МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 22 июля 2019 года N 372

Об утверждении Обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов в 2018 г.



В соответствии с пунктом 13 Порядка организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 2016 г. N 517,

приказываю:

Утвердить Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов в 2018 г.

Заместитель Министра
И.В.Трунин



УТВЕРЖДЕН
приказом
Министерства финансов
Российской Федерации
от 22 июля 2019 года N 372



Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов в 2018 г.



Введение


В настоящем документе обобщена и проанализирована правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов и правоприменительная практика соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон "Об аудиторской деятельности") и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов (далее - обязательные требования).

Настоящий документ составлен на основе анализа требований нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, материалов проверок саморегулируемых организаций аудиторов, результатов систематического наблюдения (мониторинга) исполнения саморегулируемыми организациями аудиторов обязательных требований, анализа поступивших в Минфин России отчетов саморегулируемых организаций аудиторов, обращений граждан о деятельности саморегулируемых организаций аудиторов, анализа документов и сведений, размещенных на официальных сайтах саморегулируемых организаций аудиторов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт саморегулируемой организации аудиторов).

1. Общая характеристика государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов


Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов осуществляет Минфин России. Объектом государственного контроля (надзора) являются саморегулируемые организации аудиторов, включенные в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. В государственном реестре саморегулируемых организаций аудиторов содержатся сведения о двух саморегулируемых организациях аудиторов: "Российский Союз аудиторов" (Ассоциация) (далее - РСА), Ассоциация "Содружество" (далее - ААС) (таблица N 1).

Таблица N 1



Саморегулируемые организации аудиторов, сведения о которых были внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов по состоянию на 1 января 2018 года

Регистрационный номер записи

Саморегулируемая организация аудиторов

Дата включения сведений в реестр

03

РСА

27.11.2009

06

ААС

30.12.2009


Саморегулируемые организации аудиторов объединяют аудиторов и аудиторские организации. Все саморегулируемые организации аудиторов находятся в г.Москве. Согласно данным реестров аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов членами саморегулируемых организаций аудиторов по состоянию на 1 января 2018 года были 4133 аудиторские организации и 19534 аудитора.

Основанием осуществления Минфином России государственной функции по государственному контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов являются статья 22 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", подпункт 5.3.30 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, и пункт 2 Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 1202 (далее - Положение о государственном надзоре). Порядок исполнения данной государственной функции установлен Административным регламентом по исполнению Министерством финансов Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, утвержденным приказом Минфина России от 21 сентября 2011 г. N 115н.

Согласно Федеральному закону "Об аудиторской деятельности" предметом государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов является соблюдение этими организациями обязательных требований. Перечень правовых актов и их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, утвержден приказом Минфина России от 18 октября 2016 г. N 444 (в редакции приказов Минфина России от 9 марта 2017 г. N 269, от 10 мая 2017 г. N 354, от 29 мая 2017 г. N 387).

В 2018 году государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов осуществлялся:

1) в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерством финансов Российской Федерации на 2018 г., утвержденным Минфином России 30 октября 2017 г. и согласованным Генеральной прокуратурой Российской Федерации (далее - План проверок). План проверок опубликован на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Минфина России) в ноябре 2017 года.

В соответствии с Планом проверок проведена одна плановая выездная проверка соблюдения ААС обязательных требований в части осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов (ноябрь - декабрь 2018 года);

2) в соответствии с подпунктом "в" пункта 5 Положения о государственном надзоре проводилось систематическое наблюдение (апрель, август, декабрь 2018 года) за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении РСА и ААС своей деятельности, в том числе проведение анализа поступивших в Минфин России документов и сведений и (или) размещенной на официальном сайте саморегулируемой организации аудиторов информации (далее - наблюдение).

В 2018 г. внеплановые проверки саморегулируемых организаций аудиторов не проводились.

В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" и Положением о государственном надзоре по результатам проведенных в 2018 году проверок и наблюдений Минфином России направлены (вынесены):

1) предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушений обязательных требований от 21 января 2019 г. N 010 ААС (срок принятия мер по недопущению в дальнейшем нарушений - 1 мая 2019 г.);

2) письмо Минфина России от 21 января 2019 г. N 07-03-21/2647 о выявленных в ходе плановой выездной проверки ААС недостатках в организации работы по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов (срок принятия мер по устранению недостатков в организации работы - 1 мая 2019 г.);

3) 10 писем Минфина России о выявленных в ходе наблюдения недостатках: по 5 писем в РСА и ААС.

В 2018 году саморегулируемые организации аудиторов, их должностные лица к административной ответственности не привлекались.

Во исполнение Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415, информация о проведенной в 2018 году проверке ААС, о ее результатах и о принятых ААС мерах по устранению выявленных нарушений внесена в единый реестр проверок.

Во исполнение части 9 статьи 22 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" о результатах проведенной проверки и о принятом решении Минфин России информировал Совет по аудиторской деятельности, созданный в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности. Информация о проведенной Минфином России проверке и принятом по ее результатам решении опубликована на официальном сайте Минфина России.

В целях оказания методической помощи саморегулируемым организациям аудиторов, а также предотвращения возможных нарушений и недостатков Минфином России велась соответствующая профилактическая работа. Основными способами проведения такой работы в 2018 году стали:

1) утверждение Программы профилактики нарушений обязательных требований саморегулируемыми организациями аудиторов на 2018 год (приказ Минфина России от 7 марта 2018 г. N 128);

2) размещение в специальном разделе на официальном сайте Минфина России информации, касающейся профилактики нарушений обязательных требований саморегулируемыми организациями аудиторов;

3) размещение в специальном разделе на официальном сайте Минфина России информации, касающейся профилактики нарушений аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами требований Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"), в том числе по повышению эффективности организации и осуществления саморегулируемыми организациями аудиторов и Федеральным казначейством контроля соблюдения аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами указанных требований;

4) поддержание в актуальном состоянии на официальном сайте Минфина России перечня нормативных правовых актов и их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, и самих нормативных правовых актов;

5) информирование всех саморегулируемых организаций аудиторов о результатах проведенной проверки путем размещения соответствующего документа на официальном сайте Минфина России (после окончания проверки) и рассмотрения результатов проверки на заседаниях Совета по аудиторской деятельности (март 2018 года);

6) обобщение результатов государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, осуществленного Минфином России в 2017 году, информирование об этом всех саморегулируемых организаций аудиторов путем размещения соответствующего документа на официальном сайте Минфина России;

7) подготовка отчета о контроле качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за 2017 год и размещение его на официальном сайте Минфина России;

8) подготовка документа "Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов в 2017 г.", утвержденного приказом Минфина России от 30 июля 2018 г. N 1673, и размещение его на официальном сайте Минфина России. Указанный документ обсужден и одобрен Советом по аудиторской деятельности в июне 2018 года;

9) проведение совещаний с саморегулируемыми организациями аудиторов по обсуждению результатов анализа практики применения саморегулируемыми организациями аудиторов обязательных требований (май, август, декабрь 2018 года). Информация о результатах совещания размещена на официальном сайте Минфина России.

В 2018 году в судах не оспаривались основания и результаты проведения в 2018 году в отношении саморегулируемых организаций аудиторов мероприятий по контролю.

2. Правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов


Обобщение и анализ правоприменительной практики организации и проведения государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов не выявили проблемных вопросов, наличия устаревших, дублирующих и избыточных требований в части:

- составления ежегодного плана проверок саморегулируемых организаций аудиторов, его направления в органы прокуратуры и доработки по итогам рассмотрения органами прокуратуры;

- использования оснований для проведения внеплановых проверок, согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры в установленных федеральными законами случаях;

издания приказов Минфина России о проведении проверок саморегулируемых организаций аудиторов, их содержания;

- выбора документарной или выездной проверки саморегулируемой организации аудиторов;

- исчисления и соблюдения сроков проведения проверки саморегулируемой организации аудиторов;

- соблюдения прав саморегулируемой организации аудиторов при организации и проведении проверки;

- оформления результатов проверки саморегулируемой организации аудиторов и принятия мер по ее результатам;

- применения к саморегулируемым организациям аудиторов мер воздействия, установленных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", за нарушения обязательных требований, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора);

- привлечения саморегулируемых организаций аудиторов, их должностных лиц к административной ответственности за административные правонарушения, выявленные в ходе осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов;

- оценки тяжести нарушений обязательных требований и выбора ответственности, к которой привлекается саморегулируемая организация аудиторов.

3. Правоприменительная практика соблюдения саморегулируемыми организациями аудиторов обязательных требований


Осуществленные в 2018 году мероприятия государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов выявили отдельные нарушения обязательных требований и недостатки в организации работы саморегулируемых организаций аудиторов.

В целях совершенствования деятельности саморегулируемых организаций аудиторов результаты государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов в 2018 году обобщены и размещены на официальном сайте Минфина России в разделе "Аудиторская деятельность - Контроль и надзор".

Выявленные в ходе государственного контроля (надзора) нарушения и недостатки требуют принятия мер саморегулируемыми организациями аудиторов. Наличие устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований не установлено.

3.1. Осуществление саморегулируемыми организациями аудиторов внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов


Мероприятия государственного контроля (надзора) в части применения мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов, допустивших нарушения требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов (далее - установленные требования) показали, что саморегулируемыми организациями аудиторов:

- утверждены комплекты внутренних организационно-распорядительных документов, устанавливающих порядок организации работы по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов (далее - ВККР);

- создан специализированный орган осуществляющий контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации аудиторов установленных требований;

- организована работа по осуществлению контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации аудиторов установленных требований.

Вместе с тем мероприятиями государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов выявлены случаи:

- несоблюдения периодичности проведения плановых проверок;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»