МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 2 июня 2020 года N 297/пр
Об утверждении Методики определения затрат на осуществление функций технического заказчика
В соответствии с пунктом 33 статьи 1, пунктом 7.5 части 1 статьи 6, частью 3 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.16; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24 апреля 2020 г., N 0001202004240048), подпунктом 5.4.23_1 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст.6117; 2020, N 7, ст.831),
приказываю :
Утвердить прилагаемую Методику определения затрат на осуществление функций технического заказчика.
Министр
В.В.Якушев
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
16 июля 2020 года,
регистрационный N 58980
Методика определения затрат на осуществление функций технического заказчика
1. Методика определения затрат на осуществление функций технического заказчика (далее - Методика) предназначена для применения при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса (далее - строительство) объектов капитального строительства в соответствии с частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.16; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24 апреля 2020 г., N 0001202004240048) (далее - сметная стоимость строительства).
2. Затраты на осуществление функций технического заказчика (расходы на обеспечение деятельности технического заказчика, в том числе его содержание) финансируются за счет средств, предназначенных для финансирования капитального строительства, и включаются в стоимость законченного строительством объекта, за исключением случаев, указанных в пункте 4 Методики.
3. Рекомендуемый перечень функций технического заказчика, затраты на осуществление которых определяются в соответствии с положениями Методики и включаются в сводный сметный расчет стоимости строительства (далее - ССРСС), приведен в Приложении N 1 к Методике.
4. Затраты на осуществление функций технического заказчика в случае финансового обеспечения его деятельности за счет капитальных вложений, выделяемых на строительство объектов капитального строительства, определяются расчетом, согласованным застройщиком, с учетом численности работников технического заказчика и включаются в графы 7 и 8 главы 10 "Содержание службы заказчика. Строительный контроль" ССРСС в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации на строительство объекта капитального строительства в составе проектной документации, без учета налога на добавленную стоимость.
В случае, если функции технического заказчика по объекту капитального строительства осуществляет уполномоченная застройщиком организация, деятельность которой финансируется за счет целевых средств, выделяемых на ее текущее содержание на основании утвержденной в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке в рамках лимитов бюджетных обязательств, и иных средств, не предусмотренных в абзаце первом настоящего пункта, затраты на осуществление функций технического заказчика в ССРСС не включаются.
5. Затраты на осуществление функций технического заказчика определяются без учета затрат на осуществление функций строительного контроля, расходы на проведение которого определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 26, ст.3365).
6. Затраты, связанные с осуществлением функций технического заказчика (например, на проведение профилактических и дезинфекционных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции среди работников строительной отрасли), дополнительно возникающие при осуществлении им таких функций, учитываются в главах 1, 9, 12 ССРСС согласно сметным нормативам, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов.
7. Численность работников технического заказчика без учета численности работников, выполняющих обязанности по осуществлению функций строительного контроля (далее - работники технического заказчика), определяется исходя из величины сметной стоимости строительства объекта капитального строительства по итогам глав 1-9 и 12 ССРСС, определенной в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, согласно показателям, приведенным в столбце 2 Приложения N 2.
При сметной стоимости строительства свыше 6500 млн руб. численность работников технического заказчика увеличивается на одного человека на каждые 700 млн руб. свыше указанной суммы.
Численность работников технического заказчика включает доли участия всех категорий работников технического заказчика за исключением обслуживающего персонала (водителей служебного автотранспорта, уборщиц, сторожевой охраны и тому подобное), затраты на содержание которых учитываются при расчете соответствующих статей затрат в соответствии с пунктом 12 Методики.
8. Численность работников технического заказчика определяется как сумма численности работников, рассчитанной согласно Приложению N 2 к Методике, исходя из сметной стоимости затрат, указанных в главе 2 ССРСС, в целях определения суммы сметной стоимости затрат, указанных в главах 1, 3-9 и 12 ССРСС для следующих объектов:
а) объекты, относящиеся в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам капитального строительства;
б) линейные объекты, за исключением случаев, если в отношении линейного объекта проводятся работы по реконструкции и капитальному ремонту, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов, а также если в соответствии с частью 23 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст.5; 2013, N 27, ст.3477) линейный объект не отвечает признакам сооружения.
9. Численность работников технического заказчика линейного объекта, включающего в себя часть основного линейного объекта и объекта (объектов), не являющихся линейными, по решению застройщика допускается определять суммированием численности, принятой согласно Приложению N 2 к Методике, определенной отдельно исходя из сметной стоимости основного линейного объекта, предусмотренной в главе 2 ССРСС, а также сметной стоимости объекта (объектов), не являющихся линейными, включенной в главу 2 ССРСС, и общей сметной стоимости итогов по главам 1, 3-9 и 12 ССРСС.
10. При наличии информации об осуществлении функций технического заказчика по объектам, расположенным в малообжитых труднодоступных местностях, или по нескольким объектам, расположенным в различных субъектах Российской Федерации, к численности, определенной в соответствии с Приложением N 2 к Методике, применяется поправочный коэффициент в размере 1,6 с последующим округлением до ближайшего целого числа.
11. Численность работников технического заказчика, определенная в соответствии с Приложением N 2 к Методике с учетом пунктов 7-10 Методики, является среднемесячной для всего периода строительства. Общие расходы на оплату труда работников технического заказчика, осуществляющего функции технического заказчика, определяются с учетом продолжительности строительства объекта.
12. Перечень затрат на осуществление функций технического заказчика определяется и обосновывается расчетом в соответствии с пунктами 13-22 Методики.
13. Затраты на оплату труда определяются по расчету в соответствии с численностью работников технического заказчика, определенной на основании пунктов 7-10 Методики, и размером средней заработной платы согласно штатному расписанию (при наличии). Средняя заработная плата работников технического заказчика определяется в размере, не превышающем произведение среднемесячного размера оплаты труда рабочего четвертого разряда на коэффициент приведения величины нормируемой заработной платы рабочего четвертого разряда к средней заработной плате работника технического заказчика равный 1,35.
Размер оплаты труда рабочего четвертого разряда рассчитывается как произведение размера оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли, установленного в субъекте Российской Федерации за предыдущий год в соответствии с Правилами мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. N 1452 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 1, ст.184; 2019, N 21, ст.2566), на межразрядный коэффициент равный 1,34.
14. Средняя заработная плата работников технического заказчика учитывает доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам, носящие систематический характер и осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации за профессиональное мастерство, выслугу лет (стаж работы), вознаграждения без единовременных премий, выплаты, связанные с районным регулированием, единовременные поощрительные выплаты, ежегодные основные и дополнительные отпуска, процентную надбавку за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районам и другие выплаты при наличии действующих нормативных правовых актов, регламентирующих данную сферу.
15. Пересчет средней заработной платы работников технического заказчика из уровня цен, в котором приведена опубликованная средняя начисленная заработная плата работников по категориям персонала и субъектам Российской Федерации, в уровень цен на дату составления расчета затрат на осуществление функций технического заказчика осуществляется с учетом индекса потребительских цен (коэффициент инфляции) в среднем за год, публикуемого Министерством экономического развития Российской Федерации, по строке "Индекс потребительских цен в среднем за год" на текущий год.
16. При наличии информации о конкретном юридическом лице, осуществляющем функции технического заказчика по объекту, расходы на оплату труда могут определяться в соответствии с размером средней заработной платы согласно штатному расписанию (при наличии) и обоснованным долевым участием специалистов согласно их квалификации в пределах общей расчетной численности по объекту, согласованным с застройщиком. При этом средняя заработная плата работников такого технического заказчика не должна превышать среднюю заработную плату работников технического заказчика, определенную в соответствии с пунктом 13 Методики.
17. Средняя заработная плата работников технического заказчика по линейным объектам, а также объектам, относящимся в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к особо опасным, технически сложным и уникальным, может превышать указанные ограничения с учетом отраслевых особенностей при соответствующем обосновании.
18. Затраты на налоги, сборы, иные обязательные отчисления и платежи определяются в следующем порядке:
а) страховые взносы - по расчету в соответствии со статьями 419, 420, 421, 425, 427, 428, 430 и иными положениями Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 2020, N 14, ст.2032);
б) налог на имущество организаций - по расчету в соответствии со статьями 373, 374, 380 и иными положениями Налогового кодекса Российской Федерации;
в) транспортный налог - по расчету в соответствии со статьями 357, 358, 361 и иными положениями Налогового кодекса Российской Федерации;
г) земельный налог - по расчету в соответствии со статьями 388, 389, 394 и иными положениями Налогового кодекса Российской Федерации;
д) прочие налоги и сборы - по расчету в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативными правовыми актами муниципальных образований о местных налогах и сборах с расшифровкой прочих налогов и сборов.
19. Затраты на амортизацию основных средств и нематериальных активов определяются по расчету для зданий, сооружений, оборудования, транспортных и прочих основных средств в соответствии со статьями 257, 259 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.52; 2020, N 1, ст.104).
20. Затраты на материальные и прочие расходы определяются в следующем порядке:
а) командировочные расходы, а также расходы, связанные со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, - по расчету на основании численности работников технического заказчика в соответствии со статьями 168, 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 40, ст.3939; 2016, N 12, ст.1656), постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. N 812 "О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 2, ст.187; 2019, N 30, ст.4319), постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 42, ст.4821; 2015, N 31, ст.4701).
Место расположения заказчика рекомендуется выбирать преимущественно в крупном населенном пункте, находящемся вблизи объекта строительства. В отдельных случаях при обосновании в проекте организации строительства (далее - ПОС) в расчете может быть указан иной населенный пункт. При этом потребность в командировках должна быть экономически обоснована;
б) арендная плата и содержание служебного легкового автотранспорта - по расчету исходя из численности работников технического заказчика: до 50 человек - количество автомобилей не должно превышать 3, свыше 50 человек - 4 автомобиля (в том числе затраты на оплату труда водителей с обязательными начислениями страховых взносов, горюче-смазочные материалы, запасные части и оплата парковочных мест), при этом уровень комфортности устанавливается заказчиком;
в) арендная плата и содержание зданий и помещений (в том числе оборудованных мебелью), включая оплату коммунальных услуг, - по расчету на основании данных об арендной плате с учетом расходов на коммунальные услуги.
Согласно СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. "2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 N 118 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 10 июня 2003 г., регистрационный N 4673), с учетом изменений, внесенных постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 апреля 2007 г. N 22 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2007 г., регистрационный N 9615), от 30 апреля 2010 г. N 48 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2010 г., регистрационный N 17481), от 3 сентября 2010 г. N 116 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 октября 2010 г., регистрационный N 18748), от 21 июня 2016 N 81 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2016 г., регистрационный N 43153), рекомендуемая величина общей площади, приходящейся в среднем на одного работника, составляет 6 квадратных метров;
г) повышение квалификации кадров - по расчету в соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации, приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013, регистрационный N 29444);
д) приобретение (арендная плата) оргтехники, ее обслуживание - по расчету на основании численности работников технического заказчика с учетом положенных норм на обеспечение функций технического заказчика, утвержденных застройщиком;
е) приобретение мебели - по расчету на основании численности работников технического заказчика с учетом положенных норм на обеспечение функций технического заказчика, утвержденных застройщиком;
ж) канцелярские товары - по расчету на основании численности работников технического заказчика с учетом положенных норм на обеспечение функций технического заказчика, утвержденных застройщиком;
з) приобретение права на использование программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов) - по расчету на основании численности работников технического заказчика с учетом положенных норм на обеспечение функций технического заказчика, утвержденных застройщиком;
и) приобретение спецодежды - по расчету на основании численности работников технического заказчика (в том числе для руководящих и инженерно-технических работников) с учетом положенных норм на обеспечение функций технического заказчика, утвержденных застройщиком;
к) охрана зданий и помещений - по расчету исходя из общей площади зданий и (или) помещений, определенной в соответствии с абзацем пятым настоящего подпункта;
л) услуги связи и интернет - по расчету на основании численности работников технического заказчика с учетом положенных норм на обеспечение функций технического заказчика, утвержденных застройщиком;
м) прочие расходы (затраты на оплату государственных пошлин, рекламу, научные исследования, членство в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, проведение подрядных торгов и иные прочие расходы) - в размере не более 5% от суммы расходов, указанных в подпунктах "а"-"л" настоящего пункта Методики;