшествия.
3.11 опасность для движения: Ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.
3.12 передняя дистанция зоны контроля: Продольная дистанция между передним габаритом РТС и задним габаритом группы ЦТС, при которой ЦТС предположительно должны определяться и опознаваться компонентами СОРО.
3.13 программа испытаний: Состав и очередность функциональных испытаний комплекта в составе ТС.
3.14 различение: Восприятие СОРО двух ЦО, расположенных в непосредственной близости один от другого, как двух разных объектов.
3.15 рассматриваемое транспортное средство; РТС: ТС категории M или N, обладающее уровнем автоматизации 0, 1 или 2 и оборудованное СОРО, относящейся к бортовым системам помощи водителю, подлежащее испытаниям в соответствии с настоящим стандартом.
Примечания
1 Категории М и N - согласно [1].
2 Уровни автоматизации 0, 1 или 2 - согласно ГОСТ Р 58823.
3.16 сбой системы: Состояние системы, характеризующееся временной потерей ее работоспособности, продолжающейся до завершения объективного события, вызвавшего сбой (например, блика, воздействующего на видеокамеру), либо до следующего включения или активации системы (например, после выключения и включения зажигания), либо до действий водителя по устранению причин данного состояния (например, ликвидации загрязнений, препятствующих обнаружению ЦО видеокамерой).
3.17 тональные аудиосообщения: Предупреждающие аудиосообщения системы водителю РТС, выдаваемые путем тональных звуковых сигналов, различающихся по тональности и частоте повторений.
3.18 требуемое направление движения; ТНД: Запланированное водителем направление движения РТС, распознаваемое системой по заблаговременному включению соответствующего указателя поворота, отсутствию такого включения, либо изменяемому и/или сохраняемому водителем РТС углу поворота рулевого колеса.
Примечание - Указатели поворота - в соответствии с [2], пункт 8.1.
3.19 целевое транспортное средство; ЦТС: ТС или его макет, участвующие в проведении испытаний в качестве цели для мультифункциональной видеокамеры СОРО РТС.