В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законом Республики Тыва от 11 апреля 2016 г. N 160-ЗРТ "О стратегическом планировании в Республике Тыва" Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития агропромышленного комплекса Республики Тыва на период до 2030 года.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Тыва от 28 мая 2012 г. N 275 "Об утверждении Стратегии развития агропромышленного комплекса Республики Тыва на период до 2020 года".
3. Настоящее постановление разместить на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Первый заместитель Председателя Правительства
Республики Тыва
Ш.ХОПУЯ
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
Положения настоящей Стратегии развития агропромышленного комплекса Республики Тыва на период до 2030 года (далее - Стратегия) определяют основные направления социально-экономического развития агропромышленной отрасли Республики Тыва, формулируют цели, задачи, направления эффективного использования земельных ресурсов, повышения качества местной продукции сельхозтоваропроизводителей республики и способы повышения уровня доходности и качества жизни сельских жителей.
Нормативно-правовой основой разработки Стратегии являются:
Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства";
Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии";
Закон Республики Тыва от 29 декабря 2004 г. N 1095 ВХ-1 "О ветеринарии";
Закон Республики Тыва от 28 декабря 2007 г. N 427 ВХ-2 "О развитии сельского хозяйства в Республике Тыва";
распоряжение Правительства Республики Тыва от 14 июня 2018 г. N 251-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по выполнению задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Стратегия разработана на основе Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 марта 2017 г. N 132.
Сельское хозяйство является исторически сложившейся ведущей отраслью экономики Республики Тыва, в 2017 году его удельный вес в валовом региональном продукте республики составил 5,7 процента. С динамичным развитием добывающей отрасли в республике доля продукции сельского хозяйства в валовом региональном продукте снижается: 2013 г. - 6,1 процента, 2014 г. - 6,4, 2015 г. - 8,1, 2016 г. - 7,8 процента.
Объем валовой продукции сельского хозяйства в 2018 году составил 6140,9 млн. рублей с индексом физического объема 108,7 процента.
В формирование объема сельскохозяйственной продукции республики вносят значительный вклад личные подсобные хозяйства, на долю которых в 2018 году приходится 71,7 процента от общего объема продукции сельского хозяйства, сельскохозяйственных организаций - 14 процентов, крестьянских (фермерских) хозяйств - 14,3 процента.
На 1 января 2019 г. в хозяйствах всех категорий насчитывается 1134,6 тыс. голов мелкого рогатого скота, 167,2 тыс. голов крупного рогатого скота, 82,6 тыс. голов лошадей, 2,2 тыс. голов северных оленей и маралов, 9,8 тыс. голов свиней.
Поголовье племенного скота на 1 января 2019 года составляет 25,8 тыс. условных голов, в том числе маточное поголовье - 15,2 тыс. условных голов. С июня 2017 года начата работа по формированию обособленных отар баранов и козлов-производителей в кожуунах республики за счет безвозмездной передачи баранчиков 2017 года действующих племенных хозяйств хозяйствам населения республики.
Республика Тыва является лидером в Сибирском федеральном округе по численности скота на душу населения, положительная динамика по увеличению поголовья скота сохраняется в течение последних 5 лет. Однако республика уступает соседним регионам по продуктивности скота, принимаемые меры по его повышению имеют точечный характер в отдельных хозяйствах. К примеру, надой молока с 1 коровы в хозяйствах всех категорий в 2018 году в среднем по России составил 4492 кг в год, по Сибирскому федеральному округу - 4033 кг, по Республике Тыва - 1092 кг в год.
Главная причина низкой продуктивности скота - экстенсивный путь развития отрасли, недостаточность кормовой базы для стойлового содержания скота и преобладание доли сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах. В Республике Тыва 83,4 процента молока производится в хозяйствах населения, по СФО - 42,2 процента, в среднем по России - 38,9 процента. В хозяйствах населения не в полной мере соблюдаются технологии содержания и кормления сельскохозяйственных животных, нет постоянного наблюдения зоотехников, ветеринаров и др.
________________
* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Развитие сельского хозяйства активно стимулируется государством, но большая часть бюджетных средств направлена на сохранение существующих активов. Объем инвестиций в основной капитал на развитие сельского хозяйства в 2017 году в сравнении с 2012 годом возрос только на 7,5 млн. рублей, тогда как объем финансирования других отраслей увеличился в разы.
Транспортная изолированность, природно-климатические условия предопределяют отсутствие интереса со стороны внешних инвесторов, а внутренние инвестиции направляются на другие отрасли экономики, доходность в которых выше, нежели в сельском хозяйстве.
2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | |
Инвестиции в основной капитал - всего, млн. рублей | 13939 | 17795 | 12944 | 10640 | 9988 | 10485 |
в том числе: | ||||||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство, млн. рублей | 139,8 | 71,8 | 171,1 | 17,4 | 134,8 | 101,4 |
удельный вес инвестиций в отрасли сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, рыболовства и рыбоводства, процентов | 1,0 | 0,4 | 1,32 | 0,16 | 1,35 | 0,97 |
В этой связи положительный сальдированный финансовый результат сельскохозяйственных предприятий складывается зачастую только с учетом мер государственной поддержки.
По полной учетной стоимости стоимость основных фондов в сфере сельского хозяйства, охоты и рыболовства в конце 2017 года составила 5401 млн. рублей или 5,4 процента от полной стоимости всех основных фондов республики. Степень износа основных фондов составляет 38,2 процента. При этом отмечается недостаточный уровень оснащенности сельскохозяйственной техникой сельхозтоваропроизводителей: уровень обеспеченности тракторами составляет 40 процентов; зерноуборочными комбайнами - 18 процентов, прочими прицепными сельскохозяйственными агрегатами - 41 процент.
Отрасль сельского хозяйства формирует в значительной мере уровень занятости и доходов сельского населения. По Республике Тыва в 2018 году насчитывается 220 сельскохозяйственных организаций, 865 фактически действующих крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 27,2 тыс. личных подсобных хозяйств в сельской местности.
По балансу затрат трудовых ресурсов среднегодовая численность работников, занятых в сельском и лесном хозяйстве, в 2018 году составила 7,3 тыс. человек или 7,1 процента от общего числа занятого в экономике всего населения республики. С развитием рыночных отношений в структуре экономики республики произошли существенные изменения, трудовые ресурсы постепенно "перетекают" в другие отрасли экономики, в городскую местность.
2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | |
Занято в экономике - всего | 102825 | 101038 | 98961 | 103201 | 98746 | 102918 |
в том числе: | ||||||
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство, человек | 9959 | 9847 | 8866 | 8651 | 6995 | 7309 |
Удельный вес занятых в отрасли сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, рыболовства и рыбоводства, процентов | 9,7 | 9,7 | 9,0 | 8,4 | 7,1 | 7,1 |
С урбанизацией населения республики не используется в полной мере природный потенциал в виде земель сельскохозяйственного назначения, общая площадь которых в 2017 году составила 3370,8 тыс. га или 19,97 процента от общей площади республики. Вследствие неэффективного использования земельных ресурсов образуются выпадающие доходы, отсутствуют поступления финансовых средств за счет рационального использования земли.
1990 г. | 2001 г. | 2010 г. | 2017 г. | |
Площадь территории, тыс. га | 16860,4 | 16860,4 | 16860,4 | 16860,4 |
в том числе: | ||||
сельхозугодия | 3975,4 | 3900,5 | 2661,3 | 2660,5 |
из них: | ||||
пашня | 433,7 | 237,2 | 135,6 | 135,5 |
залежь | 1,3 | 123,5 | 61,4 | 61,4 |
многолетние насаждения | 0,9 | 0,9 | 0,2 | 0,2 |
сенокосы | 73,4 | 76,0 | 54,8 | 54,8 |
пастбища | 3466,1 | 3462,9 | 2409,3 | 2408,5 |
Удельный вес сельхозугодий в общей площади земельного фонда, процентов | 23,6 | 23,1 | 15,8 | 15,8 |