ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 декабря 2018 года N 638


О Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года

(с изменениями на 17 января 2023 года)

(в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 28.07.2020 N 336, от 17.01.2023 N 12)




В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законом Республики Тыва от 11 апреля 2016 г. N 160-ЗРТ "О стратегическом планировании в Республике Тыва" Правительство Республики Тыва постановляет:


1. Одобрить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года (далее - Стратегия).


2. Органам исполнительной власти Республики Тыва, органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва руководствоваться положениями Стратегии при разработке документов стратегического планирования.


3. Признать утратившими силу:


постановление Правительства Республики Тыва от 4 апреля 2007 г. N 442 "О проекте стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года";


постановление Правительства Республики Тыва от 30 января 2012 г. N 28 "О внесении изменений в Стратегию социально-экономического развития Республики Тыва на период до 2020 года".


4. Настоящее постановление разместить на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".



Глава Республики Тыва
Ш.КАРА-ООЛ



Одобрена
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 24 декабря 2018 г. N 638



СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

(в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 28.07.2020 N 336, от 17.01.2023 N 12)




Введение


Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года является одним из основополагающих документов системы стратегического планирования Республики Тыва, определяющим долгосрочную социально-экономическую политику республики. Нормативно-правовой основой разработки Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года являются Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Закон Республики Тыва от 11 апреля 2016 г. N 160-ЗРТ "О стратегическом планировании в Республике Тыва". Основные положения Стратегии Республики Тыва основываются на документах целеполагания федерального уровня (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Основы государственной культурной политики (Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808), Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 326-р), Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", Указ Президента Российской Федерации от 9 августа 2020 г. N 505 "Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы", Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. N 132-р) и на иных федеральных документах, разрабатываемых по отраслевому и территориальному принципу.


(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 17.01.2023 N 12)


В Стратегии учтена реализация мероприятий Индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Тыва на 2020 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2020 г. N 972-р. Также учтены положения проекта стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года, Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р.


(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 17.01.2023 N 12)


Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года определяет приоритеты, целевые ориентиры, задачи и направления социально-экономического развития республики на долгосрочную перспективу. Стратегия отражает специфику республики в экономическом пространстве России и направлена на реализацию ее основных конкурентных преимуществ.


Целевые ориентиры Стратегии социально-экономического развития представляют единую взаимосвязанную систему целей, направленных на создание комфортных условий для развития человеческого потенциала на территории Республики Тыва, развитие конкурентоспособного экономического комплекса, формирующего бюджетную основу республики, и обеспечение территорий и экономики Республики Тыва современной инфраструктурой.


При подготовке документа учтена современная концепция человеческого развития, в которой приоритет отдан человеку, и необходимость учитывать состояние демографических процессов, уровня здравоохранения и образования. Проведен анализ развития человеческого потенциала Республики Тыва, который учитывает важнейшие параметры благополучия человека. Индекс развития человеческого потенциала - результирующий показатель, включающий три компонента: долголетие, образованность и уровень доходов населения (через оценку создаваемого на территории валового регионального продукта).


В Республике Тыва наблюдается динамика роста индекса человеческого развития, но, вместе с тем, по данному показателю Тува находится на 85 месте среди субъектов Российской Федерации (по данным Аналитического центра при Правительстве РФ) и составляет 0,78 процентов (рассчитывается как среднее арифметическое между тремя индексами, определяющими три указанные выше индикатора и в идеале приравнивается к единице) и включает в себя: индекс долголетия - 0,636 процентов (по России 0,773) - 85 место среди субъектов России; индекс образования - 0,942 процента (по России 0,933) - 24 место среди субъектов России; индекса доходов - 0,745 процентов (по России 0,912) - 76 место среди субъектов России.


Ожидаемая продолжительность жизни в Республике Тыва в 2000 году составляла 55 лет и на 11,3 года увеличилась к 2017 году - до 66,29 лет при среднероссийском показателе 72,7 лет (84 место среди субъектов России). Согласно Посланию Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 2 марта 2018 г. В.В. Путина поставлена задача к концу следующего десятилетия, цитата: "Россия должна уверенно войти в клуб стран "80 плюс", где продолжительность жизни превышает 80 лет". Достижение высоких показателей по продолжительности жизни в республике требует постановки определенных целей и задач.


Из-за транспортной изолированности Республики Тыва существующее положение дел ведет к невыгодному использованию экономического потенциала, не позволяет региону в полной мере задействовать в своем развитии геополитический, экономический и инфраструктурный потенциал. Эти процессы протекают на фоне возрастания нагрузки на федеральный бюджет, связанной с необходимостью поддержания и развития инфраструктуры, экономические и социальные выгоды от использования которой для Российской Федерации становятся все меньше.


Главной целью государственной политики в сфере социально-экономического развития Республики Тыва должно стать создание условий для развития экономики, которые позволили бы не только снизить ее дотационность, но и создать условия для улучшения качества жизни населения на уровне регионов-лидеров Сибири. Стратегия служит основой для мероприятий Индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Тыва на 2020 - 2024 годы, государственных и муниципальных программ, среднесрочных прогнозов социально-экономического развития, бюджетов и законодательных инициатив.


(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 17.01.2023 N 12)


Разработчиками Стратегии являются Министерство экономического развития и промышленности Республики Тыва, органы исполнительной власти Республики Тыва, Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской академии наук.


(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 17.01.2023 N 12)



1. Пространственное позиционирование Республики Тыва. Оценка основных конкурентных преимуществ. Swot-анализ


Республика Тыва расположена на территории Сибирского федерального округа (СФО) Российской Федерации.


Республика Тыва - приграничный, геостратегический субъект Российской Федерации и расположена в центральной части Азиатского материка. На западе граничит с Республикой Алтай, на северо-западе и севере - с Красноярским краем и Республикой Хакасия, на северо-востоке - с Иркутской областью и Республикой Бурятия, на юге и востоке - с Монголией*.


(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 17.01.2023 N 12)

________________

* Карта не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.          



Площадь территории Республики Тыва составляет 168604 кв. км (0,98 процента территории России).


Численность населения по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 321597 человек.


Плотность населения - 1,89 чел./кв. км.


Республика Тыва состоит из 17 муниципальных районов, пять из которых являются приграничными: Эрзинский, Монгун-Тайгинский, Тес-Хемский, Овюрский и Каа-Хемский районы.


С соседними регионами республику связывают шоссейная магистраль Р-257 "Енисей", проходящая в восточной части республики с юга на север, и дорога А-161, проходящая в западной части республики с юга на север от г. Ак-Довурака до г. Абаза (Республика Хакасия).


Республика Тыва, являясь приграничным регионом России, придает особое значение развитию взаимовыгодного сотрудничества с новыми центрами экономического и политического влияния, расположенными в Азиатско-Тихоокеанском регионе - Китайская Народная Республика и Монголия, и имеет перспективы стать значимым транспортным и логистическим центром. С приданием международного статуса пограничному переходу "Булган - Такишкен" на границе Кобдоского аймака Монголии и СУАР КНР появилась возможность продвижения трансграничного коридора "Кызыл - Урумчи" протяженностью 1790 км.


Самым удобным и кратчайшим транспортным маршрутом для выхода в трансконтинентальные транзитные транспортные коридоры "Европа - Западный Китай" и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона является "Кызыл (Республика Тыва, Россия) - Хандагайты (Республика Тыва, Россия) - Улангом (Монголия) - Ховд (Монголия) - Урумчи (Китай)".


Республикой Тыва заключено Соглашение о сотрудничестве между Красноярским краем и Республикой Хакасия по реализации проекта "Енисейская Сибирь" (от 17 апреля 2018 г. N 3).


Проект "Енисейская Сибирь" - это объединение экономического, промышленного, культурного потенциала, которое задает вектор пространственного развития Красноярского края, Хакасии и Тувы.


Цель формирования Енисейского макрорегиона - обеспечение дополнительных эффектов социально-экономического развития регионов за счет координации и совместного управления пространственным развитием.


В соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года перспективная экономическая специализация Республики Тыва включает следующие отрасли:


(абзац введен Постановлением Правительства Республики Тыва от 17.01.2023 N 12)


- лесоводство и лесозаготовка (лесозаготовка);


(абзац введен Постановлением Правительства Республики Тыва от 17.01.2023 N 12)


- производство металлургическое;


(абзац введен Постановлением Правительства Республики Тыва от 17.01.2023 N 12)


- производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования;


(абзац введен Постановлением Правительства Республики Тыва от 17.01.2023 N 12)


- производство прочих готовых изделий;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»