АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 февраля 2016 года N 46-п


Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Волгоградской области"

(с изменениями на 14 октября 2024 года)

(в ред. постановлений Администрации Волгоградской области от 11.07.2016 N 360-п, от 29.12.2016 N 761-п, от 31.05.2017 N 275-п, от 24.10.2017 N 552-п, от 31.10.2017 N 575-п, от 30.01.2018 N 38-п, от 23.04.2018 N 171-п, от 09.06.2018 N 262-п, от 24.09.2018 N 422-п, от 15.11.2018 N 538-п, от 27.12.2018 N 630-п, от 28.01.2019 N 26-п, от 08.02.2019 N 40-п, от 21.03.2019 N 122-п, от 21.06.2019 N 288-п, от 01.08.2019 N 367-п, от 24.09.2019 N 480-п, от 24.12.2019 N 678-п, от 27.12.2019 N 685-п, от 13.04.2020 N 210-п, от 13.07.2020 N 386-п, от 03.08.2020 N 443-п, от 09.11.2020 N 693-п, от 17.11.2020 N 706-п, от 30.12.2020 N 880-п, от 01.03.2021 N 85-п, от 01.07.2021 N 335-п, от 21.10.2021 N 588-п, от 24.12.2021 N 726-п, от 29.12.2021 N 780-п, от 21.02.2022 N 100-п, от 05.03.2022 N 119-п, от 25.04.2022 N 231-п, от 26.07.2022 N 450-п, от 19.10.2022 N 620-п, от 18.11.2022 N 690-п, от 30.12.2022 N 893-п, от 30.03.2023 N 221-п, от 28.06.2023 N 455-п, от 25.09.2023 N 642-п, от 29.12.2023 N 956-п, от 29.12.2023 N 941-п, от 28.02.2024 N 115-п, от 27.03.2024 N 202-п, от 14.10.2024 N 602-п)




В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Волгоградской области от 27 августа 2013 г. N 423-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Волгоградской области" и в целях формирования областного бюджета по программному принципу на основе государственных программ Волгоградской области Администрация Волгоградской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Волгоградской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Волгоградской области".


(в ред. постановлений Администрации Волгоградской области от 31.10.2017 N 575-п, от 30.12.2020 N 880-п)


2. Признать утратившими силу:


постановление Правительства Волгоградской области от 10 февраля 2014 г. N 46-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Волгоградской области" на 2014 - 2016 годы";


постановление Правительства Волгоградской области от 21 марта 2014 г. N 116-п "О внесении изменений в постановление Правительства Волгоградской области от 10 февраля 2014 г. N 46-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Волгоградской области" на 2014 - 2016 годы";


постановление Правительства Волгоградской области от 28 июля 2014 г. N 382-п "О внесении изменений в постановление Правительства Волгоградской области от 10 февраля 2014 г. N 46-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Волгоградской области" на 2014 - 2016 годы";


постановление Правительства Волгоградской области от 08 сентября 2014 г. N 509-п "О внесении изменений в постановление Правительства Волгоградской области от 10 февраля 2014 г. N 46-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Волгоградской области" на 2014 - 2016 годы";


постановление Администрации Волгоградской области от 28 ноября 2014 г. N 45-п "О внесении изменения в постановление Правительства Волгоградской области от 10 февраля 2014 г. N 46-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Волгоградской области" на 2014 - 2016 годы";


постановление Администрации Волгоградской области от 13 апреля 2015 г. N 162-п "О внесении изменений в постановление Правительства Волгоградской области от 10 февраля 2014 г. N 46-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Волгоградской области" на 2014 - 2016 годы";


постановление Администрации Волгоградской области от 30 декабря 2015 г. N 836-п "О внесении изменений в постановление Правительства Волгоградской области от 10 февраля 2014 г. N 46-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Волгоградской области" на 2014 - 2016 годы и на период до 2020 года".


3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания, подлежит официальному опубликованию и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01 января 2016 г.



И.о. Губернатора
Волгоградской области
А.А.ФЕДЮНИН



Утверждена
постановлением
Администрации
Волгоградской области
от 08 февраля 2016 г. N 46-п



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ ЖИТЕЛЕЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в ред. постановлений Администрации Волгоградской области от 29.12.2023 N 941-п, от 28.02.2024 N 115-п, от 27.03.2024 N 202-п, от 14.10.2024 N 602-п)




Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Волгоградской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Волгоградской области"



1. Оценка текущего состояния сферы жилищного строительства в Волгоградской области


Общий совокупный объем ввода жилья на территории Волгоградской области в 2011 - 2022 годах составил 9538 тыс. кв. метров.


По итогам 2022 года объем ввода жилья составил 798,5 тыс. кв. метров, из которых многоквартирные дома - 290,7 тыс. кв. метров, индивидуальное жилищное строительство - 507,8 тыс. кв. метров.


Общая площадь жилищного фонда в Волгоградской области, по данным Федеральной службы государственной статистики, на конец 2022 года составила 64,1 млн. кв. метров, на одного человека приходится 26 кв. метров.


В 2022 году выдано 114 разрешений на строительство многоквартирных домов площадью 430,2 тыс. кв. метров, что на 3 процента больше, чем в 2021 году (111 разрешений на строительство многоквартирных домов площадью 417,9 тыс. кв. метров).


Ранее осуществлялось строительство преимущественно многоквартирного жилья, доля индивидуальных жилых домов в общем объеме вводимого жилья не превышала 12 процентов. В 2022 году объем индивидуального жилищного строительства составил 64 процента. Рост доли индивидуального жилья в общем объеме вводимого жилья обусловлен повышением его привлекательности для населения и упрощением административных процедур, связанных со строительством и постановкой на государственный кадастровый учет объектов индивидуального жилищного строительства. Законодательные и организационные меры по развитию конкуренции и снижению административных процедур в сфере жилищного строительства оказали значительное влияние на его развитие. Упрощены процедуры подготовки проектов планировки территорий, разработки проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, выдачи разрешений на строительство, осуществления государственного строительного надзора.


Стимулирование спроса на жилье обеспечено развитием рынка ипотечного жилищного кредитования. Удалось обеспечить законодательные и экономические условия для ускоренного развития ипотечного жилищного кредитования.


Ежегодно в Волгоградской области увеличивается спрос на приобретение жилья посредством ипотечного жилищного кредитования (в 2022 году - более 10 тыс. семей, в 2023 - более 15 тыс. семей).


В период массового жилищного строительства установлены (обнаружены) факты недобросовестного исполнения застройщиками своих обязательств по строительству многоквартирных домов и передаче объектов долевого строительства в них гражданам - участникам долевого строительства, денежные средства которых привлечены застройщиками для строительства указанных многоквартирных домов (далее именуются - участники долевого строительства).


В целях реализации государственной политики в жилищной сфере Волгоградской области, направленной на повышение гарантий защиты прав и законных интересов участников долевого строительства, на территории региона создана унитарная некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства Волгоградской области", целью деятельности которой является урегулирование обязательств застройщиков, признанных банкротами, перед участниками долевого строительства с использованием механизмов публично-правовой компании "Фонд развития территорий".


В 2023 году на территории Волгоградской области полностью решен вопрос восстановления прав обманутых участников долевого строительства.


В целях недопущения обмана участников долевого строительства проведена масштабная реформа долевого строительства и осуществлен переход на привлечение средств граждан для финансирования жилищного строительства с использованием счетов эскроу.


В конце 2022 года на территории Волгоградской области строилось более 649 тыс. кв. метров с использованием счетов эскроу, что составляет 19 процентов всего жилья, строящегося в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" на территории субъекта.


Одной из наиболее острых социальных проблем остается проблема обеспечения жильем категорий граждан, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации.


В 2022 году был решен жилищный вопрос 1053 семей (предоставлено из областного бюджета более 1598,9 млн. рублей).


По состоянию на 01 января 2023 г. на учете нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на предоставление социальной выплаты) состоят более 5,4 тыс. семей, подлежащих обеспечению жильем.


Одним из социально значимых направлений улучшения жилищных условий граждан является ликвидация непригодного для проживания жилищного фонда.


С 2019 года успешно выполняются мероприятия региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, на территории Волгоградской области в 2019 - 2025 годах", утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 01 апреля 2019 г. N 141-п, реализуемой в рамках регионального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда (Волгоградская область)" федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", входящего в состав национального проекта "Жилье и городская среда" при финансовой поддержке публично-правовой компании "Фонд развития территорий".


В ходе реализации регионального проекта по состоянию на 01 января 2023 г. расселено 72,69 тыс. кв. метров аварийного жилья из 128,29 тыс. кв. метров непригодного для проживания жилищного фонда, переселено 4,98 тыс. человек из 7,14 тыс. человек, проживающих в таком жилье.


Одновременно на территории Волгоградской области с 2021 года расселяется аварийный жилищный фонд, признанный таковым после 01 января 2017 г. До 2024 года планируется ликвидировать аварийное жилье общей площадью 6,18 тыс. кв. метров с переселением 393 человек.


Основным фактором, препятствующим устойчивому сокращению непригодного для проживания жилищного фонда, является ежегодный прирост и, соответственно, накопление жилищного фонда, который признается аварийным по итогам его обследования (около 80,84 тыс. кв. метров в год).


Реализация региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда при финансовой поддержке федерального уровня позволит обновить жилищный фонд в Волгоградской области и обеспечит сокращение непригодного для проживания жилья к 2024 году в объеме 128,29 тыс. кв. метров с переселением 7,14 тыс. человек, к 2030 году - в объеме 210 тыс. кв. метров с переселением 11,11 тыс. человек.


Реализация государственной программы Волгоградской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Волгоградской области" (далее именуется - государственная программа), развитие и поддержка строительной отрасли позволят улучшить качество жизни граждан, создать комфортную и безопасную среду, новое качество инфраструктуры для жизни, работы и отдыха жителей Волгоградской области, будут способствовать импортозамещению, созданию новых рабочих мест, увеличению спроса на продукцию промышленных производств.



2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы


Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы и общие требования к государственной региональной политике в сфере жилищного строительства сформированы с учетом национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее именуется - Указ Президента Российской Федерации N 474), государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 3268-р, Законом Волгоградской области от 28 декабря 2021 г. N 134-ОД "О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года", постановлением Губернатора Волгоградской области от 11 мая 2023 г. N 233 "Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года".


Основными приоритетами государственной политики в жилищной сфере Волгоградской области являются обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан Волгоградской области, а также соответствие объема комфортности жилищного фонда потребностям населения Волгоградской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»