ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2018 года N 283
О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 490
Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 490 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы" следующие изменения:
1.1. В названии и пункте 1 постановления слова "на 2015-2020 годы" исключить.
1.2. Пункт 2.2 постановления изложить в следующей редакции:
"2.2. Направлять в Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга:
годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности реализации государственной программы до 1 марта года, следующего за отчетным;
план-график реализации государственной программы на текущий финансовый год ежегодно до 1 апреля".
1.3. Пункт 3.2 постановления изложить в следующей редакции:
"3.2. Ежегодно до 10 февраля года, следующего за отчетным, представлять в Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга отчет о выполнении мероприятий государственной программы".
1.4. Дополнить постановление пунктом 3.2-1 следующего содержания:
"3.2-1. Ежегодно до 10 марта направлять в Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга предложения для включения в план-график реализации государственной программы на текущий финансовый год".
1.5. В пункте 5 постановления слова "Казанскую О.А." заменить словами "Митянину А.В.".
1.6. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Митянину А.В.
Губернатор Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко
Внесен в Реестр
нормативных правовых актов
Санкт-Петербурга
12 апреля 2018 года
Регистрационный N 23779
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 11.04.2018 N 283
Государственная программа Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге"
1 | Ответственный исполнитель государственной программы Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа) | КТЗН |
2 | Соисполнители государственной программы | ИОГВ |
3 | Участники государственной программы | ГИТ, ГУ РО ФСС РФ, ЛФП, РОР СПП |
4 | Цели государственной программы | Содействие формированию и рациональному использованию трудовых ресурсов Санкт-Петербурга |
5 | Задачи государственной программы | Сближение спроса и предложения на рынке труда. Повышение уровня социальной поддержки безработных граждан. Повышение эффективности государственного регулирования рынка труда. Достижение сбалансированности спроса и предложения трудовых ресурсов. Формирование целостной системы профессиональной ориентации для обеспечения процесса профессионального самоопределения граждан в соответствии с потребностями рынка труда. Повышение эффективности системы профессионального образования. Оптимизация объемов и профессионально-квалификационной структуры привлекаемой в Санкт-Петербург рабочей силы из других регионов Российской Федерации и иностранных государств. Улучшение условий и охраны труда работающих в Санкт-Петербурге. Снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Создание в Санкт-Петербурге благоприятных условий, позволяющих инвалидам трудоспособного возраста реализовать свое право на труд |
6 | Целевые показатели государственной программы | Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда (далее - МОТ). Уровень занятости населения в возрасте 15-72 лет. Прирост (рост) реальной заработной платы относительно уровня 2011 года. Доля вакантных рабочих мест в общей численности рабочих мест в организациях Санкт-Петербурга (без субъектов малого предпринимательства). Удельный вес численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников. Численность пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих. Доля работающих в отчетном периоде инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста |
7 | Основания разработки государственной программы | государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 298; государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1297; |
8 | Перечень подпрограмм государственной программы (далее - подпрограммы) и отдельных мероприятий государственной программы (далее - отдельные мероприятия) | Подпрограммы: подпрограмма 1 "Государственные гарантии и активная региональная политика в сфере занятости" (далее - подпрограмма 1); подпрограмма 2 "Профессиональное самоопределение" (далее - подпрограмма 2); подпрограмма 3 "Трудовая миграция" (далее - подпрограмма 3); подпрограмма 5 "Улучшение условий и охраны труда" (далее - подпрограмма 5); подпрограмма 6 "Создание условий для эффективного трудоустройства инвалидов" (далее - подпрограмма 6). Отдельные мероприятия: отдельное мероприятие "Обеспечение мониторинга рынка труда и разработки прогноза баланса трудовых ресурсов Санкт-Петербурга" (далее - мероприятие 1); отдельное мероприятие "Обеспечение разработки прогноза баланса трудовых ресурсов Санкт-Петербурга и прогноза потребности в кадрах на рынке труда Санкт-Петербурга" (далее - мероприятие 2) |
9 | Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования, в том числе по годам реализации | Общий объем финансирования государственной программы в 2017-2022 гг. составляет 10323360,8 тыс.руб., в том числе средства бюджета Санкт-Петербурга - 6803443,0 тыс.руб., в том числе по годам реализации: 2017 г. - 910385,5 тыс.руб.; 2018 г. - 1104878,6 тыс.руб.; 2019 г. - 986532,1 тыс.руб.; 2020 г. - 1032936,7 тыс.руб.; 2021 г. - 1344949,7 тыс.руб.; 2022 г. - 1423760,4 тыс.руб.; средства федерального бюджета - 3519917,8 тыс.руб., в том числе по годам реализации: 2017 г. - 641914,9 тыс.руб.; 2018 г. - 538691,9 тыс.руб.; 2019 г. - 576940,6 тыс.руб.; 2020 г. - 587456,8 тыс.руб.; 2021 г. - 587456,8 тыс.руб.; 2022 г. - 587456,8 тыс.руб. |
10 | Ожидаемые результаты реализации государственной программы | Уровень безработицы в 2-3 раза ниже среднероссийского, но не более 2,0 процента численности рабочей силы. Поддержание занятости населения на одном из самых высоких уровней в Российской Федерации, но не менее 73,5 процента от численности населения в возрасте 15-72 лет. Прирост (рост) реальной заработной платы относительно уровня 2011 года - 109,0 процента. Снижение дефицита кадров в экономике (до 3,3 процента от численности работающих в организациях Санкт-Петербурга). Удельный вес численности высококвалифицированных работников составит не менее трети в общей численности квалифицированных работников (36,7 процента). Снижение численности пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом (до 1,26 человека на 1000 работающих). Увеличение доли работающих инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Санкт-Петербурге до 50,0 процента |
Сферой реализации государственной программы является сфера труда и занятости населения Санкт-Петербурга, охватывающая полный спектр направлений развития рынка труда и процессов управления трудовыми ресурсами.
Координацию реализации государственной политики в сфере труда и занятости населения Санкт-Петербурга осуществляет КТЗН.
КТЗН является регулятором и крупнейшим в регионе посредником на рынке труда, обеспечивая оказание государственных услуг в области содействия занятости населения Санкт-Петербурга гражданам и работодателям.
КТЗН регулярно осуществляет мониторинг сферы труда и занятости населения Санкт-Петербурга, результаты которого показывают, что функционирование рынка труда Санкт-Петербурга характеризуется как стабильное и устойчивое с низким уровнем безработицы и одним из самых высоких в Российской Федерации уровнем занятости населения (таблица 1).
Кризисные процессы, наступившие в 2014-2015 годах, не отразились на численности занятых в экономике Санкт-Петербурга - динамика занятости была положительной. В 2015 году в экономике Санкт-Петербурга были заняты 2905,5 тыс. человек, что составило 72,2 процента от численности населения в возрасте от 15 до 72 лет (в 2014 году - 2846,1 тыс. человек, 71,9 процента соответственно). Подобная устойчивость занятости сопровождалась замедлением темпов роста заработной платы. Реальная начисленная заработная плата в январе-декабре 2015 года составила 90,7 процента к аналогичному периоду 2014 года.
Снижение оплаты труда позволяет работодателю сокращать трудовые издержки, сдерживая масштабы увольнений. Подобная гибкость оплаты труда может достигаться несколькими способами: сокращение рабочего времени (перевод сотрудников на неполную занятость или в форме вынужденных отпусков без сохранения оплаты труда), инфляционное обесценение номинальной оплаты труда (сдерживание индексаций), сокращение переменной части оплаты труда (выплаты компенсационного и стимулирующего характера), задержки заработной платы.
В 2016 году наблюдалось медленное восстановление экономики Санкт-Петербурга, сопровождаемое некоторым улучшением макроэкономической обстановки в стране - укреплением национальной валюты и стабилизацией цен на нефть. Динамика большинства показателей производства товаров и услуг в Санкт-Петербурге была положительной по сравнению с аналогичным периодом 2015 года: индекс промышленного производства составил 103,9 процента (в 2015 году по сравнению с 2014 годом указанный показатель составлял 93,0 процента), объем работ по виду деятельности "строительство" - 100,7 процента (в 2015 году - 89,1 процента), оборот оптовой торговли - 122,6 процента (в 2015 году - 99,1 процента), оборот общественного питания - 109,0 процента (в 2015 году - 96,6 процента).
При этом ряд показателей социального развития указывает на то, что снижение уровня жизни населения, наблюдавшееся в 2015 году, не полностью компенсировалось в 2016 году, темпы инфляционных процессов в 2016 году по сравнению с 2015 годом хотя и замедлились, но остались высокими - индекс потребительских цен составил 107,0 процента (в 2015 году - 113,2 процента). Средняя начисленная реальная заработная плата одного работника в январе-ноябре 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года составила 102,9 процента, реальные денежные доходы населения - 96,9 процента. В 2016 году продолжилось сокращение потребительских расходов населения - оборот розничной торговли составил 98,5 процента по сравнению с предыдущим годом, объем платных услуг населению - 99,6 процента.
Стабильное функционирование рынка труда Санкт-Петербурга в 2016 году способствовало снижению социальной напряженности. На протяжении II-IV кварталов 2016 года уровень безработицы (по МОТ) сохранялся на отметке 1,6 процента, что является самым низким значением среди субъектов Российской Федерации (Северо-Западный федеральный округ Российской Федерации - 4,2 процента, Москва - 1,7 процента, Российская Федерация - 5,4 процента в IV квартале 2016 года).
В 2016 году в экономике Санкт-Петербурга продолжился рост численности занятых, уровень занятости достиг исторического максимума - 73,5 процента. Высокий уровень занятости обеспечивался за счет гибких форм занятости, дополнительно введенных рабочих мест и увеличения занятости на производственных единицах, функционирующих без образования юридического лица. В 2016 году было введено 30666 рабочих мест (в аналогичном периоде 2015 года - 27307 рабочих мест). Численность занятых на производственных единицах, функционирующих без образования юридического лица, в 2016 году выросла до 403,8 тыс. человек (в 2015 году указанный показатель составлял 148,8 тыс. человек). К лицам, занятым на производственных единицах, функционирующих без образования юридического лица, относятся в том числе индивидуальные предприниматели, лица, занятые у индивидуального предпринимателя, и самозанятые. Количество индивидуальных предпринимателей к 01.01.2017, учтенных в статистических регистрах Росстата, выросло до 129609 единиц (на 01.01.2016 - 117470 единиц).
В Санкт-Петербурге отмечается превышение объемов межрегиональной миграции над международной миграцией. В 2016 году межрегиональный миграционный прирост в Санкт-Петербурге составил 43,8 тыс. человек, в 2015 году - 51,2 тыс. человек. В 2016 году международный миграционный прирост составил 1,0 тыс. человек, а в 2015 году было зафиксировано миграционное снижение - 25,9 тыс. человек. Санкт-Петербург, являясь крупным финансово-экономическим центром Российской Федерации, притягивает человеческий капитал из других регионов.
Существенных изменений в структуре занятости в 2007-2015 годах не произошло. Численность занятых в ряде отраслей менялась нестабильно. В 2015 году по сравнению с 2010 годом увеличение занятых отмечается в обрабатывающих производствах, транспорте и связи, операциях с недвижимостью, оптовой торговле и строительстве (таблица 2).
Напряженность на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах Службы занятости населения (далее - Служба занятости), в расчете на одну вакансию) в конце декабря 2016 года составила 0,58 человека на вакансию (в конце декабря 2015 года - 0,44 человека на вакансию).
Уровень регистрируемой безработицы (отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения в среднем за 2015 год) на конец декабря 2016 года составил 0,40 процента (на конец декабря 2015 года этот показатель составлял 0,47 процента).
Несмотря на стабильное развитие, основной проблемой рынка труда Санкт-Петербурга остается дисбаланс спроса и предложения трудовых ресурсов, который становится серьезным препятствием для развития городской экономики, приводит к потерям государственного бюджета и недоиспользованию накопленного человеческого капитала. Дефицит кадров со средним профессиональным образованием вынуждает работодателей привлекать трудовых мигрантов и работников, квалификации которых не соответствуют требованиям занимаемых рабочих мест и должностей. Переизбыток кадров с высшим образованием по отдельным специальностям, во-первых, повышает конкуренцию среди работников и снижает потенциальную стоимость их труда и потенциальные доходы государственного бюджета от налогов и взносов, во-вторых, снижает шансы на трудоустройство по полученной специальности и возможность человека реализовать свои образовательные и профессиональные навыки. Низкие шансы трудоустройства или нежелание работать по специальности стимулируют неформальную занятость.
N п/п | Наименование показателя, характеризующего рынок Санкт-Петербурга | Единица измерения | Источник данных | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Численность рабочей силы | тыс.чел. | Росстат. Итоги выборочного обследования рабочей силы | 2885,1 | 2967,2 | 3020,3 |
2 | Численность занятых в экономике | тыс.чел. | 2846,1 | 2905,3 | 2970,5 | |
3 | Уровень участия в рабочей силе | % | 72,8 | 73,8 | 74,7 | |
4 | Уровень занятости населения | % | 71,9 | 72,2 | 73,5 | |
5 | Уровень безработицы | % | 1,4 | 2,1 | 1,6 | |
6 | Уровень регистрируемой безработицы | % | КТЗН | 0,4 | 0,5 | 0,4 |
7 | Численность иностранных трудовых мигрантов | тыс.чел. | Росстат. Баланс трудовых ресурсов по Санкт-Петербургу | 221,9 | 258,4 | 290,5 |
8 | Среднемесячная заработная плата | руб. | Петростат | 40697 | 44187 | 48684 |
(источник данных: Росстат. Баланс трудовых ресурсов по Санкт-Петербургу)
N п/п | Наименование показателя | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Среднегодовая численность занятых в экономике, в том числе: | 2593,1 | 2589,9 | 3179,4 |
2 | Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 10,1 | 9,5 | 14,3 |
3 | Добыча полезных ископаемых | 1,3 | 1,2 | 1,6 |
4 | Обрабатывающие производства | 353,2 | 351,9 | 438,2 |
5 | Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 44,5 | 42,7 | 47,7 |
6 | Строительство | 265,8 | 264,6 | 295,9 |
7 | Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 566,8 | 562,2 | 681,5 |
8 | Гостиницы и рестораны | 60,8 | 59,2 | 122,0 |
9 | Транспорт и связь | 233,4 | 234,3 | 299,5 |
10 | Финансовая деятельность | 62,3 | 60,1 | 75,5 |
11 | Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 403,2 | 407,8 | 534,4 |
12 | Образование | 227,5 | 229,7 | 233,7 |
13 | Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 149,5 | 151,9 | 162,8 |
14 | Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 121,9 | 124,0 | 179,9 |