____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Самарской области от 30.12.2022 N 1283.
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Самарской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый бюджетный прогноз Самарской области на долгосрочный период до 2030 года.
2. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый вице-губернатор - председатель
Правительства Самарской области
А.П.НЕФЕДОВ
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
Бюджетный прогноз Самарской области на долгосрочный период (на 2017 - 2030 годы) (далее - бюджетный прогноз) разработан в соответствии с требованиями статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на основании постановления Правительства Самарской области от 02.06.2015 N 305 "Об утверждении Порядка разработки бюджетного прогноза Самарской области на долгосрочный период".
Бюджетный прогноз разработан на 14 лет (на 2017 - 2030 годы) с учетом стратегических целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, основных направлениях бюджетной и налоговой политики Самарской области.
Основной целью долгосрочного бюджетного планирования является определение финансовых возможностей бюджета Самарской области для исполнения принятых и принимаемых расходных обязательств, тенденций изменения доходной и расходной частей бюджета, условий привлечения и обслуживания заимствований.
В 2015 - 2016 годах социально-экономическое развитие Самарской области проходило в условиях продолжающегося негативного влияния нестабильной внешнеэкономической ситуации, введения перекрестных санкций, падения мировых цен на нефть, падения курса рубля к иностранным валютам и ускорения инфляции. Несмотря на разнонаправленную динамику развития региона по основным макроэкономическим показателям, социально-экономическая ситуация в Самарской области оценивается как относительно стабильная. Итоги исполнения областного бюджета в целом свидетельствуют о положительных результатах его адаптации к условиям изменившейся экономической ситуации на фоне бюджетных ограничений.
Сценарные условия бюджетного прогноза вытекают из трех вариантов прогноза социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года: консервативного, базового и целевого.
Все варианты базируются на единых целях государственной социально-экономической политики и учитывают реализацию приоритетных проектов и программ по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации и Самарской области.
По консервативному варианту прогноза в условиях сохранения рисков неустойчивого развития экономики вследствие высокой неопределенности внешнеэкономических факторов, а также с учетом консервативных оценок потребительского и инвестиционного спроса темпы экономического роста будут минимальными.
Базовый и целевой варианты прогноза предполагают продолжение институциональных преобразований, направленных на улучшение делового климата, развитие конкуренции, повышение качества и эффективности корпоративного и государственного управления.
Базовый вариант предполагает умеренную динамику экономического роста в ключевых отраслях (автомобилестроение, производство летательных и космических аппаратов, нефтехимия, агропромышленный комплекс). Важнейшими факторами интенсификации экономического развития в 2017 - 2030 годах будут выступать положительная динамика инвестиционного спроса, связанная с активизацией инвестиционных вложений в модернизацию экономики и инфраструктуры, реализацией политики импортозамещения, невысокий рост потребительского спроса со стороны домашних хозяйств, основанный на положительной динамике роста заработной платы и доходов населения, снижении уровня инфляции.
Целевой вариант в отличие от базового предполагает более качественные изменения в экономическом и социальном развитии, максимизацию использования всех факторов экономического роста, в том числе повышение эффективности бизнеса, производительности труда, человеческого капитала, более активное вовлечение финансового капитала в инвестиционные процессы, обусловленные реализацией крупномасштабных проектов, переход к инновационному типу развития.
Базовый и целевой варианты прогноза базируются на предпосылке постепенной отмены экономических санкций в отношении Российской Федерации, улучшения внешнеэкономических факторов, создания благоприятных условий для устойчивого экономического роста и проведения структурной модернизации экономики области.
В основу бюджетного прогноза закладывается базовый вариант прогноза социально-экономического развития Самарской области на 2017 - 2030 годы.
Целью долгосрочного бюджетного планирования в Самарской области является обеспечение предсказуемости динамики доходов и расходов бюджета Самарской области, что позволяет вырабатывать соответствующие меры, направленные на повышение устойчивости и эффективности функционирования бюджетной системы Самарской области.
Основными целями и направлениями деятельности Правительства Самарской области в области налоговой политики будут являться:
сохранение бюджетной устойчивости, увеличение доходной части бюджета, а также поддержка инвестиционной активности бизнеса, в первую очередь в производственной сфере, обеспечивающей увеличение налогового потенциала области;
отмена части неэффективных льгот по налогу на имущество организаций, транспортному налогу и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков;
проведение работы, направленной на упорядочивание механизма предоставления налоговых преференций отдельным категориям налогоплательщиков на территории Самарской области, и оценка эффективности налоговых льгот, установленных региональным законодательством;
изучение возможности комплексного изменения регионального инвестиционного налогового законодательства с целью разработки более гибкого механизма предоставления льгот и иных преференций;
проведение совместной с органами местного самоуправления работы по увеличению налоговой базы по имущественным налогам, поступление которых в меньшей степени зависит от экономической ситуации в стране и регионе.
Основными направлениями бюджетной политики на долгосрочный период будут являться:
обеспечение бюджетной устойчивости и сбалансированности областного бюджета;
формирование оптимальной структуры расходов бюджетов, ориентированной на содействие социальному и экономическому развитию области;
повышение эффективности бюджетных расходов;
формирование бюджетных параметров исходя из четкой приоритезации и необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
реализация мер социальной поддержки населения региона с применением критериев адресности и нуждаемости получателей;
совершенствование системы межбюджетных отношений;
повышение эффективности государственного финансового контроля;
обеспечение открытости и прозрачности областного бюджета и бюджетного процесса для граждан.
Реализация долговой политики региона будет основываться на следующих принципах:
эффективное управление государственным долгом области и последовательное снижение государственного долга Самарской области;
поддержание экономически безопасного уровня государственного долга Самарской области;
минимизация расходов на обслуживание долговых обязательств Самарской области.
Основными рисками неисполнения бюджетного прогноза Самарской области в долгосрочной перспективе могут являться возможные кризисные явления в мировой и российской экономике. Наиболее неблагоприятными последствиями и рисками для бюджетной системы Самарской области являются:
изменение федерального законодательства в области налогового регулирования;
превышение прогнозируемого уровня инфляции;
изменение финансово-экономической политики предприятий, входящих в крупные корпорации и холдинги, в сторону уменьшения финансовых показателей производства на территории Самарской области;
изменение конъюнктуры рынка у крупных производственных предприятий;
снижение цены на нефть;
риск ликвидности, возникающий в случае отсутствия необходимых средств для полного исполнения своих обязательств в срок. В целях снижения данного риска при планировании и осуществлении заимствований учитывается необходимость сохранения государственного долга на экономически безопасном уровне;
недостаточное и несвоевременное принятие главными распорядителями бюджетных средств и органами местного самоуправления мер по обеспечению разработки и утверждения соответствующих нормативных правовых актов в целях реализации установленных полномочий;
недостаточно активная деятельность муниципальных образований и главных распорядителей бюджетных средств как самостоятельных управленческих единиц по реализации стратегических целей Самарской области;
ухудшение условий для заимствований;
сокращение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
закрепление дополнительных полномочий.
В целях минимизации бюджетных рисков при планировании и исполнении областного бюджета необходимо придерживаться политики оптимизации, повышения доходного потенциала Самарской области, поддержания экономически безопасного уровня государственного долга и сдерживания расходов.
Прогноз основных характеристик бюджета Самарской области, показатели объема государственного и муниципального долга Самарской области, а также прогноз расходов на осуществление непрограммных направлений деятельности области представлены в приложении 1 к бюджетному прогнозу.
Показатели финансового обеспечения государственных и ведомственных программ Самарской области на период их действия за счет средств областного бюджета представлены в приложении 2 к бюджетному прогнозу.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЮДЖЕТА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА
тыс. рублей
Наименование | 2017 год (закон о бюджете) | 2018 год (закон о бюджете) | 2019 год (закон о бюджете) | 2020 год (прогноз) | 2021 год (прогноз) | 2022 год (прогноз) | 2023 год (прогноз) |
Доходы | 143 450 759 | 137 050 860 | 142 387 830 | 142 529 455 | 149 917 221 | 157 638 224 | 165 932 449 |
В том числе: | |||||||
налоговые и неналоговые | 125 600 473 | 130 433 804 | 135 791 945 | 142 529 455 | 149 917 221 | 157 638 224 | 165 932 449 |
безвозмездные поступления | 17 850 286 | 6 617 055 | 6 595 885 | ||||
Дефицит(-)/профицит (+) | -3 292 076 | 1 252 137 | |||||
Источники финансирования дефицита | 3 292 076 | -1 252 137 | |||||
В том числе: | |||||||
заимствования | 22 228 434 | 13 746 173 | 13 220 659 | 11 311 173 | 11 606 432 | 11 627 001 | 11 749 192 |
погашение заимствований | -23 082 867 | -15 143 083 | -13 264 554 | -11 311 173 | -11 606 432 | -11 627 001 | -11 749 192 |
прочие источники | 4 146 509 | 144 773 | 43 895 | ||||
Объем госдолга на конец года | 66 555 836 | 65 158 926 | 65 115 031 | 65 115 031 | 65 115 031 | 65 115 031 | 65 115 031 |
Уровень долговой нагрузки | 53% | 50% | 48% | 46% | 43% | 41% | 39% |
Объем расходов, всего | 146 742 835 | 135 798 722 | 142 387 830 | 142 529 455 | 149 917 221 | 157 638 224 | 165 932 449 |
Из них в рамках государственных и ведомственных целевых программ | 120 616 980 | 106 080 925 | 103 511 966 | 118 300 381 | 124 432 108 | 132 416 812 | 139 383 856 |
В том числе: | |||||||
государственные программы Самарской области | 120 261 268 | 105 723 903 | 103 151 372 | 117 938 572 | 124 069 079 | 132 052 561 | 139 018 377 |
ведомственные целевые программы | 355 712 | 357 022 | 360 594 | 361 809 | 363 028 | 364 251 | 365 479 |
непрограммные направления расходов | 26 125 855 | 25 790 150 | 26 471 449 | 24 229 074 | 25 485 113 | 25 221 412 | 26 548 593 |
условно утвержденные расходы | 3 927 647 | 12 404 415 | |||||
Доля программных расходов | 82% | 78% | 73% | 83% | 83% | 84% | 84% |
Размер муниципального долга | 13 173 024 | 13 304 755 | 13 437 802 | 13 572 180 | 13 707 902 | 13 844 981 | 13 983 431 |
тыс. рублей
Наименование | 2024 год (прогноз) | 2025 год (прогноз) | 2026 год (прогноз) | 2027 год (прогноз) | 2028 год (прогноз) | 2029 год (прогноз) | 2030 год (прогноз) |
Доходы | 174 533 289 | 183 512 051 | 193 106 039 | 202 929 542 | 213 405 352 | 224 191 871 | 235 071 750 |
В том числе: | |||||||
налоговые и неналоговые | 174 533 289 | 183 512 051 | 193 106 039 | 202 929 542 | 213 405 352 | 224 191 871 | 235 071 750 |
безвозмездные поступления | |||||||
Дефицит(-)/профицит (+) | |||||||
Источники финансирования дефицита | |||||||
В том числе: | |||||||
заимствования | 13 176 193 | 13 738 320 | 14 449 493 | 14 114 603 | 13 876 636 | 13 337 001 | 13 752 923 |
погашение заимствований | -13 176 193 | -13 738 320 | -14 449 493 | -14 114 603 | -13 876 636 | -13 337 001 | -13 752 923 |
прочие источники | |||||||
Объем госдолга на конец года | 65 115 031 | 65 115 031 | 65 115 031 | 65 115 031 | 65 115 031 | 65 115 031 | 65 115 031 |
Уровень долговой нагрузки | 37% | 35% | 34% | 32% | 31% | 29% | 28% |
Объем расходов, всего | 174 533 289 | 183 512 051 | 193 106 039 | 202 929 542 | 213 405 352 | 224 191 871 | 235 071 750 |
Из них в рамках государственных и ведомственных целевых программ | 146 608 465 | 155 985 656 | 166 071 522 | 176 548 954 | 187 796 891 | 199 530 882 | 211 564 634 |
В том числе: | |||||||
государственные программы Самарской области | 146 241 754 | 155 617 710 | 165 702 336 | 176 178 524 | 187 425 213 | 199 157 951 | 211 190 447 |
ведомственные целевые программы | 366 710 | 367 946 | 369 186 | 370 430 | 371 678 | 372 930 | 374 187 |
непрограммные направления расходов | 27 924 825 | 27 526 395 | 27 034 517 | 26 380 589 | 25 608 461 | 24 660 989 | 23 507 116 |
условно утвержденные расходы | |||||||
Доля программных расходов | 84% | 85% | 86% | 87% | 88% | 89% | 90% |
Размер муниципального долга | 14 123 265 | 14 264 498 | 14 407 143 | 14 551 214 | 14 696 726 | 14 843 694 | 14 992 130 |