(с изменениями на 10 апреля 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 28.12.2020 N 1117, от 03.03.2021 N 119, от 29.09.2021 N 741, от 10.04.2024 N 252)
В соответствии с Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 N 117-р, Правительство Самарской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу Правительства Самарской области по повышению эффективности управления общественными финансами Самарской области на период до 2024 года.
2. Признать утратившими силу следующие постановления Правительства Самарской области:
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство управления финансами Самарской области.
4. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о. первого вице-губернатора - председателя
Правительства Самарской области
В.В.КУДРЯШОВ
ПРОГРАММА ПРАВИТЕЛЬСТВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2024 ГОДА
(в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 28.12.2020 N 1117, от 03.03.2021 N 119, от 29.09.2021 N 741, от 10.04.2024 N 252)
Программа Правительства Самарской области по повышению эффективности управления общественными финансами Самарской области на период до 2024 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 N 117-р, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации Медведевым Д.А. 29.09.2018.
В 2015 - 2018 годах совершенствование системы управления общественными финансами Самарской области осуществлялось в рамках реализации Программы Правительства Самарской области по повышению эффективности управления общественными финансами Самарской области на период до 2018 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2015 N 496 (далее - Программа на период до 2018 года).
В ходе реализации Программы на период до 2018 года были проведены мероприятия по следующим основным направлениям:
совершенствование бюджетного процесса на основе стратегического планирования;
расширение использования программно-целевого метода бюджетного планирования как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов;
обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости областного и местных бюджетов Самарской области;
развитие системы управления сферой государственно-частного партнерства в Самарской области;
формирование системы анализа эффективности бюджетных расходов;
повышение качества оказания государственных услуг;
обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов Самарской области.
По большинству направлений реализации Программы на период до 2018 года достигнуты значительные результаты.
1.1. Совершенствование бюджетного процесса на основе стратегического планирования.
В рамках реализации данной задачи постановлением Правительства Самарской области от 12.07.2017 N 441 утверждена Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года. Прогноз социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года и бюджетный прогноз Самарской области на долгосрочный период до 2030 года утверждены соответственно постановлениями Правительства Самарской области от 21.12.2016 N 783 и от 17.02.2017 N 104. Ежегодно разрабатываются и принимаются основные направления бюджетной и налоговой политики Самарской области и прогноз социально-экономического развития Самарской области на среднесрочный период. Кроме того, ежегодно утверждается программа действий Правительства Самарской области на текущий год по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Послания Губернатора Самарской области.
1.2. Расширение использования программно-целевого метода бюджетного планирования как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов.
В целях повышения эффективности бюджетных расходов ежегодно осуществлялась оценка эффективности реализации государственных программ Самарской области и ведомственных целевых программ. Сводный доклад о ходе реализации и оценке эффективности реализации государственных программ Самарской области ежегодно размещался на официальном сайте министерства экономического развития и инвестиций Самарской области в сети Интернет.
В соответствии с результатами проведенной оценки главными распорядителями средств областного бюджета (далее - главные распорядители) обеспечивалась корректировка параметров программ, в том числе изменение объемов бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации программных мероприятий.
Доля расходов областного бюджета, сформированных в рамках государственных программ Самарской области и ведомственных целевых программ, в общем объеме расходов областного бюджета по итогам 2018 года составила 86,7%.
Предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам осуществлялось в основном в рамках государственных программ Самарской области.
1.3. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости областного и местных бюджетов Самарской области.
В целях обеспечения сбалансированности областного бюджета и повышения эффективности использования средств областного бюджета ежегодно принимались правовые акты Правительства Самарской области, определяющие меры по реализации закона Самарской области об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период. Реализация указанных правовых актов Самарской области позволила обеспечить:
доведение предельных объемов финансирования с учетом групп приоритетности расходов;
формирование заявок на финансирование с учетом сроков и объемов оплаты денежных обязательств по заключаемым государственным контрактам, иным договорам, определенных при планировании закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Самарской области;
осуществление расходов государственных бюджетных и автономных учреждений Самарской области с учетом фактической потребности в кассовых расходах;
перечисление субсидий при наличии документов, подтверждающих фактически произведенные расходы или возникновение соответствующих денежных обязательств при условии обеспечения оплаты авансовых платежей по ним в размере, не превышающем тридцати процентов от суммы обязательства;
осуществление контроля за исполнением государственными заказчиками, заказчиками требований, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов за счет оптимизации государственных закупок;
использование экономии средств областного бюджета, сложившейся по результатам торгов, на основании решений комиссии по бюджетным проектировкам при Правительстве Самарской области;
осуществление ежемесячного мониторинга неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета, на счетах местных бюджетов.
Принятые меры в условиях ограниченности финансовых ресурсов позволили исполнить в полном объеме все социально значимые расходные обязательства Самарской области, предусмотренные законами Самарской области об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период.
Мероприятия по повышению налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет Самарской области реализовывались в соответствии с Планом мероприятий по оздоровлению государственных финансов, включая мероприятия, направленные на рост доходов, оптимизацию расходов, а также сокращение государственного долга Самарской области, утвержденным распоряжением Правительства Самарской области от 29.12.2012 N 619-р, а также Программой совместных действий налоговых, контролирующих, правоохранительных и других органов и организаций в части использования потенциала доходов бюджетов всех уровней на территории Самарской области государственной программы Самарской области "Управление государственными финансами и развитие межбюджетных отношений" на 2014 - 2021 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 14.11.2013 N 623. Кроме того, в целях повышения собираемости отдельных налоговых платежей, поступающих в консолидированный бюджет Самарской области, проводилась работа по реализации совместных с Управлением Федеральной налоговой службы по Самарской области и Управлением Федеральной службы судебных приставов по Самарской области планов мероприятий, направленных на увеличение собираемости налоговых доходов на 2015 - 2018 годы (по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций, налогу на доходы физических лиц, а также имущественным налогам).
В соответствии с результатами ежегодной оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот принималось решение о целесообразности предоставления ряда налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков.
В целях обеспечения устойчивости областного бюджета проводилась работа по сохранению объема государственного долга на экономически безопасном уровне, достижению равномерного распределения во времени платежей по погашению и обслуживанию государственного долга, а также уменьшению расходов на обслуживание долговых обязательств Самарской области.
По состоянию на 1 января 2019 года объем государственного долга Самарской области составил 54,8 млрд. рублей, сократившись по отношению к 1 января 2018 года на 9,6 млрд. рублей, а долговая нагрузка по всем видам долговых обязательств составила 38%, достигнув докризисного уровня 2013 года, при этом долговая нагрузка по рыночным заимствованиям составила 25%, сократившись за год на 11 процентных пунктов.
Министерством управления финансами Самарской области (далее - министерство финансов) ежеквартально формировался рейтинг муниципальных образований по качеству управления бюджетным процессом. В ходе мониторинга анализировались показатели, характеризующие качество работы с доходами бюджета, эффективность расходования средств, качество работы с источниками финансирования дефицита местного бюджета и муниципальным долгом, качество управления бюджетным процессом на местном уровне. В целях поощрения за достигнутые результаты и дополнительного стимула для дальнейшего улучшения показателей финансовой деятельности органов местного самоуправления муниципальным образованиям Самарской области предоставлялись дотации на стимулирование повышения качества управления муниципальными финансами.
1.4. Развитие системы управления сферой государственно-частного партнерства в Самарской области.