ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 2019 года N 619


Об утверждении Концепции содействия развитию социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Тыва

(с изменениями на 28 сентября 2020 года)

(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 28.09.2020 N 466)




В целях реализации Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", а также в соответствии с Посланием Главы Республики Тыва Верховному Хуралу (парламенту) Республики Тыва о положении дел в республике и внутренней политике на 2019 год "2019 год - старт на пути к достижению национальных целей" Правительство Республики Тыва постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Концепцию содействия развитию социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Тыва.


2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Тыва Оюна А.Г.


(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 28.09.2020 N 466)


3. Разместить настоящее постановление на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".



Первый заместитель Председателя Правительства
Республики Тыва
А.БРОКЕРТ



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 25 декабря 2019 г. N 619



КОНЦЕПЦИЯ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 28.09.2020 N 466)




1. Основные понятия


Гражданское общество на уровне субъекта Российской Федерации - совокупность самостоятельных объединений граждан, организующих и регулирующих свою деятельность для достижения общественных интересов в рамках заранее установленных правил гражданско-правового характера.


Социальное партнерство, взаимодействие субъектов гражданского общества - совместная деятельность участников партнерства, предполагающая согласование (консенсус) интересов и кооперацию усилий и ресурсов для реализации взаимоприемлемых целей и удовлетворения потребностей его участников.


Сотрудничество - совместная деятельность общественных организаций, иных некоммерческих объединений и органов государственной власти субъекта федерации в формировании института гражданского общества.


Поддержка развития гражданского общества - правовое, политическое, экономическое и социальное содействие общественным организациям, иным некоммерческим объединениям органами государственной власти с целью становления и укрепления в регионе демократических институтов, межэтнической стабильности, развития гражданского диалога.


Социально ориентированные некоммерческие организации (далее - СО НКО) - некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Законом о некоммерческих организациях формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества, а также виды деятельности, которые предусмотрены федеральным законодательством.


Некоммерческий сектор - это сектор, включающий совокупность НКО, выделяемый из всей совокупности субъектов экономических отношений, наряду с коммерческим и государственно-бюджетным секторами.


Меры общей поддержки - меры, распространяющиеся на все СО НКО, независимо от реализуемых направлений деятельности, территориальной принадлежности или каких-то иных различий.


Меры специальной поддержки - поддержка роста или развития СО НКО в отдельных территориях, отраслях; поддержка отдельных социальных групп, а также поддержка СО НКО на разных этапах развития.


Инфраструктура поддержки СО НКО - комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, организаций, учреждений или служб, составляющих (или) обеспечивающих основу функционирования системы поддержки СО НКО и формирование условий для повышения эффективности деятельности СО НКО, в том числе за счет предоставления СО НКО имущественной, материально-технической, информационной, консультационной, методической, образовательной и иной ресурсной поддержки.


Социальное предпринимательство - окупаемая или частично окупаемая деятельность по предоставлению социальных услуг населению по ценам ниже рыночных, а также организация рабочих мест для лиц со специальными потребностями (инвалидов, одиноких матерей с малолетними детьми, многодетных матерей и т.п.).


Инициативная группа - это группа людей, объединенная по какому-либо общему для всех членов группы признаку, созданная для достижения определенных целей и решения конкретных задач.


Жизненный цикл организации - совокупность стадий развития, которые проходит СО НКО за период своего существования.


Социально значимая услуга (далее - социальная услуга) - деятельность по оказанию неденежной поддержки граждан и семей в сферах образования, культуры, физической культуры и спорта, создания условий для оказания медицинской помощи, в целях создания условий достойной жизни и развития человека, а также расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.


Социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.


Уполномоченный орган - орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, в цели и задачи которого входит реализация политики в сфере поддержки СО НКО.



2. Обоснование актуальности и стратегического характера Концепции


Развитие социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СО НКО) является важнейшим фактором развития страны.


Одним из приоритетов Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, является развитие институтов гражданского общества.


Поддержка благотворительной деятельности и волонтерства реализуется в рамках Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. N 1054-р. Одним из важных направлений содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества является развитие института социальной рекламы.


Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года является одним из основополагающих документов системы стратегического планирования Республики Тыва, определяющим долгосрочную социально-экономическую политику республики. Нормативно-правовой основой разработки Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года являются Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Закон Республики Тыва от 11 апреля 2016 г. N 160-ЗРТ "О стратегическом планировании в Республике Тыва". Основные положения Стратегии Республики Тыва основываются на документах целеполагания федерального уровня (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Основы государственной культурной политики (Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808), Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 326-р), Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года") и на иных федеральных документах, разрабатываемых по отраслевому и территориальному принципу.


Гражданское общество представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, культурной и духовных сфер, их воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению. Эта система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных индивидуальных или коллективных интересов и потребностей. Интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества как семья, система образования, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации и организации и т.д.


Гражданское общество - это форма организации общества, в основе которого стоит цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид (от существенных черт которого зависит качество и содержание гражданского общества и государства) взаимодействующий с государством, через демократические институты (выборы, референдумы, собрания и т.д.) и институты гражданского общества (общественные организации, объединения, профсоюзы и т.д.).


Развитие гражданского общества является важной составляющей процесса формирования демократических институтов в современной России. В процессе развития отношений между государством и гражданским обществом на первый план выходят проблемы общественного участия населения в решении политических, социально-экономических и духовно-нравственных задач, утверждение новых подходов к сотрудничеству общественного и государственного секторов.


В настоящее время созданы и работают институты, обеспечивающие взаимодействие гражданского общества и государства в решении важных для страны проблем. Работает Общественная палата Российской Федерации, Общественная палата Республики Тыва. Практически при каждом органе власти созданы и действуют консультативные советы общественности.


Организации гражданского общества вносят свой вклад в повышение качества решений, принимаемых органами государственной власти, и осуществление контроля за их реализацией посредством проведения различных экспертиз, консультаций, общественных слушаний.


Гражданская инициатива является во всем мире тем самым элементом, без которого немыслимо эффективное развитие общества и демократического государства. Исследования показывают, что в странах, строящих демократию, активный экономический рост происходит в тех регионах, где есть традиции участия гражданских объединений в управлении, где аккумулируется социальный капитал.


Активизация деятельности гражданского общества является также одной из важнейших предпосылок успешного проведения административной реформы, мероприятий по борьбе с коррупцией, реформирования судебной системы и правоохранительных органов, проведения реформы образования (через развитие попечительских и наблюдательных советов учебных учреждений) и реформы жилищно-коммунального хозяйства (через содействие формированию товариществ собственников жилья).


Общественные организации выполняют роль посредника между органами государственной власти и населением, организуют публичный диалог по ключевым вопросам развития региона, защиты гражданских прав и свобод населения. Они служат надежным средством связи между обществом и органами государственной власти республики. При их помощи органы управления получают информацию об эффективности своих действий, прогнозируют последствия необходимых непопулярных решений.


Общественные объединения и некоммерческие организации объединяют самую активную и образованную часть населения. Они способны не только профессионально участвовать в решении региональных проблем, оказывать качественные социальные услуги населению, обеспечивать обратную связь с органами государственной власти республики, но и выражать интересы граждан, организовывать их на самостоятельное решение проблем.



3. Правовые основы Концепции


1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.;


2. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях";


3. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";


4. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации";


5. Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах";


6. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии";


7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;


8. постановление Правительства РФ от 29 декабря 2016 г. N 1532 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики";


9. постановление Правительства Республики Тыва от 24 декабря 2018 г. N 638 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года".



4. Характеристика гражданского общества Республики Тыва


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»