МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 20 марта 2020 года N 150
Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации представительства в судах
В целях повышения эффективности и качества представления интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации*, Министра обороны Российской Федерации, его заместителей и воинских частей в судах
________________
* Далее в тексте настоящего приказа, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны; Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами; Правовой департамент Министерства обороны Российской Федерации - Правовым департаментом; юридическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации - юридической службой; органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации - воинскими частями; региональные управления правового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации - региональными управлениями правового обеспечения; законодательство Российской Федерации - законодательством; суды общей юрисдикции, арбитражные суды - судами; судебные акты, судебные постановления - судебными актами; материалы, связанные с рассмотрением дела в суде, - судебными документами.
приказываю:
1. Утвердить Инструкцию об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации представительства в судах (приложение N 1 к настоящему приказу).
2. Возложить на заместителей Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками военных округов, Северным флотом, родами войск Вооруженных Сил, руководителей центральных органов военного управления, командиров воинских частей персональную ответственность за состояние и обеспечение работы по представлению интересов подчиненных воинских частей в судах.
3. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующим войсками военных округов, Северным флотом, родами войск Вооруженных Сил, руководителям центральных органов военного управления, командирам воинских частей:
принимать в объеме предоставленных прав меры для досудебного урегулирования споров;
сосредоточить основные усилия на исполнении обязанностей по реализации прав, социальных гарантий и обеспечению компенсаций, предоставленных законодательством военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил, членам их семей;
обеспечить соблюдение и своевременное исполнение договорных обязательств;
докладывать в установленном порядке предложения, по которым требуется принятие решений Министром обороны Российской Федерации;
исключить случаи неисполнения в установленные процессуальным законодательством сроки законных требований суда и вступивших в законную силу судебных актов, установить контроль за их исполнением.
4. Внести изменения в приказы Министра обороны Российской Федерации согласно Перечню (приложение N 2 к настоящему приказу).
5. Признать утратившими силу:
приказ Министра обороны Российской Федерации от 5 марта 2016 г. N 101 "Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по рассмотрению запросов Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации";
указания Министра обороны Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 205/2/544;
указания Министра обороны Российской Федерации от 26 декабря 2010 г. N 205/2/844;
указания Министра обороны Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. N 205/2/214.
6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на директора Правового департамента Министерства обороны Российской Федерации.
Министр обороны
Российской Федерации
генерал армии
С.Шойгу
Инструкция об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации представительства в судах
1. Настоящая Инструкция определяет порядок организации работы по представлению интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны, Министра обороны Российской Федерации, его заместителей и воинских частей в судах, исполнению вступивших в законную силу судебных актов, рассмотрению частных определений (постановлений) и запросов судов, Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации (далее Уполномоченный), полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации, полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации, а также учету и хранению судебных документов и отчетности по результатам работы по представительству в судах.
2. Участие Министерства обороны и воинских частей в судах осуществляется в случаях:
предъявления Министерством обороны, воинской частью в суд исковых или иных требований;
предъявления в суд исковых или иных требований к Министерству обороны, воинской части;
поручения Президента Российской Федерации представлять его интересы в суде;
поручения Правительства Российской Федерации представлять его интересы в суде.
3. Организация в Вооруженных Силах представительства в судах включает в себя:
принятие мер для урегулирования споров до их рассмотрения в суде;
подготовку и предъявление в суд исковых (административных исковых) заявлений, заявлений в защиту интересов Министерства обороны, воинской части в порядке, предусмотренном законодательством;
подготовку и предъявление в суд отзывов (возражений) относительно предъявленных требований;
участие в уголовном судопроизводстве;
сбор и представление в суд доказательств и иных документов, относящихся к предмету рассмотрения дела судом;
участие в судебных заседаниях по рассмотрению споров, вытекающих из деятельности Вооруженных Сил;
обжалование судебных актов, не соответствующих интересам Министерства обороны, воинской части, в порядке, предусмотренном законодательством;
исполнение судебных актов в порядке, предусмотренном законодательством;
ведение отчетности по результатам работы по представительству в судах.
4. Работу по представлению интересов воинской части в судах организует командир воинской части.
5. Командир воинской части:
издает приказ об организации работы по представлению интересов воинской части в судах;
осуществляет контроль за подготовкой представителя (представителей) воинской части в суде (далее - представитель) к участию в судебных заседаниях;
обеспечивает участие в судебных заседаниях надлежаще подготовленного представителя и направление в суд письменной позиции по делу;
принимает решение по обжалованию в порядке, установленном законодательством, судебных актов, принятых не в пользу воинской части;
контролирует предъявление требований в защиту интересов воинской части;
решает вопросы, связанные с обеспечением исполнения судебных актов;
ежегодно к 20 января издает приказ о результатах работы по представлению интересов воинской части в судах за предшествующий год.
6. В приказе командира воинской части об организации работы по представлению интересов воинской части в судах определяются:
должностное лицо, ответственное за ведение работы по представлению интересов воинской части в судах (далее - ответственное лицо)*, его права и обязанности;
________________
* В качестве ответственного лица назначаются должностные лица, замещающие должность юридического профиля, а при отсутствии в штате воинской части должности юридического профиля или ее неукомплектованности - иные должностные лица, обладающие в силу своих должностных обязанностей и (или) профессиональных навыков специальными знаниями в вопросах, подлежащих разрешению в суде.
В оперативном стратегическом командовании военного округа ответственным лицом назначается начальник соответствующего регионального управления правового обеспечения.
порядок назначения представителя;
порядок взаимодействия ответственного лица и представителя со структурными подразделениями воинской части, другими воинскими частями по вопросам сбора судебных документов;
организация учета и хранения журналов и дел, предусмотренных пунктом 58 настоящей Инструкции.
7. Прием, первичная обработка, регистрация и учет поступающих в воинскую часть судебных документов осуществляются в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 апреля 2017 г. N 170 (далее - Инструкция по делопроизводству в Вооруженных Силах).
8. Командир воинской части рассматривает судебные документы в день их регистрации в воинской части.
Результатом рассмотрения является резолюция с поручением ответственному лицу, другим должностным лицам воинской части, к компетенции которых отнесены вопросы, содержащиеся в судебных документах.
9. Ответственное лицо, получив документы с резолюцией командира воинской части, выясняет обстоятельства, изложенные в поступивших материалах, предлагает кандидатуру представителя, организует получение им доверенности на представление интересов воинской части в суде, осуществляет методическое руководство его подготовкой к участию на всех стадиях рассмотрения дела.
10. Представители назначаются из числа личного состава Вооруженных Сил, соответствующего требованиям, предъявляемым к ним законодательством*.
________________
* При отсутствии в воинской части должностных лиц, отвечающих требованиям законодательства для их назначения представителями, командир воинской части организует представление интересов воинской части в судах посредством направления письменной позиции по делу.
Представители, участвующие в рассмотрении дел, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, должны иметь допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, по соответствующей форме.
Полномочия представителя определяются в доверенности, выдаваемой в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
11. Представитель при подготовке к судебному заседанию выясняет обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела в суде, изучает требования законодательства по вопросам, подлежащим рассмотрению в судебном заседании, осуществляет сбор доказательств и подготовку иных документов для обоснования позиции по делу, изучает судебную практику по данной категории дел.
12. Иск, возражения (отзыв), апелляционная, кассационная, надзорная жалобы (заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора, по вновь открывшимся или новым обстоятельствам) подлежат обязательному согласованию:
1) с ответственными лицами, являющимися вышестоящими должностными лицами юридической службы в главных командованиях видов Вооруженных Сил, объединенных стратегических командованиях военных округов (Северного флота), командованиях родов войск Вооруженных Сил, центральных органах военного управления:
по делам, где цена иска превышает 300 000 рублей;
по делам, связанным с возмещением вреда жизни и здоровью;
по многочисленным обращениям (5 и более) с одинаковым по своей сути предметом спора (исключение - приватизация жилого помещения);
по делам, связанным с обжалованием действий судебного пристава-исполнителя;
2) с Правовым департаментом по делам:
о несостоятельности (банкротстве) организаций, подведомственных Министерству обороны;
об обжаловании участником закупки действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (уполномоченного учреждения), специализированной организации*, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки;
________________
* Под уполномоченным органом (уполномоченным учреждением) понимается государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, на которые возложены полномочия, предусмотренные статьей 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Под специализированной организацией понимается юридическое лицо, привлекаемое заказчиком в соответствии со статьей 40 Федерального закона N 44-ФЗ.
связанным с вовлечением недвижимого имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, в хозяйственный оборот или иным отчуждением недвижимого имущества, подлежащим рассмотрению в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации;