Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2019 года N 584-П


О региональной программе развития торговли в Астраханской области на 2020 - 2024 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Астраханской области от 08.09.2023 N 531-П.
____________________________________________________________________



Во исполнение Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Закона Астраханской области от 04.06.2012 N 33/2012-ОЗ "О порядке разработки региональной и муниципальных программ развития торговли" Правительство Астраханской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую региональную программу развития торговли в Астраханской области на 2020 - 2024 годы (далее - Программа).


2. Исполнительным органам государственной власти Астраханской области, ответственным за выполнение плана мероприятий региональной программы развития торговли в Астраханской области на 2020 - 2024 годы, прилагаемого к Программе (далее - план мероприятий), направлять в министерство экономического развития Астраханской области информацию о реализации мероприятий ежегодно, в срок не позднее 20 января года, следующего за отчетным, начиная с 2021 года.


3. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти и органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, ответственным за выполнение плана мероприятий, направлять в министерство экономического развития Астраханской области информацию о реализации мероприятий ежегодно, в срок не позднее 20 января года, следующего за отчетным, начиная с 2021 года.


4. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Губернатор Астраханской области
И.Ю.БАБУШКИН



Утверждена
Постановлением Правительства
Астраханской области
от 28 декабря 2019 г. N 584-П



РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2020 - 2024 ГОДЫ



Паспорт региональной программы развития торговли в Астраханской области на 2020 - 2024 годы

Наименование программы

- региональная программа развития торговли в Астраханской области (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

- Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации";

- Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";

- Приказ Минпромторга России от 28.07.2010 N 637 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли";

- Закон Астраханской области от 12.11.2007 N 65/2007-ОЗ "О розничных рынках в Астраханской области";

- Закон Астраханской области от 04.06.2012 N 33/2012-ОЗ "О порядке разработки региональной и муниципальных программ развития торговли";

- Постановление Правительства Астраханской области от 16.08.2012 N 354-П "О реализации Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации";

- Постановление Правительства Астраханской области от 16.08.2012 N 355-П "О порядке организации ярмарок на территории Астраханской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них"

Заказчик Программы

- министерство экономического развития Астраханской области

Основной разработчик Программы

- министерство экономического развития Астраханской области

Исполнители Программы

- министерство экономического развития Астраханской области;

- министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области;

- министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области;

- Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Астраханской области) (по согласованию);

- органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области (далее - муниципальные образования Астраханской области) (по согласованию);

- государственное казенное учреждение Астраханской области "Центр стратегического анализа и управления проектами" (далее - ГКУ АО "Центр стратегического анализа и управления проектами");

- хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории Астраханской области (далее - хозяйствующие субъекты)

Цель Программы

- обеспечение благоприятных условий для развития торговой деятельности на территории Астраханской области

Задачи Программы

Задача 1. Создание на территории Астраханской области современной торговой инфраструктуры.

Задача 2. Обеспечение приоритетного продвижения товаров российского, в том числе местного, производства.

Задача 3. Повышение социально-экономической эффективности функционирования торговой отрасли в Астраханской области

Сроки и этапы реализации Программы

2020 - 2024 годы

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

реализация мероприятий Программы позволит с 2019 года к 2024 году достичь следующих результатов:

- увеличение оборота розничной торговли с 182,6 млрд руб. до 241,72 млрд руб.;

- темп роста оборота розничной торговли к 2024 году составит 109,33%;

- обеспеченность населения площадью торговых объектов увеличится с 680 кв. метров на 1000 жителей до 687 кв. метров на 1000 жителей;

- удельный вес продукции астраханских товаропроизводителей в общем объеме продукции, реализуемой в розничных предприятиях торговли, увеличится с 3 до 6,5%;

- объем продаж товаров на одного жителя Астраханской области увеличится с 180,17 тыс. руб. до 238,58 тыс. руб.



1. Характеристика сферы реализации Программы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития


Торговля является важнейшим индикатором социально-экономического развития региона, в котором отражается динамика потребления и платежеспособного спроса населения, эффективность государственной политики в области занятости, поддержки отечественных товаропроизводителей и малого бизнеса.


Торговля относится к инфраструктурным видам экономической деятельности, которые присутствуют во всех экономиках вне зависимости от специализации. Социально-экономическая роль торговли проявляется в ее воздействии как на сектор производства (способствуя развитию производства востребованной на рынке продукции), так и на сектор потребления (удовлетворяя потребности и способствуя повышению уровня жизни населения).


В 2018 году доля торговли в валовом региональном продукте Астраханской области составила 8,6%. Это третий по величине показатель после добычи полезных ископаемых и строительства.


Основным показателем, характеризующим развитие отрасли, является товарооборот предприятий розничной торговли.


Доля Астраханской области в общероссийском объеме оборота розничной торговли впервые за последние десять лет снизилась на 0,1 процентного пункта и составила 0,5%. С 2012 года удельный вес региона в обороте Южного федерального округа сократился с 6,9 до 5,3%. В 2018 году - это пятый показатель после Краснодарского края, Республики Крым, Ростовской и Волгоградской областей.



Таблица 1



Динамика товарооборота предприятий розничной торговли

Наименование показателей

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

10 месяцев 2019 года

Товарооборот всего, млрд руб.

133,0

150,2

165,5

174,3

167,3

166,8

173,4

147,88

В сопоставимых ценах, в % к предыдущему году

109,0

107,7

103,9

90,1

90,4

97,4

101,5

100,0

Справочно: по Российской Федерации

106,3

103,9

102,7

90,0

95,4

101,3

102,8


В 2016 - 2017 годах наблюдалось снижение объемов товарооборота, что связано с ухудшением общей геополитической, а также финансово-экономической ситуации, которая усугубилась целым рядом обстоятельств. Среди них в первую очередь следует отметить резкое колебание курса рубля, введение экономических санкций по широкому спектру продовольственных товаров и другие факторы. Сдерживающее влияние на динамику потребительского спроса оказало снижение темпов роста реальных денежных доходов населения и увеличение склонности населения к сбережениям.


С 2018 года наметилась тенденция роста товарооборота предприятий розничной торговли (101,5% к уровню 2017 года). Оборот розничной торговли за 10 месяцев 2019 года оставил 147,88 млрд рублей, что составляет 100% к уровню 2018 года.


За 10 месяцев 2019 года в структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 39,1%, непродовольственных товаров - 60,9% (в январе - октябре 2018 года - 38,3 и 61,7% соответственно).


В январе - октябре 2019 года оборот розничной торговли на 95,4% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), доля розничных рынков и ярмарок составила 4,6% (в январе - октябре 2018 года - соответственно 95,7 и 4,3%).


Мероприятия Программы направлены на обеспечение более высоких и устойчивых темпов роста розничного товарооборота.


Росту объемов товарооборота способствует развитие торговой инфраструктуры. Проведенный анализ показывает, что торговая инфраструктура в последние годы претерпела серьезные изменения: произошло сокращение организованных рынков, укрупнились розничные торговые предприятия, обострилась конкуренция между крупными торговыми сетями.


Количество торговых объектов по состоянию на 01.11.2019 по сравнению с соответствующим периодом 2018 года возросло на 2,3% и составило 6712 единиц. Соответственно, вырос региональный показатель обеспеченности торговыми площадями на тысячу жителей до 681 кв. м (при нормативе 628 кв. м).



Таблица 2



Динамика развития предприятий розничной торговли

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

10 месяцев 2019 года

Стационарные предприятия розничной торговли (ед.)

5659

5759

5914

6074

6239

6409

6584

6712

Торговая площадь (тыс. кв. м)

555,4

570,3

581,0

599,0

671,0

580,0

690,0

692,0

Обеспеченность населения площадью торговых объектов на 1000 жителей области (кв. м)

547

563

572

586

658

667

680

681


За счет привлечения частных инвестиций за 5 лет построено и введено в эксплуатацию около 700 объектов торговли, среди которых крупные современные торговые объекты: автосалон "Mercedes", ДЦ "Lifan motors", ТЦ "Лента 194", ТЦ "Винотека", супермаркеты: "Перекресток", "Ситилинк", "Клондайк", "Европол", "Уют", "На Хибинской" и другие. За период 2014 - 2018 годов за счет реконструкции и строительства новых объектов торговые площади стационарных торговых объектов увеличились на 19%.


Высокими темпами развивались розничные торговые сети. Увеличение количества сетевых магазинов и рост приходящегося на них оборота означает коренное изменение его структуры (в 2012 году на территории области функционировало 491 предприятие сетевой торговли; в 2013 - 521, в 2014 - 528, в 2015 - 541; в 2016 - 549; в 2017 - 571; в 2018 - 603).


В настоящее время на территории региона осуществляют деятельность 92 торговые сети (41 единицу составляют сети федерального значения). Крупными ритейлерами на рынке продовольственных товаров стали компании: "О'КЕЙ", "Магнит", "Лента", "Метро Кэш энд Керри", "Пятерочка", "Покупочка" и другие. В сегменте непродовольственных товаров крупными сетевыми компаниями являются: "М.Видео", "Спортмастер", "Техносила", "Евросеть", "Рубль Бум", "Глория Джинс", "Zolla", "Золото России", "Адамас" и другие.


Наряду со строительством крупноформатных объектов торговли сохраняется развитие универсальных магазинов "шаговой доступности" ("Магнит", "Покупочка", "Пятерочка", "Пять шагов", "Фасоль"). Лидером регионального рынка по количеству торговых объектов является компания АО "Тандер" розничной сети "Магнит" - 136 единиц.


В 2018 году оборот розничной торговли сетевых структур составил 41768,3 млн рублей или 109,6% к уровню предыдущего года. Наблюдалась тенденция увеличения доли торговых сетей в обороте розничной торговли торгующих организаций с 47,0% в 2012 году до 59,1% в 2018 году. Удельный вес оборота торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями составил 36,0%.


Тенденция роста сетевой торговли дает дополнительные возможности расширения потребительского рынка и значительный, положительный эффект: повышается прозрачность торговых операций, внедряются современные технологии, появляются возможности увеличения объемов реализации для отечественных производителей.


В регионе также активно развиваются малоформатные формы торговли.


Ежеквартальный анализ развития малых форм торговли показывает, что количество нестационарных торговых объектов, реализующих сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары, динамично растет. Во всех муниципальных образованиях Астраханской области утверждены схемы размещения нестационарных торговых объектов.


На территории Астраханской области размещено 2216 нестационарных торговых объектов (увеличение на 89 ед. к уровню 2012 года).


Одним из показателей состояния торговли является изменение доли рыночной торговли в общем объеме розничных продаж.


На 1 ноября 2019 года на территории Астраханской области функционировало 10 розничных рынков, имеющих разрешение на право организации рынка, полученное в установленном порядке. Сельскохозяйственные рынки составляли 70% от общего числа рынков, универсальные - 30%.


Количество торговых мест на рынках на 1 июля 2019 года составило 1103, что на 21% меньше, чем на 1 июля предыдущего года. В январе - октябре 2019 года доля розничных рынков и ярмарок в общем обороте розничной торговли составила 4,6% (в январе - октябре 2018 года - 4,3%).


На территории Астраханской области наблюдается процесс сокращения числа розничных рынков в связи с переводом их в современные торговые комплексы.


На 1 ноября 2019 года организовано 66 ярмарок. Организаторами ярмарок являлись индивидуальные предприниматели (47,2% от общего числа проведенных ярмарок), юридические лица (31,4%), органы местного самоуправления (21,4%). Основными хозяйствующими субъектами на ярмарках были индивидуальные предприниматели (они занимали 91,0% всех торговых мест).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»