ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июня 2004 года N 433-ПП
О внесении изменений в Концепцию "Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года", одобренную постановлением Правительства Свердловской области от 06.06.2001 N 393-ПП
В целях выполнения задач, поставленных Президентом Российской Федерации В.В.Путиным в ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительство Свердловской области
постановляет:
1. Внести в Концепцию "Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года", одобренную постановлением Правительства Свердловской области от 06.06.2001 N 393-ПП "О Концепции "Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, N 6, ст.726), следующие изменения:
1) главу 1. Основные понятия, используемые в Концепции, дополнить:
после абзаца, начинающегося со слов "Преждевременная смертность...", абзацем следующего содержания:
"Призрение - попечение, сочувствие, милосердие, забота о нуждах ближнего.";
после абзаца, начинающегося со слов "Социальный заказ...", абзацем следующего содержания:
"Толерантность - способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды; терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.";
2) название главы 6 изложить в следующей редакции:
"6. Преодоление бедности, основные социальные приоритеты Свердловской области в решении проблемы народосбережения";
3) главу 6 перед абзацем, начинающимся со слов "Политика в области решения проблем народосбережения...", дополнить текстом следующего содержания:
"Президентом Российской Федерации В.В.Путиным в качестве одного из приоритетов на ближайшую перспективу определена борьба с бедностью. Проблема очень сложна и может быть полностью решена а течение длительного временного периода. При определении проблемы вероятно применить такой тезис: "Борьба с бедностью - намерение, попытка либо уничтожить бедность, "подтянув" всех граждан выше черты бедности, либо облегчить положение тех, кто находится за чертой, повышая их доход, но необязательно устраняя при этом разрыв бедности".
В современных условиях России число граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, составило в 2003 году 20 процентов, сократившись с 25 процентов в 2002 году. Несмотря на сокращение, это очень большая цифра: каждый пятый гражданин России живет за чертой бедности. Несколько лучше дело обстоит в Свердловской области - удельный вес населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, в Свердловской области сократился с 24 процентов в I квартале 2003 года до 14 процентов в IV квартале 2003 года. Еще один позитивный момент - в 2003 году темпы роста заработной платы на 10 процентных пунктов, а доходов населения - на 20 процентных пунктов превысили темпы инфляции.
В результате, если в 2002 году на средний доход в Свердловской области можно было купить 1,74 потребительской "корзины" (прожиточного минимума), то в 2003 году - 2,36 (для сравнения: в Челябинской области этот показатель вырос с 1,64 до 1,89).
Среди субъектов Российской Федерации по соотношению доходов и прожиточного минимума Свердловская область поднялась на 6 место.
Темп роста реальных располагаемых денежных доходов населения в области более чем в 1,4 раза выше темпов роста аналогичного показателя по России в целом.
Это оказало положительное воздействие на решение задачи по борьбе с бедностью в регионе.
Достижение высокого уровня заработной платы - лучший способ борьбы с бедностью, и политика руководства Свердловской области в лице Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области в сфере доходов направлена на решение этого вопроса.
Так, размер заработной платы в экономике Свердловской области в декабре 2003 года превысил уровень декабря 2002 года на 26 процентов.
Как 2003 год, так и начало 2004 года характеризуется отсутствием задолженности по выплате заработной платы работникам областных и муниципальных бюджетных учреждений - еще один положительный вклад в дело по преодолению бедности в нашем регионе.
Еще один из инструментов борьбы с бедностью - налоговая реформа. Необходимо доведение налоговой реформы до логического конца, когда условия налогообложения будут равными для всех предприятий, работающих в одной сфере, а налоговая система в целом необременительной для бизнеса. Именно через адекватную налоговую систему станет возможным обеспечение повышения уровня оплаты труда, исключение "серых схем" выплат денежного вознаграждения.
Реальная возможность повышения качества жизни людей на фоне значительного сокращения числа бедных просматривается посредством решения стратегических установок, таких, как:
кардинальное улучшение экономической ситуации как в целом по стране, так и в отдельно взятом регионе - материальной основы для преодоления бедности; повышение жизненного уровня, конкурентоспособности человека;
развитие как регионального, так и российского бизнеса, работающего на основе продолжения великих традиций российского предпринимательства;
наращивание темпов производства средними компаниями, обеспечение увеличения инвестиций в основной капитал, в развитие внутреннего рынка;
становление среднего класса как базы для социально-экономической, политической устойчивости общества, приближение новых членов общества к среднему классу с одновременным снижением доли категории населения с доходами ниже прожиточного минимума;
повышение доходов населения, достижение высокого уровня заработной платы как оптимального метода преодоления бедности, в переходном периоде - доведение минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного человека, а в последующем - до потребительского бюджета (обеспечивающего полное воспроизводство рабочей силы);
создание эффективной системы медицинского, социального, пенсионного страхования;
поворот от политики патернализма к политике субсидиарности в социальной сфере на основе усиления адресности как в области предоставления льгот, так и в области социальных выплат, компенсаций, пособий; уход от принципов поощрения социального паразитизма;
улучшение пенсионного обеспечения в ходе проведения пенсионной реформы в стране; упрочение тенденций улучшения жизненного уровня инвалидов, пожилых и престарелых граждан;
обеспечение положительного развития демографических процессов путем повышения рождаемости, обеспечения молодых семей жильем - через развитие системы долгосрочного кредитования коммерческими банками жилищного строительства, ипотечного кредитования, внедрения современных социальных новаций поддержки семьи, включая материальную, создания экономических и нравственных основ для семьи, дающих возможность рождения и воспитания нескольких детей;
определение стратегии государственной политики на рынке труда и занятости, реформирование сферы государственных услуг;
обеспечение стабилизации санитарно-эпидемиологической и экологической ситуации в Свердловской области;
сведение к минимуму условий, отрицательно воздействующих на становление и жизнеобеспечение личности и общества в целом.";
4) главу 6 перед абзацем, начинающимся со слов "Обеспечение доступности улучшения жилищных условий населения...", дополнить текстом следующего содержания:
"Уменьшение граждан, подлежащих призрению, развитие благотворительности и общественного призрения:
координация деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области, местного самоуправления, органов внутренних дел, опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в вопросах проведения мероприятий по сокращению численности семей социального риска, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальных сирот, детей, изъятых у родителей или самостоятельно ушедших из семей;
ужесточение спроса и общественного порицания родителей за безответственность перед собственными детьми и невыполнение обязанностей по воспитанию и содержанию детей, вплоть до оформления и передачи дел в судебные органы на нерадивых родителей;
профилактика детского и семейного неблагополучия, работа с благополучной здоровой семьей, испытывающей временные трудности в повседневной жизни;
повышение результативности работы по профилактике преступности, в том числе повторной, среди несовершеннолетних, реабилитация осужденных и вернувшихся из воспитательных колоний и специальных учреждений;
защита и соблюдение имущественных прав несовершеннолетних, соблюдение прав детей на жилище, усиление контроля за законностью сделок с жильем, где проживают несовершеннолетние, закрепление и сохранение за детьми жилья при направлении детей в социальные учреждения;
соблюдение прав детей на получение основного общего образования в Свердловской области, своевременное принудительное устройство в школу детей из неблагополучных семей;
борьба с социальными болезнями (бытовое пьянство, алкоголизм, наркомания), приводящими к социальному сиротству, безнадзорности и беспризорности, правонарушениям и гибели детей;
разработка и осуществление комплекса мер по восстановлению сети детских дошкольных учреждений;
применение общественных мер воздействия на детей, бросающих своих престарелых родителей;
развитие сети учреждений по воспитанию и обучению детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
выявление и развитие потенциальных возможностей у детей с ограниченными физическими возможностями;
возрождение традиций российской благотворительности;
создание и учреждение благотворительных обществ;
создание условий и системы поддержки благотворительности со стороны органов государственного управления и местного самоуправления;
воспитание молодежи и состоятельных людей в духе добра и милосердия;
взаимодействие учреждений общественного призрения с благотворительными организациями;
развитие частной инициативы: меценатства и филантропической деятельности;
усиление влияния церкви в деле призрения;
создание при церквях, больницах, образовательных учреждениях организаций общественного призрения;
профилактика нищенства и социальная реабилитация выявленных попечителями нуждающихся;
открытие для граждан, подлежащих призрению, приютов, бесплатных столовых, библиотек, иных учреждений;
активизация различных филантропических союзов и обществ, направляющих свои усилия на осуществление каких-либо конкретных видов деятельности: материальную и нравственную поддержку определенных категорий населения, содержание медицинских или образовательных учреждений, иных подобных видов деятельности;
развитие передовых форм и методов работы с населением, пострадавшим от проявлений экстремизма, эпидемий, стихийных бедствий;
развитие материального и морального стимулирования благотворительности;
использование возможностей масс-медиа для популяризации благотворительной деятельности.";
5) главу 6 перед абзацем, начинающимся со слов "Стабилизация криминогенной ситуации...", дополнить текстом следующего содержания:
"Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Свердловской области:
Толерантность - способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнение. "Терпимость - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира", - говорится в Декларации принципов терпимости, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая прав и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека. Нетерпимость в полиэтническом, поликонфессиональном либо в поликультурном обществе приводит к нарушениям прав человека, насилию и вооруженным конфликтам.
Толерантность рассматривается не только как моральный долг, но и как политическое и правовое требование к отдельным людям, группам людей и государств. Вопросы толерантности, разнообразия культур, различия между людьми, религиозные и культурные диалоги должны стать предметом обсуждения на российских, региональных конференциях и содействовать разработке понятия и требований толерантности, а также определять стратегии распространения толерантности и противостояния нетерпимости на региональном уровне посредством:
активизации государственной политики в области развития толерантности в области;
достижения консолидации различных социальных групп и отдельных личностей в ситуации роста социального разнообразия общества, обеспечивающей уменьшение вероятности социальных, политических, экономических, этнических и религиозных конфликтов;
создания общегосударственных программ социальной рекламы, стимулирования акций и кампаний в общественной жизни и средствах массовой информации, формирующих установки доверия к институтам государственной власти, толерантности, противодействия различным формам социальной агрессии, жестокости и экстремизма, особенно в среде подростков, молодежи, социально слабозащищенных слоев населения;
организации на областном и муниципальном уровнях сети центров толерантности и мониторинга социальной безопасности для обеспечения формирования толерантности, веротерпимости, миролюбия у различных групп населения и отдельных личностей;
создания на областном и муниципальном уровнях социально-психологических служб преодоления кризисных ситуаций для обеспечения социального здоровья общества, помощи жертвам насилия и жестокости;
организации мониторинга социальной нетерпимости и напряженности в различных социальных группах муниципальных образований;
разработки эффективных технологий формирования социальных норм толерантности;
создания пилотных центров толерантности и социальной безопасности;
преодоления равнодушного отношения подростков и молодежи к социально опасным проявлениям жестокости и экстремизма, отношения к этим явлениям как к социальной норме;
правового просвещения граждан, которое должно быть адресным по отношению к различным группам населения; повышения информированности граждан о своих правах и обязанностях, преодоления распространения правового нигилизма;
введения государственной психолингвистической экспертизы в систему деятельности органов безопасности, законодательной и исполнительной власти, средств массовой информации, направленной на объективную идентификацию радикальных экстремистских материалов в средствах массовой информации и Интернете;
распространения гуманитарной экспертизы образовательных программ и учебников, психолого-педагогической экспертизы игровой продукции, в первую очередь компьютерных игр, нередко провоцирующих деструктивное поведение детей и подростков;
включения в информационные документы фактического материала, демонстрирующего роль сотрудничества, кооперации, взаимопонимания, веротерпимости, миролюбия, диалога в развитии разных культур;