ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
О правовом информировании и правовом просвещении граждан на территории Ленинградской области
(с изменениями на 18 июля 2023 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Ленинградской области от 18 июля 2023 года N 92-оз (Сетевое издание "Электронное опубликование документов" (www.npa47.ru), 18.07.2023).
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
27 мая 2020 года
Настоящий областной закон определяет основные цели, принципы, задачи, способы правового информирования и правового просвещения граждан, а также полномочия органов государственной власти Ленинградской области в сфере правового информирования и правового просвещения граждан.
Правовую основу регулирования отношений, связанных с правовым информированием и правовым просвещением граждан, составляют Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Федеральный закон от 23 июня 2016 года N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Основы государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденные Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 года Пр-1168, настоящий областной закон, областной закон от 18 апреля 2012 года N 29-оз "О гарантиях реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи на территории Ленинградской области", областной закон от 20 марта 2018 года N 26-оз "Об отдельных вопросах в сфере профилактики правонарушений в Ленинградской области", областной закон от 12 февраля 2021 года N 5-оз "Об Уполномоченном по правам человека в Ленинградской области", областной закон от 29 декабря 2012 года N 110-оз "Об Уполномоченном по правам ребенка в Ленинградской области", областной закон от 18 июля 2016 года N 62-оз "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Ленинградской области", другие областные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Ленинградской области.
(Статья в редакции, введенной в действие Законом Ленинградской области от 18 июля 2023 года N 92-оз. - См. предыдущую редакцию)
Для целей настоящего областного закона используются следующие основные понятия:
1) правовое информирование граждан - целенаправленная и систематическая деятельность органов государственной власти Ленинградской области и подведомственных им государственных учреждений, иных государственных органов Ленинградской области по доведению до сведения граждан правовой информации;
2) правовая информация - информация о правовых актах и связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалах, охватывающих все сферы правовой деятельности (материалах о подготовке законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждении и принятии, толковании и реализации правовых норм, практике их применения), включающая в себя официальную правовую информацию, информацию индивидуально-правового характера, имеющую юридическое значение, и неофициальную правовую информацию;
3) официальная правовая информация - информация, исходящая от органов государственной власти, иных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений, которая подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию;
4) нормативная правовая информация - информация о нормативных правовых актах, принимаемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Ленинградской области, информация о компетенции органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области (в том числе о полномочиях по принятию ими муниципальных правовых актов);
5) иная официальная правовая информация - информация, содержащаяся в актах официального разъяснения норм права и правоприменительных актах;
6) информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение, - информация, содержащаяся в актах, которые исходят от субъектов права, не обладающих властными полномочиями (граждан, организаций), носят индивидуально-правовой характер и направлены на создание, изменение или прекращение конкретных правоотношений (договоры, жалобы, заявления, порождающие юридические последствия);
7) неофициальная правовая информация - материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, непосредственно не предназначенные для регулирования общественных отношений и в силу этого не влекущие юридических последствий (материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов, материалы учета и систематизации законодательства, материалы статистики по правовым вопросам, образцы деловых бумаг, комментарии законодательства);
8) правовое просвещение граждан - целенаправленная и систематическая деятельность органов государственной власти Ленинградской области и подведомственных им государственных учреждений, иных государственных органов Ленинградской области по формированию и повышению уровня правосознания, правовой культуры и правовой грамотности граждан;
9) правовая культура граждан - формируемый под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения общий уровень правовых знаний, позволяющий трансформировать их в правовые убеждения, привычки правомерного поведения;
10) субъекты правового информирования и правового просвещения граждан - органы государственной власти Ленинградской области и подведомственные им государственные учреждения, иные государственные органы Ленинградской области.
Основными целями правового информирования и правового просвещения граждан являются:
1) участие органов государственной власти Ленинградской области в мероприятиях по реализации государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан;
2) формирование у населения устойчивого уважения к закону, убежденности в целесообразности и необходимости соблюдения законов, преодоление правового нигилизма;
3) повышение уровня правовой культуры граждан;
4) создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения, а также к добросовестному исполнению обязанностей и соблюдению правовых норм.
Правовое информирование и правовое просвещение граждан основываются на следующих принципах:
1) принцип последовательности - поэтапное, планомерное формирование системы правового информирования и правового просвещения граждан, постепенное включение в нее новых элементов;
2) принцип дифференцированности - разнообразие подходов к организации и проведению мероприятий по правовому информированию и правовому просвещению граждан по отношению к различным категориям населения, возрастным и профессиональным группам, а также учет специфики интересов и потребностей определенных категорий населения;
3) принцип всеобщности - распространение правового информирования и правового просвещения граждан на все социальные группы населения, осуществление соответствующих мероприятий по правовому информированию и просвещению в отношении максимального количества граждан;
4) принцип своевременности - оперативное информирование граждан об изменениях, внесенных в действующее законодательство, в рамках мероприятий по правовому информированию и правовому просвещению, а также разъяснение их значения.
Основными задачами правового информирования и правового просвещения граждан являются:
1) создание условий, обеспечивающих развитие правовой грамотности и правосознания граждан, повышение уровня их правовой культуры;
2) профилактика правонарушений и преступлений;
3) содействие гражданам в реализации и защите их прав, свобод и законных интересов;
4) содействие пониманию гражданами своих обязанностей, их добросовестному исполнению;
5) доведение до сведения граждан информации о принятии, изменении либо отмене нормативных правовых актов;
6) разъяснение гражданам положений нормативных правовых актов, формирование убеждения в необходимости соблюдения ими правовых норм, а также уважения прав, свобод и законных интересов других лиц;
7) разъяснение гражданам практики применения нормативных правовых актов;
8) расширение доступа граждан к правовой информации;
9) обеспечение взаимодействия органов государственной власти Ленинградской области и подведомственных им государственных учреждений, иных государственных органов Ленинградской области с общественными объединениями в сфере правового информирования и правового просвещения граждан.
1. Правовое информирование и правовое просвещение граждан осуществляются субъектами правового информирования и правового просвещения граждан в пределах их компетенции следующими основными способами:
1) посредством предоставления ответов на обращения граждан в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
2) посредством оказания бесплатной юридической помощи гражданам в случаях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", другими федеральными законами, областным законом от 18 апреля 2012 года N 29-оз "О гарантиях реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи на территории Ленинградской области" и иными принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;
3) посредством размещения на официальных сайтах органов исполнительной власти Ленинградской области и подведомственных им государственных учреждений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации, в местах, доступных для граждан, либо посредством доведения до граждан иным способом информации о порядке и случаях оказания бесплатной юридической помощи, о содержании, пределах осуществления, способах реализации и защиты гарантированных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, содержании обязанностей граждан и пределах исполнения таких обязанностей, о компетенции и порядке деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им учреждений, о порядке совершения гражданами юридически значимых действий и типичных юридических ошибках при совершении таких действий, а также иной предусмотренной законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области информации, направленной на правовое информирование и правовое просвещение граждан;
4) посредством размещения на официальных сайтах органов государственной власти Ленинградской области информации о результатах мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Российской Федерации и Ленинградской области;
5) посредством доведения до сведения граждан информации, направленной на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от противоправных посягательств, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 23 июня 2016 года N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации";
6) посредством размещения на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области (далее - Уполномоченный по правам человека) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о деятельности Уполномоченного по правам человека, текстов его выступлений на заседаниях Законодательного собрания Ленинградской области и Правительства Ленинградской области, ежегодных докладов о деятельности Уполномоченного по правам человека за истекшие календарные годы и специальных докладов по отдельным вопросам защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, обращений Уполномоченного по правам человека к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в других субъектах Российской Федерации, в Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека и в иные организации, занимающиеся защитой прав и свобод человека и гражданина, обращений Уполномоченного по правам человека к субъектам права законодательной инициативы с предложениями о принятии правовых актов Ленинградской области, внесении изменений в действующие правовые акты Ленинградской области, обращений Уполномоченного по правам человека в представительные органы местного самоуправления с предложениями о принятии муниципальных правовых актов, внесении изменений в действующие муниципальные правовые акты в порядке, предусмотренном областным законом от 12 февраля 2021 года N 5-оз "Об Уполномоченном по правам человека в Ленинградской области";
(Пункт в редакции, введенной в действие Законом Ленинградской области от 18 июля 2023 года N 92-оз. - См. предыдущую редакцию)
7) посредством размещения на официальном сайте Уполномоченного по правам ребенка в Ленинградской области (далее - Уполномоченный по правам ребенка) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о деятельности Уполномоченного по правам ребенка, текстов его выступлений на заседаниях Законодательного собрания Ленинградской области и Правительства Ленинградской области, ежегодных докладов о деятельности Уполномоченного по правам ребенка за истекшие календарные годы и специальных докладов по отдельным вопросам защиты прав и свобод ребенка, обращений Уполномоченного по правам ребенка к Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченным по правам ребенка других субъектов Российской Федерации, в Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, а также в иные организации, занимающиеся защитой прав и свобод ребенка, обращений Уполномоченного по правам ребенка в Ленинградской области к субъектам права законодательной инициативы с предложениями о принятии правовых актов Ленинградской области, внесении изменений в действующие правовые акты Ленинградской области, обращений Уполномоченного по правам ребенка в представительные органы местного самоуправления с предложениями о принятии муниципальных правовых актов, внесении изменений в действующие муниципальные правовые акты в порядке, предусмотренном областным законом от 29 декабря 2012 года N 110-оз "Об Уполномоченном по правам ребенка в Ленинградской области";
8) посредством организации и проведения конкурсов, конференций, семинаров, совещаний, рабочих групп, круглых столов, лекций, выставок и иных мероприятий, направленных на развитие правовой грамотности и правосознания граждан, повышение уровня их правовой культуры.
2. Правовое информирование и правовое просвещение граждан может осуществляться иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
3. При доведении до сведения граждан информации индивидуально-правового характера, имеющей юридическое значение, субъекты правового информирования и правового просвещения граждан обеспечивают соблюдение требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
1. Законодательное собрание Ленинградской области:
1) принимает областные законы и постановления, осуществляет контроль за их соблюдением и исполнением;
2) дает официальное толкование областного закона в случаях и в порядке, предусмотренных областным законом от 11 декабря 2007 года N 174-оз "О правовых актах Ленинградской области".
2. Губернатор Ленинградской области:
1) издает нормативные правовые акты;
2) принимает решение о создании совещательного органа в сфере правового информирования и правового просвещения граждан, утверждает положение о его деятельности и персональный состав;
3) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области.
3. Правительство Ленинградской области:
1) принимает нормативные правовые акты;
2) утверждает государственные программы Ленинградской области, содержащие основные мероприятия, направленные на правовое информирование и правовое просвещение граждан;
3) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области.