ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 4 сентября 2020 года N 335

Об утверждении и введении в действие Типовой программы проверки системы учета и контроля ядерных материалов в организации



В целях реализации полномочий, установленных Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Типовую программу проверки системы учета и контроля ядерных материалов в организации.

2. Признать утратившим силу приказ Ростехнадзора от 28 марта 2006 г. N 250 "Об утверждении и введении в действие Типовой программы целевой инспекции системы учета и контроля ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами".

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Ростехнадзора А.В.Ферапонтова.

Руководитель
А.В.Алёшин



УТВЕРЖДЕНА
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 4 сентября 2020 года N 335



Типовая программа проверки системы учета и контроля ядерных материалов в организации



I. Общие положения

     

1. Типовая программа проверки системы учета и контроля ядерных материалов в организации (далее - Типовая программа) разработана в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, Положением о системе государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 352, Положением о режиме постоянного государственного надзора на объектах использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 373, Положением о федеральном государственном надзоре в области использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. N 1044, Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденным приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2011 г. N 703 (далее - Административный регламент), федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии "Правила перевода ядерных материалов в радиоактивные вещества или радиоактивные отходы" (НП-072-13), утвержденными приказом Ростехнадзора от 5 июля 2013 г. N 288, федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" (НП-030-19) (далее - Основные правила), утвержденными приказом Ростехнадзора от 18 ноября 2019 г. N 438.

2. Типовая программа рекомендуется для использования работниками центрального аппарата Ростехнадзора, межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора (далее - МТУ ЯРБ Ростехнадзора), организующими и осуществляющими плановые и внеплановые проверки системы учета и контроля ядерных материалов (далее - СУиК ЯМ), а также осуществляющими постоянный государственный надзор в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами.

3. В рамках подготовки к проведению плановых и внеплановых проверок на основании Типовой программы рекомендуется составить и оформить программу проверки СУиК ЯМ в соответствии с приложением N 1 к настоящей Типовой программе, а также определить перечень документов для достижения цели и задачи проведения проверки в соответствии с приложением N 2 к настоящей Типовой программе.

4. При осуществлении постоянного государственного надзора содержание Типовой программы рекомендуется использовать при составлении планов работ структурных подразделений МТУ ЯРБ Ростехнадзора.

5. При определении объема проверки СУиК ЯМ следует исходить из того, что она может проводиться как по всем предусмотренным в Типовой программе направлениям, так и по некоторым из них. При этом конкретный объем проверки СУиК ЯМ определяет должностное лицо Ростехнадзора, утверждающее либо программу ее проведения, либо план работы структурного подразделения МТУ ЯРБ Ростехнадзора.

В случае выявления нарушений в учете и контроле ЯМ при осуществлении плановой (внеплановой) проверки могут быть проверены дополнительные вопросы, не предусмотренные программой проверки СУиК ЯМ, для определения причин возникновения данных нарушений.

6. Проверка СУиК ЯМ может проводиться как в отношении всех зон баланса материалов (далее - ЗБМ) организации, осуществляющей обращение с ЯМ, так и в отношении отдельных ЗБМ.

7. Порядок проведения, оформление результатов проверки СУиК ЯМ и применение установленных законодательством Российской Федерации мер при выявлении фактов нарушений обязательных требований осуществляется в соответствии с требованиями Административного регламента, Положения о режиме постоянного государственного надзора на объектах использования атомной энергии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 373 и Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

8. В Типовой программе используются понятия, определенные Основными правилами и Положением о системе государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 352.

II. Направления проверки СУиК ЯМ

     

9. Устанавливаются следующие направления проверки СУиК ЯМ:

9.1 Нормативная и организационно-распорядительная документация в организации.

9.2 Организация ЗБМ.

9.3 Постановка на учет и снятие с учета ЯМ в организации.

9.4 Меры контроля доступа к ЯМ.

9.5 Система измерений и контроль качества измерений ЯМ.

9.6 Перевод ЯМ в радиоактивные вещества (радиоактивные отходы).

9.7 Передача ЯМ.

9.8 Физическая инвентаризация ЯМ.

9.9 Учетные и отчетные документы.

9.10 Действия персонала при обнаружении аномалий и нарушений в учете и контроле ЯМ.

9.11 Административный контроль состояния учета и контроля ЯМ.

9.12 Подготовка и допуск персонала, осуществляющего учет и контроль ЯМ.

9.13 Выполнение работ по устранению нарушений, отмеченных в актах и предписаниях Ростехнадзора.

9.14 Установление наличия ЯМ, в том числе с применением технических средств.

III. Типовые перечни вопросов, подлежащих проверке по направлениям учета и контроля ЯМ

     

10. По направлению "Нормативная и организационно-распорядительная документация в организации" проверке подлежат:

10.1 Лицензии Ростехнадзора на осуществляемые организацией виды деятельности в области использования атомной энергии.

10.2 Распорядительные документы руководителя организации или уполномоченного им лица (далее - руководитель организации) о назначении: ответственных (ответственного) за организацию учета и контроля ЯМ в организации, за обеспечение учета и контроля ЯМ в организации, за организацию измерений ЯМ в целях их учета и контроля, за организацию работ по применению пломб в организации, за организацию учета и контроля ЯМ в ЗБМ, за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ, материально ответственных лиц за ЯМ в ЗБМ, а также распорядительный документ руководителя организации о создании службы учета и контроля ЯМ (назначении структурного подразделения) и определении ее состава.

10.3 Наличие и содержание Положения по учету и контролю ЯМ в организации.

10.4 Наличие и содержание документа "Структура и описание зон баланса материалов" (либо соответствующего раздела в Положении по учету и контролю ЯМ в организации).

10.5 Наличие и содержание программы применения пломб в организации.

10.6 Наличие и содержание программ измерений ЯМ для каждой ЗБМ.

10.7 Наличие и содержание программы контроля качества измерений ЯМ.

10.8 Наличие и содержание инструкций по учету и контролю ЯМ в ЗБМ.

Перечисленные в настоящем пункте организационно-распорядительные документы проверяются на предмет их наличия, правильности оформления (подписания, согласования, утверждения), соответствия изложенных в них требований положениям законодательных, иных нормативных правовых актов, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии. При этом в отношении каждого из вышеуказанных организационно-распорядительных документов должна быть проведена проверка выполнения изложенных в них требований на практике.

11. По направлению "Организация ЗБМ" проверке подлежат:

11.1 Соответствие количества и границ ЗБМ требованиям обеспечения учета и контроля ядерных материалов в каждой ЗБМ.

11.2 Соответствие реальных границ ЗБМ определенным в документации организации.

11.3 Порядок создания, регистрации в Госкорпорации "Росатом", ликвидации или внесения изменений в границы ЗБМ, соблюдение сроков предоставления указанной информации в Ростехнадзор.

11.4 Наличие сформированных и зарегистрированных в Госкорпорации "Росатом" зон отчетности.

11.5 Определение ключевых точек измерений (далее - КТИ) в ЗБМ и соответствие реальных КТИ указанным в документах организации.

11.6 Выполнение процедур оценки потерь ЯМ в ЗБМ.

11.7 Наличие утвержденного руководителем организации обоснования одновременного нахождения в ЗБМ ЯМ мирного и оборонного назначения (в случае технологической невозможности обеспечения разделения таких ЯМ).

12. По направлению "Постановка на учет и снятие с учета ЯМ в организации" проверке подлежат:

12.1 Своевременность постановки ЯМ на государственный учет.

12.2 Своевременность и обоснованность снятия ЯМ с государственного учета.

12.3 Порядок постановки на учет ЯМ, образовавшихся в продуктах, облученных в ядерных реакторах, а также порядок снятия с учета ЯМ, выгоревших в ядерных реакторах (в случае наличия таких ЯМ).

12.4 Наличие в организации расчетных методик или аттестованных программ для электронно-вычислительных машин, используемых для расчета массы ЯМ (в случае их использования).

13. По направлению "Меры контроля доступа к ЯМ" проверке подлежат:

13.1 Соответствие используемых организацией пломб в учете и контроле ЯМ требованиям действующих национальных стандартов.

13.2 Соответствие порядка применения пломб к ЯМ требованиям Основных правил и действующих национальных стандартов.

13.3 Соответствие порядка применения систем наблюдения в целях контроля доступа к ЯМ требованиям Основных правил.

13.4 Документы, отражающие результаты проверки работоспособности и состояния пломб в период между физическими инвентаризациями ЯМ.

13.5 Порядок документальной регистрации учета, установки, снятия и утилизации пломб в ЗБМ.

13.6 Перечни лиц, имеющих право обращения с пломбами (получение, хранение, применение, утилизация).

13.7 Выборочно - наличие и правильность установки пломб на объекты пломбирования в ЗБМ.

14. По направлению "Система измерений и контроль качества измерений ЯМ" проверке подлежат:

14.1 Соответствие порядка проведения учетных, подтверждающих измерений ЯМ в ЗБМ требованиям Основных правил.

14.2 Перечень средств измерений и стандартных образцов, используемых в системе измерений ЯМ.

14.3 Наличие в КТИ ЗБМ средств измерений и стандартных образцов в соответствии с Перечнем средств измерений и стандартных образцов.

14.4 Наличие и содержание аттестованных методик измерений ЯМ.

14.5 Свидетельства о метрологической аттестации стандартных образцов, используемых в системе измерений ЯМ.

14.6 Работоспособность и поверка средств измерений, используемых в системе измерений ЯМ.

14.7 Документальное оформление результатов измерений ЯМ.

15. По направлению "Перевод ЯМ в радиоактивные вещества (радиоактивные отходы)" проверке подлежат:

15.1 Наличие в организации согласованного с Госкорпорацией "Росатом" регламента (методики) перевода ЯМ в радиоактивные отходы (далее - РАО).

15.2 Наличие в организации распорядительного документа о назначении комиссии по переводу ЯМ в РАО.

15.3 Соответствие порядка перевода ЯМ в РАО требованиям Основных правил и НП-072-13.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»