ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 18 ноября 2019 года N 438
Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" (НП-030-19)
(с изменениями на 4 июня 2020 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Ростехнадзора от 4 июня 2020 года N 215 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.07.2020, N 0001202007100011).
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4552; 2011, N 49, ст.7025), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2010, N 38, ст.4835),
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" (НП-030-19).
2. Признать утратившим силу приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 апреля 2012 г. N 255 "Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 августа 2012 г., регистрационный N 25210).
Руководитель
А.В.Алёшин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
10 апреля 2020 года,
регистрационный N 58042
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" (НП-030-19)
(с изменениями на 4 июня 2020 года)
1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" (НП-030-19) (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1511 "Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст.5600; 2012, N 51, ст.7203), постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 352 "Об утверждении Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 19, ст.2188; 2011, N 7, ст.979).
2. Настоящие Правила устанавливают основные принципы, требования и критерии государственного учета и контроля (далее - учет и контроль) ядерных материалов в любых химических соединениях, физических формах и агрегатных состояниях, обязательные для выполнения всеми юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности на ядерные материалы, осуществляющими деятельность по производству, использованию, переработке, хранению, транспортированию, экспорту, импорту и перемещению через Государственную границу Российской Федерации ядерных материалов.
________________
Статья 5 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии".
3. Список сокращений, применяемых в настоящих Правилах, приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам, термины и определения - в приложении N 2 к настоящим Правилам.
4. Учету и контролю в системе государственного учета и контроля ЯМ подлежат:
элементы: плутоний, уран, торий;
нуклиды: уран-233, уран-235, нептуний-237, америций-241, америций-243, калифорний-252;
специальные неядерные материалы:
дейтерий, содержащийся в тяжелой воде, если его относительное изотопное содержание превышает 50% (атомных долей), за исключением дейтерия, содержащегося в тяжелой воде, находящейся в ядерных реакторах, критических и подкритических стендах, а также на установках по получению, разложению, детритизации и депротизации тяжелой воды;
тритий во всех соединениях, за исключением трития, содержащегося в тяжелой воде, если отношение числа атомов трития к числу атомов других изотопов водорода (дейтерия и протия) более 1/1000;
литий-6 в любых соединениях, если содержание лития-6 в литии превышает его природную распространенность.
5. Учету и контролю подлежат ЯМ, содержащиеся во всех продуктах, за исключением:
урана и тория, содержащихся в руде, а также в промежуточных продуктах, перерабатываемых на горно-металлургических предприятиях (учету на этих предприятиях подлежат уран и торий, содержащиеся в готовом продукте - оксиде или соли урана, тория);
ЯМ, содержащихся в изделиях не в виде закрытых радионуклидных источников, имеющих паспорт (сертификат, свидетельство) изготовителя, удостоверяющий о том, что такое изделие является стандартным образцом и предназначено для обеспечения единства измерений, если по паспортным данным суммарная масса каждого ЯМ или их совокупности во всех таких изделиях, находящихся в организации, осуществляющей обращение с ЯМ меньше минимального количества, указанного в приложении N 3 к настоящим Правилам (далее - минимальное количество);
ЯМ, содержащихся в закрытых радионуклидных источниках, если по паспортным данным суммарная масса ЯМ в единичном закрытом радионуклидном источнике меньше минимального количества;
обедненного урана, используемого в качестве носителя изотопов водорода, а также содержащегося в защитных контейнерах транспортных упаковочных комплектов, радиационных головках гамма-дефектоскопов, облучательных головках гамма-терапевтических аппаратов, транспортно-перезарядных контейнерах и других подобных им изделиях, применяемых для радиационной защиты;
урана-233, нептуния-237, америция-241, америция-243, калифорния-252 в облученных продуктах, а также америция-241 в плутонийсодержащих продуктах (указанные ЯМ подлежат учету после их выделения);
ЯМ, содержащихся в радиоактивных отходах и находящихся в хранилищах радиоактивных отходов, из которых невозможно их возвращение в основной технологический процесс без организационно-технических мероприятий.
6. Все ЯМ, находящиеся в обращении в организации (за исключением указанных в пункте 5 настоящих Правил), получаемые или отправляемые организацией, подлежат учету и контролю в системе государственного учета и контроля ЯМ, если масса хотя бы одного ЯМ или совокупности ЯМ, находящихся в организации, равна минимальному количеству или превышает его.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 июля 2020 года приказом Ростехнадзора от 4 июня 2020 года N 215. - См. предыдущую редакцию)
Если значения масс вышеупомянутых ЯМ менее минимального количества, то такие ЯМ подлежат учету и контролю в системе государственного учета и контроля РВ и РАО при условии, что они подлежат учету и контролю в этой системе в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, устанавливающими требования к учету и контролю РВ и РАО.
7. Требования настоящих Правил не распространяются на ЯМ, используемые при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных установок военного назначения.
8. Учет и контроль ЯМ включают в себя сбор, регистрацию и анализ информации о количестве, качественном составе и перемещении ЯМ и осуществляются путем сплошного непрерывного документального учета всех операций с ЯМ на основе результатов измерений характеристик ЯМ, а также проверки достоверности этой информации и ее соответствия фактическому наличию ЯМ в местах их нахождения.
9. Задачами учета и контроля ЯМ являются:
обеспечение контроля за обращением ЯМ;
обеспечение сохранности, выявления и предотвращения нарушений и аномалий в учете и контроле ЯМ, потерь, несанкционированного использования и хищения ЯМ;
предоставление органам государственной власти Российской Федерации, органам управления использованием атомной энергии, органам государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и другим федеральным органам исполнительной власти необходимой для выполнения ими своих полномочий информации о наличии и перемещении ЯМ, включая их перемещение через Государственную границу Российской Федерации на российском участке таможенной границы Евразийского экономического союза;
определение наличного количества ЯМ в местах их нахождения;
обеспечение необходимых условий для применения гарантий Международного агентства по атомной энергии, а также реализации двусторонних договоренностей о контроле за ЯМ.
10. Органы государственного управления использованием атомной энергии самостоятельно определяют периодичность, объем и вид проверок состояния учета и контроля ЯМ в подведомственных организациях.
11. Основными принципами осуществления учета и контроля ЯМ являются:
непрерывность учета и контроля ЯМ;
периодичность проведения физических инвентаризаций ЯМ;
определение наличного количества ЯМ и проверка его соответствия учетным данным;
документальное оформление операций с ЯМ;
дифференцированный подход к определению процедур учета и контроля ЯМ с учетом их категории.
12. Учет и контроль ЯМ должны осуществляться:
в ЗБМ организации;
в организациях, эксплуатирующих организациях и их филиалах, осуществляющих обращение с ЯМ (далее - организации);
Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (далее - Госкорпорация "Росатом") на федеральном уровне.
13. Учет и контроль ЯМ в организации должны осуществляться на всех стадиях обращения с ЯМ в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, документацией, разрабатываемой и утверждаемой этой организацией.
14. В случае использования в целях учета и контроля ЯМ информационных технологий (с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области защиты информации) внесение исправлений в учетные данные должно обеспечивать сохранение исходных учетных данных до внесения исправлений, а также сведений о дате и лицах, внесших такие исправления.
15. ЯМ в ЗБМ должны классифицироваться по категориям, обеспечивающим дифференцированный подход к определению процедур учета и контроля ЯМ. Категории ЯМ в ЗБМ должны устанавливаться в соответствии с приложениями N 4-7 к настоящим Правилам.
________________
Подпункт "б" пункта 9 Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 352.
16. В случае, если в ЗБМ находятся различные ЯМ, различные продукты, то при определении категории ЯМ в ЗБМ следует исходить из их суммарной массы ЯМ во всех продуктах и указанных в приложениях N 4-7 к настоящим Правилам количественных пределов масс ЯМ, которые попадают в категорию с меньшим номером.
17. ЯМ должны быть поставлены на учет в ЗБМ организации после их производства или поступления из другой ЗБМ той же организации или из другой организации. На учет в ЗБМ также должны быть поставлены обнаруженные неучтенные ЯМ (после выполнения требований главы IX настоящих Правил) и ЯМ, переданные после изъятия из незаконного оборота. Постановка ЯМ на учет и снятие ЯМ с учета в ЗБМ производится в соответствии с настоящими Правилами.
18. Массы ЯМ в продуктах, находящихся в ядерном реакторе, в целях учета допускается принимать неизменными с момента загрузки их в реактор и до момента выгрузки.
19. ЯМ, образовавшиеся в продуктах, облученных в ядерных реакторах, ставятся на учет, а ЯМ, выгоревшие в реакторе, снимаются с учета после выгрузки продуктов из ядерного реактора, при помещении облученных продуктов в хранилище или в место хранения вне активной зоны реактора.
Массы ЯМ, образовавшиеся в продуктах, облученных в ядерных реакторах и выгоревших в реакторе, определяются уполномоченными специалистами организации с помощью расчетных методик (методов) и/или программ для электронно-вычислительных машин, прошедших экспертизу.
________________
Часть 13 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии".
20. ЯМ, содержащиеся в продуктах, полученных в результате утилизации ядерных боеприпасов, ядерных зарядов и их составных частей, топливных элементов ядерных установок военного назначения, должны быть поставлены на учет в ЗБМ при передаче этих продуктов для использования в мирных целях. ЯМ, содержащиеся в облученных ТВС ядерных установок военного назначения, должны быть поставлены на учет в ЗБМ в соответствии с настоящими Правилами.
21. Потери ЯМ должны быть определены с помощью измерений или расчетных методик, основанных на результатах предварительных измерений или экспериментальных исследований с учетом требований главы VI настоящих Правил.
22. Снятию с учета в ЗБМ подлежат ЯМ:
использованные для разработки, изготовления и испытаний компонентов ядерных боеприпасов, ядерных зарядов и их составных частей, а также переданные организации (получателю) в составе ядерных энергетических установок военного назначения;
использованные для изготовления изделий с РВ и соответствующие критериям, установленным в пункте 5 настоящих Правил - после оформления паспорта или иного документа, удостоверяющего характеристики изделия с РВ, и передачи такого изделия из ЗБМ;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 июля 2020 года приказом Ростехнадзора от 4 июня 2020 года N 215. - См. предыдущую редакцию)
в обедненном уране, использованном для изготовления защитных контейнеров транспортных упаковочных комплектов, радиационных головок гамма-дефектоскопов, облучательных головок гамма-терапевтических аппаратов, транспортно-перезарядных контейнеров и других подобных им изделий, предназначенных для радиационной защиты, или содержащиеся в используемом в качестве носителя изотопов водорода обедненном уране после их изготовления, оформления паспорта на УЕ в ЗБМ и передачи из ЗБМ;
содержащиеся в РАО, соответствующих критериям, установленным в пункте 5 настоящих Правил, при передаче этих РАО из ЗБМ в хранилища РАО и постановки этих РАО на учет в системе государственного учета и контроля РВ и РАО;