ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 ноября 2022 года N 2161

О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие здравоохранения"



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст.373; N 11, ст.1625; N 48, ст.7431; N 53, ст.8684; 2019, N 5, ст.380; N 15, ст.1752; N 43, ст.6103; N 49, ст.7140; 2020, N 14, ст.2108; N 35, ст.5562; N 51, ст.8466; N 52, ст.8897; 2021, N 15, ст.2579; N 32, ст.6007; 2022, N 1, ст.169; N 14, ст.2253; N 18, ст.3072; N 19, ст.3236; N 42, ст.7184).

2. Министерству здравоохранения Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Развитие здравоохранения" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 14 дней со дня официального опубликования настоящего постановления.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2023 г., за исключением абзацев двадцать шестого и двадцать седьмого раздела 5 государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", приложений N 11 и 12 к указанной Программе (в редакции настоящего постановления), которые вступают в силу с 1 января 2024 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

     

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 ноября 2022 года N 2161

     

Изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие здравоохранения"



Изложить государственную программу Российской Федерации "Развитие здравоохранения" в следующей редакции:

"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 декабря 2017 года N 1640
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 29 ноября 2022 года N 2161)

     

Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения"

     

Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"

     
1. Оценка текущего состояния сферы охраны здоровья граждан


В 2021 году, по оценке Федеральной службы государственной статистики, ожидаемая продолжительность жизни составила 70,06 года (снижение на 1,48 года по сравнению с 2020 годом - 71,54 года).

В 2021 году по сравнению с 2020 годом в Российской Федерации отмечен рост показателя общей смертности на 14,4 процента - до 16,7 случая на 1000 человек населения (в 2020 году - 14,6 случая на 1000 человек населения), число умерших составило 2441,6 тыс. человек и увеличилось на 303 тыс. человек.

В 2021 году отмечается небольшой рост младенческой смертности, при этом на протяжении длительного периода младенческая смертность снижалась (снижение с 2018 по 2020 годы на 11,8 процента). По данным Федеральной службы государственной статистики, младенческая смертность в 2021 году составила 4,6 случая на 1000 человек, родившихся живыми, что на 2,2 процента больше по сравнению с 2020 годом.

Общая заболеваемость населения в 2021 году выросла на 7,2 процента - с 156419,2 случая на 100 тыс. человек населения в 2020 году до 167713,8 случая на 100 тыс. человек населения в 2021 году.

В 2021 году по сравнению с 2020 годом снижение заболеваемости отмечается только по классу "беременность, роды и послеродовый период" (на 3,3 процента).

Общая заболеваемость населения болезнями системы кровообращения в Российской Федерации выросла на 2,5 процента и новообразованиями - на 2,5 процента.

Негативные демографические тенденции - снижение ожидаемой продолжительности жизни, избыточная смертность обусловлены влиянием пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 (далее - COVID-19), которая явилась одним из сильнейших вызовов для системы здравоохранения за последнее столетие.

В целях противодействия распространению COVID-19 одними из основных санитарно-противоэпидемических мероприятий были введение на территории страны требований по изоляции и самоизоляции граждан, а также приостановление проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров взрослого населения.

Проведение диспансеризации и профилактических медицинских осмотров взрослого и детского населения возобновилось в субъектах Российской Федерации только в III квартале 2020 г. после некоторого смягчения противоэпидемических мер.

В результате диспансеризации и профилактических медицинских осмотров определенных групп населения с впервые в жизни установленным диагнозом выявлено 3318543 заболевания, или 2,7 процента от общего числа впервые зарегистрированных заболеваний (125022382 заболевания) (в 2020 году из 111294314 заболеваний при профилактических медицинских осмотрах и при диспансеризации определенных групп населения выявлено 3099121 заболевание, или 2,8 процента).

Доля впервые в жизни установленных неинфекционных заболеваний, выявленных при проведении диспансеризации и профилактическом медицинском осмотре у взрослого населения от общего числа неинфекционных заболеваний с впервые установленным диагнозом составила 11,7 процента (96,6 процента запланированного количества на 2020 год с учетом корректировки).

В настоящее время имеются населенные пункты, находящиеся вне зоны доступности для граждан первичной медико-санитарной помощи. По состоянию на 1 сентября 2022 г. доля населенных пунктов с числом жителей 101-2000 человек, населению которых доступна первичная медико-санитарная помощь по месту их проживания, в целом по Российской Федерации составила 99,69 процента.

Отмечается недостаточный уровень качества первичной медико-санитарной помощи и ее доступности для населения.

Часто выявляется формальный подход медицинских работников к проведению диспансеризации. У граждан не сформирована потребность в ежегодном ее прохождении.

По итогам реализации федерального проекта "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи" по состоянию на 1 сентября 2022 г. охват граждан профилактическими осмотрами составил 28,8 процента (53,8 процента от плана на 2022 год), завершили профилактические мероприятия более 42 млн. человек. Информированием о возможности прохождения профилактических мероприятий охвачено более 60,55 млн. человек.

В субъектах Российской Федерации отмечается дефицит фельдшерско-акушерских пунктов и фельдшерских пунктов, а также врачебных амбулаторий.

С целью обеспечения доступности первичной медико-санитарной помощи для граждан, проживающих в населенных пунктах с численностью населения от 100 до 2000 человек, в субъектах Российской Федерации введены в эксплуатацию 1768 фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий из 1791 объекта, запланированного к созданию или замене в 2019-2020 годах.

Получены лицензии на осуществление медицинской деятельности на 1760 фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, на таких объектах за январь - август 2022 г. осуществлено более 1,9 млн. посещений.

На труднодоступных и удаленных территориях актуальным является использование передвижных медицинских комплексов.

С целью повышения доступности первичной медико-санитарной помощи для жителей отдаленных, труднодоступных и малонаселенных пунктов в медицинские организации субъектов Российской Федерации поставлено 1324 передвижных медицинских комплекса, запланированных к поставке в 2019-2021 годах, в 2022 году по состоянию на 1 сентября 2022 г. такими передвижными медицинскими комплексами осуществлено порядка 88,5 тыс. выездов, с их использованием осмотрено порядка 2,7 млн. человек.

В целях обеспечения доступности экстренной медицинской помощи реализуются мероприятия по развитию санитарной авиации.

В 2022 году запланировано совершить 10984 вылета санитарной авиации, эвакуировать 13456 человек. По состоянию на 1 сентября 2022 г. выполнено 9659 вылетов санитарной авиации (87,9 процента), эвакуировано 11787 человек (87,6 процента), в том числе 2296 детей, из них 705 в возрасте до 1 года.

Медицинские организации, подведомственные исполнительным органам субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, нуждаются в дальнейшем переоснащении (дооснащении) медицинским оборудованием.

По данным субъектов Российской Федерации, в 2021 году количество единиц оборудования для оказания медицинской помощи со сроком эксплуатации свыше 10 лет в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и медицинскую помощь в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек, составило 46,3 тыс. единиц при плановых 32 тыс. единиц.

Большинство субъектов Российской Федерации имеют дефицит врачей, среднего и младшего медицинского персонала. Несмотря на положительную динамику с 2016 года, в 2022 году расчетный дефицит врачей в Российской Федерации составил 26451 врач и 58268 средних медицинских работников.

В настоящее время в качестве источника для расчета показателей и результатов федерального проекта "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами" используется информация из обновленного федерального регистра медицинских работников, являющегося подсистемой единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ФРМР 2.0).

Одной из основных причин снижения укомплектованности медицинских организаций необходимым количеством медицинских работников является ощутимое снижение заработной платы, вызванное сокращением стимулирующих "ковидных" выплат. Кроме того, продолжается трудовая миграция медицинских работников из государственных медицинских организаций в медицинские организации частной формы собственности (коммерческие). По итогам 6 месяцев 2022 г. укомплектованность медицинских организаций врачами составляет 82,15 процента, а средними медицинскими работниками - 84,5 процента.

Сохраняется тенденция к увеличению доли населения в старших возрастных группах. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в 2018 году доля граждан 60 лет и более составляла 21,3 процента, на 1 января 2022 г. - 23,1 процента, а к 2030 году составит 25,4 процента. Данная динамика предполагает проведение мероприятий по повышению качества и доступности медицинской помощи, в том числе по профилю "гериатрия".

Сохраняются проблемы с обеспечением населения лекарственными препаратами, в том числе льготных категорий граждан. Для их решения требуется совершенствование организационных процессов, в том числе внедрение системы мониторинга движения лекарственных препаратов во всех медицинских и фармацевтических организациях.

До настоящего времени не все медицинские организации страны, в том числе врачебные амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты, включены в единый цифровой контур на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.

Основной задачей, стоящей перед здравоохранением, является необходимость ускорения темпов роста ожидаемой продолжительности жизни с учетом текущей демографической ситуации, обусловленной негативным влиянием COVID-19, а также рисками, формирующимися в условиях нарастающего санкционного давления вследствие введения торговых, технологических и финансовых ограничений со стороны недружественных государств, ухудшения геополитического фона в целом.

Мероприятия, направленные на решение указанных проблем, будут реализовываться как в рамках действующих направлений (подпрограмм) государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (далее - Программа), так и в рамках новых инициатив социально-экономического развития Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы


Дальнейшее развитие сферы охраны здоровья граждан, помимо необходимости решения существующих проблем, связано с рядом общемировых тенденций. В связи с этим структура Программы должна охватывать как направления, обеспечивающие достижение национальных целей в сфере охраны здоровья (решение первоочередных проблем смертности и заболеваемости), так и направления, обеспечивающие прорыв отечественной системы здравоохранения в соответствии с общемировыми тенденциями.

Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы определены в следующих документах:

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года";

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

Стратегия развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. N 2581-р;

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;

Государственная стратегия противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 3468-р;

перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации целями государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала являются устойчивый естественный рост численности и повышение качества жизни населения, укрепление здоровья граждан.

Достижение целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала обеспечивается путем решения следующих задач:

увеличение ожидаемой продолжительности жизни, снижение смертности и уровня инвалидизации населения, профилактика профессиональных заболеваний;

повышение качества и доступности медицинской помощи, включая вакцинацию и лекарственное обеспечение;

обеспечение устойчивости системы здравоохранения, ее адаптации к новым вызовам и угрозам, в том числе связанным с распространением инфекционных заболеваний, создание резервов лекарственных препаратов и медицинских изделий;

повышение мотивации граждан к ведению здорового образа жизни, занятию физической культурой и спортом;

обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

развитие системы социально-гигиенического мониторинга.

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определена национальная цель развития Российской Федерации на период до 2030 года - "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей".

Указанная цель декомпозирована на мероприятия и показатели, характеризующие ее достижение, в Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р (далее - Единый план).

Исходя из указанных приоритетов сформулированы следующие основные цели Программы:

цель 1 - снижение смертности населения от всех причин до 11,5 случая на 1000 человек населения к 2030 году;

цель 2 - повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»