ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 21 февраля 2020 N 381-р

Об утверждении Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга.

2. Минфину России, ФНС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением  Правительства
Российской Федерации
от 21 февраля 2020 года N 381-р

Концепция развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга


I. Общие положения

1. Настоящая Концепция определяет основные направления развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга.

2. Настоящая Концепция направлена на повышение качества и эффективности налогового контроля на основе высокотехнологичных решений, упрощение и облегчение взаимодействия между налоговыми органами и организациями, являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами (далее - плательщики), повышение прозрачности деятельности плательщиков.

3. Основная цель настоящей Концепции - определение путей и способов цифровизации налогового контроля на основе применения риск-ориентированного подхода, направленного на проверку высокорисковых операций плательщиков с учетом отраслевой специфики с последующей интеграцией функции государственного налогового контроля в корпоративные информационные системы плательщиков, что позволит обеспечить добровольное, правильное и своевременное исчисление и уплату (перечисление) налогов, сборов и страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации, повышение эффективности налогового контроля и снижение административного бремени для плательщиков.

Настоящая Концепция разработана с учетом положений следующих актов и документов:

Налоговый кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон "Об электронной подписи";

Федеральный закон "О бухгалтерском учете";

Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 320 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков";

постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации";

Перечень поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г., утвержденный Президентом Российской Федерации 26 февраля 2019 г. N Пр-294;

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г.;

Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов;

Паспорт приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 21 декабря 2016 г. N 12);

Паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 4 июня 2019 г. N 7).

4. Система налогового мониторинга состоит из следующих взаимосвязанных элементов:

нормативная правовая база, регулирующая отношения в области налогового мониторинга;

информационная система, включающая программы для электронных вычислительных машин, базы данных, сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", иные объекты информационных технологий, содержащуюся в них информацию и исходные данные, программно-аппаратные комплексы и иное имущество, связанное с указанными объектами;

информационные сервисы и форматы информационного взаимодействия;

организационно-функциональная модель системы налогового мониторинга.

II. Предпосылки развития системы налогового мониторинга

5. Основными предпосылками развития системы налогового мониторинга являются:

а) необходимость соблюдения баланса государственных интересов, связанных с обеспечением поступлений налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, и интересов хозяйствующих субъектов, направленных на их собственное развитие;

б) необходимость снижения административного бремени путем отказа от налоговых проверок, сокращения сроков проведения мероприятий налогового контроля;

в) необходимость совершенствования информационного взаимодействия налоговых органов с плательщиками на основе использования современных высокотехнологичных решений;

г) необходимость своевременного выявления и анализа рисков с целью предупреждения нарушений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и оперативного урегулирования спорных вопросов правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов;

д) необходимость глубокого понимания бизнес-моделей и отраслевой специфики деятельности плательщиков;

е) необходимость сокращения сроков выявления нарушений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с целью повышения профилактического эффекта и предупреждения указанных нарушений;

ж) необходимость снижения эффекта "человеческого фактора" при проведении налогового контроля;

з) необходимость дальнейшего снижения количества споров с плательщиками путем развития инструментов согласования налоговой базы, базы для исчисления страховых взносов, объектов обложения сборами;

и) необходимость сокращения количества документов (информации), представляемых в налоговый орган на бумажном носителе, и стимулирования перехода плательщиков на электронный документооборот.

III. Основные направления развития системы налогового мониторинга

6. Настоящей Концепцией определяются следующие основные направления развития налогового мониторинга:

а) создание новой системы обязательных требований для добровольного соблюдения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах посредством интеграции налогового контроля в организационно-информационную среду плательщиков с одновременным отказом от налоговых проверок, в том числе в целях реализации поручения по введению в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанные с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г., утвержденного Президентом Российской Федерации 26 февраля 2019 г. N Пр-294;

б) развитие расширенного информационного взаимодействия путем организации доступа налоговых органов к информационным системам плательщиков в режиме реального времени и перехода на качественно новый уровень обработки документов (информации) с одновременным отказом от сплошной документальной проверки и истребования первичных документов плательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, придание юридической значимости факту представления в налоговый орган документов (копий документов) посредством организации доступа налогового органа к информационным системам плательщика с целью организации взаимодействия в режиме реального времени и снижения расходов плательщиков, связанных с представлением документов по требованию налогового органа, в том числе в целях реализации подпункта "е" пункта 41 Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 (далее - Стратегия развития информационного общества);

в) развитие риск-ориентированного подхода на основе единых стандартов, применяемых для создания и развития систем управления рисками, в том числе переход к совместной оценке рисков на основе своевременного информирования плательщиков о выявленных рисках и получения обратной связи от плательщика для оценки эффективности функционирования системы управления рисками;

г) разработка интерактивных сервисов, открытых программных интерфейсов и аналитических инструментов, обеспечивающих автоматизацию налогового контроля посредством удаленного запуска программы автоматического контроля в информационных системах плательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам, в том числе в целях реализации подпункта "е" пункта 40 Стратегии развития информационного общества;

д) создание условий для повышения уровня доверия налоговых органов к информационным системам плательщиков, а также системам внутреннего контроля и управления рисками на основе проверки соответствия данных систем установленным требованиям, тестирования и оценки уровня их организации, в том числе в целях реализации подпункта "г" пункта 41 Стратегии развития информационного общества;

е) дальнейшее развитие и совершенствование механизма согласования налоговыми органами налоговой базы, объектов обложения сборами, базы для исчисления страховых взносов плательщиков с целью повышения уровня прогнозируемости поступлений налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

ж) повышение эффективности процедур урегулирования спорных вопросов правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов с использованием мотивированных мнений налогового органа.

IV. Развитие технологии и архитектуры системы налогового мониторинга

7. Основными тенденциями развития технологии и архитектуры системы налогового мониторинга являются:

а) сочетание децентрализованного и централизованного подхода к обработке данных плательщиков, в том числе с учетом стандартов обработки массивов больших данных, разработка которых предусмотрена в рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".

Централизация обработки данных плательщиков должна осуществляться на уровне информационных потоков, влияющих на полноту, достоверность и неизменность обрабатываемых данных.

Децентрализованная обработка данных плательщиков, в том числе информации об операциях (транзакциях), первичных документов, подтверждающих операции и иные факты хозяйственной жизни, хранящиеся в информационных системах плательщиков, должна осуществляться в информационных системах плательщиков;

б) расширенное информационное взаимодействие на основе организации доступа налоговых органов к информационным системам плательщиков в режиме реального времени.

При организации расширенного информационного взаимодействия должны учитываться ограничения, в том числе установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О государственной тайне", Федеральным законом "О коммерческой тайне", Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом "О персональных данных";

в) налоговые декларации, расчеты, отчеты, реестры документов и другие документы (информация) должны формироваться в информационных системах плательщиков и должны представляться в налоговые органы по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота с использованием криптографической защиты информации.

Налоговый орган должен осуществлять контроль за полнотой и достоверностью документов (информации), а также своевременностью их представления на основе сопоставления данных в информационных системах и ресурсах налоговых органов с данными, содержащимися в информационных системах плательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам.

8. В информационных системах плательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам, в том числе должны осуществляться следующие процедуры:

контроль наличия данных бухгалтерского и налогового учетов, расшифровок показателей налоговых деклараций, расчетов, отчетов, сводных и аналитических регистров налогового учета, бухгалтерского учета, реестров документов и других документов (информации);

автоматическое формирование показателей налоговых деклараций, расчетов, отчетов, сводных и аналитических регистров налогового учета и бухгалтерского учета, реестров документов, а также последовательный переход (расшифровка) данных показателей до операции (транзакции);

контроль наличия ссылок на первичные учетные документы, в том числе договоры, с возможностью просмотра (визуализации) электронных документов и (или) электронных копий документов в целях документального подтверждения операций (транзакций);

использование механизмов криптографической защиты информации и других стандартов и методов контроля и подтверждения достоверности данных в информационных системах для целей контроля подлинности, неизменности, полноты, целостности и хронологической последовательности хранимых и обрабатываемых данных;

формирование стандартного файла налогового контроля, обеспечивающего автоматический запуск и выполнение всех необходимых контролей в режиме реального времени, а также использование других признанных и общепринятых методологий и подходов к подтверждению достоверности данных в информационных системах;

контроль соответствия данных бухгалтерского учета и налогового учета, наличия первичных документов, на основании которых отражены операции и иные факты хозяйственной жизни, непрерывности и хронологической последовательности транзакций, уникальности, корректности, актуальности, ссылочной целостности и достоверности информации;

совместная оценка и подтверждение налоговым органом уровня рисков, идентифицируемых в целях налогового мониторинга;

совместная оценка доли превентивных, ключевых и автоматизированных контрольных процедур, используемых плательщиком в системе внутреннего контроля, а также достаточности используемых контрольных процедур для обслуживания рисков, идентифицируемых в целях налогового мониторинга;

совместная оценка эффективности налогового мониторинга, уровня организации системы внутреннего контроля и управления рисками налогоплательщика;

интеграция информационных систем плательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам, с личным кабинетом налогоплательщика - юридического лица, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Федеральной налоговой службы);

публикация в личном кабинете налогоплательщика - юридического лица, размещенном на официальном сайте Федеральной налоговой службы, информации о результатах проведения налогового мониторинга, в том числе о выявленных налоговым органом рисках.

V. Мероприятия по развитию системы налогового мониторинга

9. Настоящей Концепцией определяются следующие мероприятия по развитию системы налогового мониторинга:

а) расширение перечня плательщиков, которые вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, за счет изменения условий, соблюдение которых плательщиком обязательно, в том числе:

установление обязанности соответствия одному из условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 105_26 Налогового кодекса Российской Федерации, и отмена обязательности одновременного соответствия плательщика таким условиям;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»