ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 ноября 2009 года N 1683-ПП


О Концепции поддержки работающей молодежи Свердловской области на период до 2020 года



В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р "О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации", Указом Губернатора Свердловской области от 5 августа 2003 года N 466-УГ "Об организации работы с работающей молодежью в Свердловской области до 2015 года" ("Областная газета", 2003, 8 августа, N 171), Постановлением Правительства Свердловской области от 06.06.2001 N 393-ПП "О Концепции сбережения населения Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, N 6, ст. 726) с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Свердловской области от 04.06.2004 N 433-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 6-1, ст. 806), от 16.10.2006 N 890-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2006, N 10, ст. 1236) и от 31.12.2008 N 1457-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 12-7, ст. 2229), во исполнение Постановлений Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 8-1, ст. 1274) с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Свердловской области от 14.08.2009 N 926-ПП, и от 01.10.2008 N 1043-ПП "О задачах исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, по реализации основных положений Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 10, ст. 1578) с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Свердловской области от 14.08.2009 N 926-ПП, в целях решения проблем работающей молодежи, создания условий для участия молодежи в социально-экономическом развитии Свердловской области, обеспечения поддержки и максимального использования потенциала молодых граждан, обеспечения реализации инновационного сценария долгосрочного развития Свердловской области Правительство Свердловской области постановляет:


1. Одобрить Концепцию поддержки работающей молодежи Свердловской области на период до 2020 года (далее - Концепция) (прилагается).


2. Департаменту по делам молодежи Свердловской области (Гущин О.В.) совместно с исполнительными органами государственной власти Свердловской области в срок до 1 января 2010 года разработать проект плана мероприятий по реализации I этапа Концепции и представить проект плана в Свердловскую областную трехстороннюю комиссию по урегулированию социально-трудовых отношений.


3. Департаменту по делам молодежи Свердловской области (Гущин О.В.):


1) обеспечить мониторинг реализации Концепции, информировать исполнительные органы государственной власти Свердловской области, Свердловскую областную трехстороннюю комиссию по урегулированию социально-трудовых отношений о ходе реализации Концепции;


2) обеспечить освещение в средствах массовой информации хода реализации Концепции.


4. Рекомендовать главам муниципальных образований в Свердловской области руководствоваться Концепцией при разработке и реализации мероприятий и проектов, связанных с интересами работающей молодежи.


5. Рекомендовать профсоюзным организациям, союзам и ассоциациям работодателей, руководителям предприятий и организаций и молодежным общественным организациям в своей деятельности в отношении работающей молодежи руководствоваться Концепцией.


6. Постановление Правительства Свердловской области от 13.07.2004 N 647-ПП "О Концепции поддержки работающей молодежи Свердловской области на период до 2015 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 7-1, ст. 1012) считать утратившим силу.


7. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Свердловской области по экономической политике и перспективному развитию, министра экономики и труда Свердловской области Максимова М.И.



Председатель Правительства
Свердловской области
В.А.КОКШАРОВ



К Постановлению
Правительства Свердловской области
от 20 ноября 2009 г. N 1683-ПП



КОНЦЕПЦИЯ ПОДДЕРЖКИ РАБОТАЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА



ВВЕДЕНИЕ


В современных условиях, в период социально-экономических преобразований в стране большое значение для России, для Свердловской области и муниципальных образований имеет инновационное развитие хозяйственных и социальных структур, общественных и производственных отношений. При этом особое внимание должно уделяться развитию человеческого потенциала, человеческого и социального капитала. Перспективное развитие основано и определяется региональными и местными особенностями: сложившейся структурой экономики, построенными внешними и внутренними социально-экономическими связями территорий, их инвестиционной привлекательностью, характером и тенденциями демографических процессов, научно-техническим потенциалом, меняющимися ценностными ориентациями молодежи, проживающей в Свердловской области, в муниципальных образованиях в Свердловской области.


Одной из важнейших составляющих перспективного социально-экономического развития региона являются воспроизводство и развитие профессиональной, квалифицированной и социально активной работающей молодежи как человеческого ресурса. Под процессом воспроизводства работающей молодежи как человеческого ресурса социально-экономического развития понимается совокупность последовательных действий, направленных на трудовое воспитание молодежи, обеспечение квалифицированной профессиональной ориентации молодежи, подготовку профессиональных молодых работников, вовлечение их в созидательный трудовой процесс, особенно в отраслях экономики региона, имеющих решающее значение для его социально-экономического развития, создание условий для социальной и профессионально-производственной адаптации молодежи в трудовых коллективах предприятий и организаций Свердловской области, активизацию их позитивной социальной деятельности, формирование их гражданской культуры.


Участие молодого человека в социально-экономических процессах - это прежде всего способ удовлетворить свои личные, жизненные потребности, такие, как материальные, создание семьи и воспитание детей, создание для себя необходимых бытовых и жилищных условий, наличие минимальных социальных и экономических гарантий для себя и своей семьи. Вместе с тем труд для молодого человека выражает его стремление к достижению более высокого социального и производственного статуса, самообразованию и самореализации личности. Таким образом, труд выступает как условие и средство социального развития молодежи.


В Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р (далее - федеральная Стратегия ГМП), определено, что государственная молодежная политика является системой государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.


В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, также указывается, что целью государственной молодежной политики в Российской Федерации является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, а также использование потенциала молодежи в интересах инновационного социально-экономического развития России.


Сложные задачи социально-экономического развития, определенные в Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, одобренной Постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 8-1, ст. 1274) с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Свердловской области от 14.08.2009 N 926-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2009, N 8-1, ст. 1044), также невозможно решить без активного участия молодежи и прежде всего работающей молодежи.


С 2004 года в Свердловской области работа по оказанию работающей молодежи государственной поддержки проводилась в рамках реализации Концепции поддержки работающей молодежи Свердловской области на период до 2015 года, одобренной Постановлением Правительства Свердловской области от 13.07.2004 N 647-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 7-1, ст. 1012). За прошедшее время развитие российского общества и укрепление российского государства, сопровождающиеся формированием соответствующей нормативно-правовой основы, привели к необходимости внесения в Концепцию поддержки работающей молодежи Свердловской области на период до 2015 года существенных изменений.


Вместе с тем социальная практика, подтвердившая в целом необходимость формирования на региональном уровне системы государственной поддержки работающей молодежи, выявила в используемых с 2004 года на данном направлении методологических основаниях и технологических подходах серьезные недостатки, которые не позволили до настоящего времени создать эффективную систему включения молодежи Свердловской области в социально-экономические процессы, значительно снизить социальные и экономические риски, связанные с трудовой деятельностью молодежи.


Эти обстоятельства в совокупности обусловили необходимость разработки новой системы государственной поддержки работающей молодежи на уровне региона, отрасли, муниципального образования, предприятия (организации), осуществленной при разработке данной новой редакции Концепции поддержки работающей молодежи Свердловской области на период до 2020 года.


Концепция поддержки работающей молодежи Свердловской области на период до 2020 года (далее - Концепция) определяет принципиальный подход к формированию и развитию региональной системы государственной поддержки работающей молодежи как элемента государственной молодежной политики, основные понятия, цель, принципы, приоритетные направления, этапы и механизмы государственной поддержки социальных процессов, обуславливающих развитие работающей молодежи как субъекта позитивного и инновационного социального действия.


Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, федеральной Стратегии ГМП, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (до 2020 года), Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, а также на общепризнанных принципах и нормах международного права.



ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНЦЕПЦИИ


В Концепции используются следующие основные понятия:


1) работающая молодежь (молодые работники) - граждане в возрасте от 14 до 30 лет, находящиеся в соответствии с российским законодательством в трудовых отношениях с каким-либо работодателем независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;


2) государственная молодежная политика - "система формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах инновационного развития России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности";


3) молодежная политика в отношении работающей молодежи на предприятии, в организации и муниципальном образовании - система подходов и определяемых ими последовательных действий, направленных на достижение целей и решение задач по поддержке работающей молодежи, осуществляемых за счет средств предприятия, организации, муниципального образования;


4) молодая семья - семья, в которой супруги не достигли возраста 35 лет, а также родители в возрасте до 35 лет, имеющие несовершеннолетних детей;


5) персонал - категория работников, объединенных по признаку принадлежности к предприятию, организации или профессии.



Раздел 1. ОПИСАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ



Глава 1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАБОТАЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ


Работающая молодежь является многочисленной и наиболее социально развитой частью российской молодежи, для которой характерна социальная активность и социальная ответственность. При этом молодежная политика рассматривается как один из механизмов, обеспечивающих достижение целей и решение задач, определенных в проекте Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Концепция - 2020). Так, в разделе "Развитие социальных институтов и социальная политика" Концепции - 2020 молодежная политика определяется как самостоятельное направление, обеспечивающее в том числе "полноценное участие молодежи в экономической и общественной жизни страны". Особое значение приобретает реализация государственной молодежной политики в решении задачи создания в Российской Федерации конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий, обеспечивающей переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному развитию.



Глава 2. РАБОТАЮЩАЯ МОЛОДЕЖЬ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ


В настоящее время в Свердловской области сохраняется общая неблагоприятная демографическая ситуация. Тенденции к стабилизации воспроизводства населения, наметившиеся в предыдущие годы, хотя и на низком уровне, не решают проблему естественного убытия населения области. В результате следует ожидать, что численность населения области сократится с 4,463 млн. человек в 2002 году до 4,311 млн. человек к 2015 году:



Таблица 1



ЧИСЛЕННОСТЬ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ



     (тыс. человек)


┌════════════════════════════════════════════════════┬════════════════════‰

│                  Группа населения                  │Свердловская область│

│                                                    ├═════════┬══════════┤ 

│                                                    │2005 год │ 2015 год │ 

├════════════════════════════════════════════════════┼═════════┼══════════┤ 

│Все население трудоспособного возраста (16 - 60 лет)│  2979   │   2778   │ 

├════════════════════════════════════════════════════┼═════════┼══════════┤ 

│Население в возрасте 16 - 30 лет (потенциально      │  1060   │   845    │ 

│"работающая молодежь")                              │         │          │ 

└════════════════════════════════════════════════════┴═════════┴══════════…


Приведенные данные показывают, что если убыль всего трудоспособного населения составит около 7 процентов, то количество молодежи в Свердловской области, находящейся в трудоспособном возрасте (16 - 30 лет), к 2015 году уменьшится на 20 процентов. Таким образом, численность потенциальной работающей молодежи уменьшится гораздо больше, чем остальных возрастных групп трудоспособного населения. Это приведет к возрастанию трудовой и социальной нагрузки на молодых работников.


В такой ситуации многое будет определяться политикой областных и муниципальных органов власти, направленной на удержание на территории Свердловской области (муниципального образования) работающей молодежи и привлечение молодых граждан к активной и производительной профессионально-трудовой деятельности. При этом особо остро встанет вопрос об эффективности использования работающей молодежи как социально-экономического ресурса инновационного развития.


Особую актуальность имеет обозначенный подход для сельских территорий, где общая численность молодежи к 2020 году уменьшится на 33 процента к уровню 2008 года:



Диаграмма 1


ПРОГНОЗ ДИНАМИКИ ЧИСЛЕННОСТИ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (В ВОЗРАСТЕ 14 - 30 ЛЕТ) (ДО 2020 ГОДА) (ТЫС. ЧЕЛОВЕК)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»